ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные
документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа |
-Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования
(приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г.№373); -Приказ
Минобрнауки
РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»; -Приказ МБОУ
СОШ с.Шелканово от 09.08.2014 г. № 83 - О
« О перечне учебников, используемых в образовательном процессе в
2014-2015 учебном году»; -Гигиенические
требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН
2.4.2.2821 – 10; -Основная
образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ с. Шелканово -Учебный
план МБОУ СОШ села Шелканово
2014-2015 учебный год; -
Годовой учебный календарный график МБОУ СОШ с. Шелканово
на 2014-2015 учебный год; -Положение
МБОУ СОШ с. Шелканово
«О рабочей программе по предмету (курсу)
педагога» |
Сведения
о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана
рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания |
Сборник рабочих программ «Школа
России». 1-4 классы: пособие для
учителей общеобразовательных учреждений / С.В. Анащенкова
и др. – М.: Просвещение, 2011. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие
программы.1-4 классы. –М: Просвещение, 2011 |
Сведения
об УМК |
Реализация данной программы осуществляется
с помощью УМК « Школа России» авторами
данного УМК являются: А. А. Плешаков, С. В Анащенкова, М. А. Бантова, Г.
В. Бельтюкова, М. В. Бойкина, С. И. Волкова, В. Г.
Горецкий и др. для 2 класса общеобразовательных
учреждений .
|
Цель
и задачи учебного предмета |
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной
школе направлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины
мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного
познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения
с людьми и природой; —
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в
условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами
содержания курса являются: 1)
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и
современной жизни; 2)
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нём; 3)
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4)
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. |
Общая
характеристика учебного предмета |
Отбор содержания курса
«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1)
идея многообразия мира; 2)
идея целостности мира; 3)
идея уважения к миру. Многообразие
как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в
социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических
сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая
многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и
народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным
многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как
условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его
материальных и духовных потребностей. Фундаментальная
идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация
осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой
и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности,
рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей,
анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти
компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и
общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей
имеет включение в программу сведений из области экономики, истории,
современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого
класса. Уважение
к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного
на признании самоценности сущего, на включении в
нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к
рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего
человечества. В
основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый
подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение
различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные
методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую
информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений
природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том
числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся
дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и
явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и
учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной
практической деятельности по охране среды и другие формы работы,
обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром.
Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке,
музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов
имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в
каждом разделе программы. В
соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации
программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности
учащихся, к которым относятся: 1)
распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для
начальной школы атласа-определителя; 2)
моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем
(моделей); 3)
эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к
миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку
соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально
разработанной книги для чтения по экологической этике. Учебный
курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной
школы . |
Ценностные
ориентиры содержания учебного предмета |
Ценностные
ориентиры содержания курса •
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и
общества. •
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём
многообразии её форм. •
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к
познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. •
Человечество как многообразие народов, культур, религий. •
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в
любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. •
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к
поколению и жизнеспособности российского общества. •
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой
личности. •
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и
общества. •
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём
многообразии её форм. •
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к
познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. •
Человечество как многообразие народов, культур, религий. •
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в
любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. •
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к
поколению и жизнеспособности российского общества. •
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой
личности. |
Место
учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной
ступени общего образования |
Рабочая программа предназначена для 2 класса
общеобразовательных учреждений и
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального образования, с учётом концепции
духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования. Представленная
программа предусматривает изучение
предмета «Окружающий мир» во 2 классе общеобразовательных учреждений : 70 часов (2 часа
в неделю). |
Результаты
изучения учебного предмета (личностные, метапредметные,
предметные) |
Представленная программа обеспечивает
достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов. Личностные результаты: 1)
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических
ценностных ориентации; 2)
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3)
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов; 4)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире; 5)
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения; 6)
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе; 7)
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8)
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9)
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций; 10)
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным
и духовным ценностям. Метапредметные результаты: 1)
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления; 2)
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3)
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата; 4)
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5)
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6)
использование знаково-символических средств представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебных и практических задач; 7)
активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач; 8)
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
«Окружающий мир»; 9)
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям; 10)
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11)
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих; 12)
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и
др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13)
овладение базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами; 14)
умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
учебного предмета «Окружающий мир». Предметные результаты: 1)
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости
за национальные свершения, открытия, победы; 2)
сформированность уважительного отношения к России,
родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её
современной жизни; 3)
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и
людей, норм здоровьесберегающего поведения в
природной и социальной среде; 4)
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из
семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном
пространстве); 5)
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире. |
Предпочтительные
формы контроля |
Формами
контроля учащихся являются: тестирование, самоанализ и самооценка,
наблюдения, проекты, а также
внеурочная деятельность учащихся (участие в олимпиадах, творческих
конкурсах). Личностные результаты не подлежат оценке и
проверке. Метапредметные результаты выявляются в
ходе проверки коммуникативных умений.
Объектом итоговой оценки достижений учащихся 2 класса являются только предметные результаты
обучения. |
Педагогические
технологии, средства обучения, используемые учителем |
Данная программа реализуется с помощью
разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных
методов обучения и педагогических технологий. Программа предусматривает такую
систему организации учебного процесса, основу которой являет собой
современный урок с использованием интернет технологий, развивающего обучения,
проблемного обучения, личностно - ориентированного обучения. В поддержку
современному уроку выступает система консультаций, а также самостоятельная
работа учащихся с использованием современных компьютерных технологий.
Осуществление целей данной программы обусловлено использованием в
образовательном процессе информационных технологий, проблемного обучения,
личностно-ориентированного обучения. Программа направлена на создание
оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов,
сохранение психосоматического здоровья учащихся, развитие положительной мотивации
к освоению программы, развитие
индивидуальности каждого
ребёнка. |
Основное содержание учебного предмета
Содержание
предмета |
Содержание курса Где
мы живём? (4 часа)
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего
посёлка, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб,
гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух. Вода, растения. Животные- всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи,
машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к
окружающему. Природа
(20 часов)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце-
источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и
термометр. Что такое погода.
Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют
богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека.
Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные
признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и их
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные
признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе (осенние явления).
Кошки и собаки различных пород. Уход
за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и
укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян
растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных(сбор
букетов, обламывание ветвей. Вырубка лесов, вылов красивых насекомых. Неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и
муравейников.). Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными . Меры их охраны. Правила поведения в природе. Экскурсия: наблюдение
осенних изменений в природе. Жизнь
города и села (10 часов)
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из
истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на
лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство,
строительство. Транспорт, торговля - составные части экономики, их
взаимосвязь. Деньги.
Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный;
пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины посёлка.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники
культуры, их охрана.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного,
артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в
зимнем лесу. Экскурсии: наблюдение
зимних явлений природе; знакомство с
достопримечательностями посёлка. Здоровье
и безопасность (9 часов)
Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство.
Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее
распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения.
Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог)
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях ( при
обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная
безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в
опасных ситуациях при контакте с людьми. Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых
водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающем двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе. Общение
(7 часов)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между
членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых.
Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного
разговора. Приём гостей и поведение в
гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в
магазине, кинотеатре, транспорте) Путешествия
(1 часов)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение
по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие
водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное
отношение к природе весной и летом
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица
России. Московский Кремль и другие достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом
всех людей. Экскурсия: наблюдение
весенних изменений в природе. Практическая работа:
определение сторон горизонта по компасу. Практическая
работа: освоение основных приёмов чтения карты. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество
часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и
лабораторных работ |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Особенности
класса |
Общеобразовательный (с наличием учащихся по программе VII-го
вида) |
Требования к
уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся |
Достижение целей
личностного, социального и познавательного развития учащихся является главным результатом
освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру. В процессе освоения
будут достигнуты определённые метапредметные результаты, учащиеся - овладеют способностью принимать и
сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - освоят начальные формы познавательной и
личностной рефлексии; - будут активно использовать речевые
средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных и познавательных задач; - будут готовы слушать собеседника и вести
диалог; - овладеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между
объектами и процессами. В процессе освоения
будут достигнуты определённые предметные результаты. учащиеся должны знать: неживая и живая
природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы;
животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки
времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности;
правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний
адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии; строение тела человека; правила личной гигиены; правила
безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми; имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы,
благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах; правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов
и пассажиров транспортных средств); основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса;
основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных
водоемов; части реки; названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов
России; названия нескольких стран мира; государственные символы России. Учащиеся должны уметь: различать объекты природы и предметы, созданные человеком,
объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и
животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку
представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством
учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в
природе; различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью
города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы
продленного дня; соблюдать
правила безопасности движения (в частности,
касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств); выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на
улице и в быту; использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в
отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных
местах; определять основные стороны горизонта с помощью компаса; приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы,
Санкт-Петербурга. |
Оценка достижения планируемых результатов освоения
учебной программы |
Система
оценки достижения планируемых результатов изучения предмета
предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения.
Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников
решать учебнопознавательные и учебно-практические
задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом
сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его
превышение. В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса
оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и
итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны
так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и
глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных
действий. Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых
комплексных работ - системы заданий различного уровня сложности по чтению,
русскому языку, математике и окружающему миру. В учебном процессе оценка
предметных результатов проводится с помощью диагностических работ
(промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы
учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по
окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной
основе. Системная оценка личностных, метапредметных
и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая: является
современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки
достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование
качества образования; реализует
одно из основных положений Федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных
учебных действий; позволяет
учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий
учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе
начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов
образовательного плана; предполагает
активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на
основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. Критериями
оценивания являются: соответствие
достигнутых предметных, метапредметных и личностных
результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной
программы начального общего образования ФГОС; динамика
результатов предметной обученности,
формирования универсальных учебных действий. Используемая
в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления
второклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и
неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной
самооценке. Текущий
контроль по
окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные
работы для текущего контроля проводятся
в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля
состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется
всесторонняя проверка только одного определенного умения. Тематический
контроль по
окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок
выбираются узловые вопросы программы. Основанием для выставления итоговой
оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной
работой учеников,, устного опроса, текущих, тестовых
и практических работ, итоговой диагностической работы. |
Календарно-тематическое планирование
№
п/п |
Сроки проведения |
Раздел
программы |
Тема урока |
Кол-во
часов |
Характеристика деятельности обучающихся |
Этнокультурные
особенности региона |
Примечания |
|
|
План |
Факт |
Где мы живём? |
|
4 |
|
|
|
1. |
02.09 |
|
|
Моя малая Родина. |
1 |
-Понимать учебные задачи раздела и
данного урока, стремиться их выполнить; -
различать государственные символы
России, отличать герб и флаг
России от гербов и флагов других стран; исполнять
гимн Российской Федерации; |
|
|
2. |
05.09 |
|
|
Родная
страна. Город и село. Стартовая
диагностика. Тест №1 |
1 |
-Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить; -
работать в паре: находить
изображения города и села, обозначать
их цветными фишками, осуществлять контроль; -
формулировать выводы из изученного
материала, оценивать свои достижения на уроке. |
Моя малая родина. |
|
3. |
09.09 |
|
|
Природа
и рукотворный мир |
1 |
-
Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить; -
различать объекты природы и
предметы рукотворного мира; -
работать в паре: классифицировать
объекты окружающего мира, осуществлять контроль и коррекцию; -
работать в паре: обсуждать и
оценивать отношение людей к окружающему миру, рассказывать о своём отношении
к окружающему миру; -
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
Природа
родного края |
|
4. |
12.09 |
|
|
Проверим
и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» (Тест№2) |
1 |
-
Выполнять тестовые задания; -
оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
|
|
|
|
Природа
|
20 |
|
|
|
|
|
5. |
16.09 |
|
|
Неживая
и живая природа. |
1 |
-
Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить; -
классифицировать объекты природы по существенным признакам; -
различать объекты неживой и живой природы; -
приводить примеры объектов живой и неживой природы; -
работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ, обсуждать
свои выводы, осуществлять самопроверку; Формулировать
выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке. |
|
|
6.
|
19.09 |
|
. |
Явления
природы |
1 |
-
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -
работать в паре: различать объекты и явления природы, рассказывать об
изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях; -
приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений; -
анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по характерным природным
явлениям; -
практическая работа: знакомятся с устройством термометра, проводить опыты с
термометром, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать
результаты измерений; -
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения. |
|
|
7.
|
23.09 |
|
|
Что
такое погода. |
1 |
-
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -
наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса; -
приводить примеры погодных явлений; -
сопоставлять научные и народные предсказания погоды; -
работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой,
фиксировать результаты; |
|
|
8. |
26.09 |
|
|
В
гости к осени. Экскурсия №1 |
1 |
-
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -
работать в паре: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой
природе, -рассказывать
об осенних явлениях в неживой и живой природе; -
прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в
неживой природе; |
|
|
9.
|
30.09 |
|
|
В
гости к осени |
1 |
-
Понимать учебные задачи экскурсии и стремиться их выполнить; -
наблюдать изменения в неживой и живой
природе, устанавливать взаимосвязь между ними; -
оценивать результаты своих достижений на экскурсии. |
|
|
10. |
03.10 |
|
|
Звёздное
небо. |
1 |
-
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; -
находить на рисунке знакомые созвездия; -
знакомиться по учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлять
самопроверку; -
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения. |
|
|
11.
|
07.10 |
|
|
Заглянем
в кладовые Земли. Практическая работа №1 «Знакомство с горными породами и минералами». |
1 |
-
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; -практическая
работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы
полевого шпата, кварца, слюды; -
различать горные породы и минералы; Работать
в паре: помощью атласа-определителя
приводить примеры горных пород и минералов; -
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы
и оценивать свои достижения. |
Полезные
ископаемые Башкортостана. |
|
12. |
10.10 |
|
. |
Про
воздух |
1 |
-
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; -
рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека; -
работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения
воздуха и воды; -
- - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать свои достижения. |
|
|
13.
|
14.10 |
|
|
И
про воду. |
1 |
Понимать
учебную задачу урока и стараться её выполнить; -
рассказывать о значении воды для
растений, животных и человека; -
работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения
воздуха и воды; -
- - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать свои достижения. |
|
|
14. |
17.10 |
|
|
Какие
бывают растения.? Практическая работа №2
«Распознавание деревьев, кустарников и трав». |
1 |
-
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; -
устанавливать по схеме различия между группами растений; -
работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять
самопроверку; -
приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; |
Растения
Башкортостана |
|
15.
|
21.10 |
|
|
Какие
бывают животные? |
1 |
-Понимать
учебную задачу урока и стараться её выполнить; -
работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки; -
работать в паре: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах
новую информацию о них; -
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения. |
Животные
моего края. |
|
16. |
24.10 |
|
|
Невидимые
нити. |
1 |
-
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; -
устанавливать взаимосвязи в природе: между живой и неживой природой,
растениями и животными; -
работать в паре: -
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения. |
|
|
17. |
28.10 |
|
|
Дикорастущие
и культурные растения. |
1 |
-
- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; -
сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, осуществлять
контроль и коррекцию; -
работать в группе: приводить примеры дикорастущих и культурных растений; -
сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном
растении; -
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы
и оценивать свои достижения. |
|
|
18.
|
07.11 |
|
|
Дикие
и домашние животные. |
1 |
-
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; -
сравнивать и различать диких и домашних животных; -
работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных, рассказывать
о значении домашних животных и уходе за ними; -
находить в тексте нужную информацию; -
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения. |
|
|
19. |
11.11 |
|
. |
Комнатные
растения Практическая
работа №3 «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями». |
1
|
-
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; -
узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку; -
оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья
человека; -
практическая работа в группе: осваивать приёмы ухода за комнатными растениями
в соответствии с инструкцией; формулировать
выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения |
|
|
20.
|
14.11 |
|
|
Животные
живого уголка. |
1 |
Понимать
учебную задачу урока и стараться её выполнить; -
рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними; -
рассказывать о своём отношении к животным живого уголка; -
практическая работа в группе: осваивать приёмы содержания животных живого
уголка в соответствии с инструкциями; -
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения |
|
|
21.
|
18.11 |
|
|
Про кошек и собак. Меры безопасности при общении с домашними
животными. |
1 |
-
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; -
определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника; -
приводить примеры пород собак с помощью атласа-определителя; -
работать в группе: использовать тексты учебника как образец для выполнения
заданий; -
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения |
|
|
22. |
21.11 |
|
|
Красная
книга. |
1 |
-
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; -работать
в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; -формулировать
выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения |
Красная
книга Башкортостана |
|
23.
|
25.11 |
|
|
Будь
природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём
под защиту». |
1 |
-
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; -
работать в паре: по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой
природе, рассказывать о них; -
-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения; |
|
|
24.
|
28.11 |
|
Жизнь
города и села |
Проверим
себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» |
10 |
- Выполнять тестовые задания учебника; -
оценивать правильность \неправильность предложенных ответов; -
оценивать бережное или потребительское отношение к природе; |
|
|
25. |
02.12 |
|
|
Что
такое экономика |
1 |
-Понимать
учебную задачу урока и стараться её выполнить; Рассказывать
об отраслях экономики по предложенному плану; -
работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при
производстве определённых продуктов; -
читать предложенный текст, находить в нём ответы на поставленные вопросы,
оценивать ответы одноклассников; -формулировать
выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения; |
|
|
26. |
05.12 |
|
|
Из
чего что сделано. |
1 |
-
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; -
классифицировать предметы по характеру материала; -
работать в группе: по рисункам прослеживать производственные цепочки,
моделировать их, составлять рассказ; -
-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения; |
|
|
27. |
09.12 |
|
. |
Как
построить дом |
1 |
-
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; -
рассказывать (по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского
домов; -
читать текст учебника, находить названные в нём машины на рисунке, предлагать
вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников; -формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения; |
|
|
28. |
12.12 |
|
|
Какой
бывает транспорт. Почему на улице опасно? |
1 |
-
- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; -
работать в паре: классифицировать средства
транспорта; -
узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с
номерами телефонов экстренного вызова; -
-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения; |
|
|
29. |
65.12 |
|
|
Культура
и образование. |
1 |
-
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; -
различать учреждения культуры и образования, узнавать их по фотографиям,
приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе и своего
региона; -
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения; |
Музеи
Уфы. |
|
30. |
19.12 |
|
|
Все
профессии важны. Проект Профессии. |
1 |
-
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; -
наблюдать над зимними погодными явлениями; -
исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от
чередования оттепелей, снегопадов и морозов; -
наблюдать поведение зимующих птиц; -
формулировать выводы по материалу экскурсии; -оценивать свои достижения и поведение во
время экскурсии. |
|
|
31 |
23.12 |
|
|
В
гости к зиме Экскурсия
№2 |
1 |
-
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; -
обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время
экскурсии; -Формулировать
правила безопасного поведения на улице зимой; -
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения; |
|
|
32.
|
26.12 |
|
. |
В
гости к зиме |
1 |
-
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; -
рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих
родителей; -
работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и
находить их представителей на фотографиях; -
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения; |
Профессии
моих родителей |
|
33.
|
30.12 |
|
|
Проверим
и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» |
1 |
Выполнять
тестовые задания учебника; -
оценивать правильность \неправильность предложенных ответов; -
формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами |
|
|
34. |
16.01 |
|
|
Презентация
проектов «Родное село», «Красная книга, или «Возьмём под защиту»,
«Профессии». |
1 |
-
Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными
материалами; -
обсуждать выступления учащихся; -
оценивать свои достижения и достижения других учащихся |
|
|
|
|
Здоровье
и безопасность |
|
9 |
|
|
|
|
35. |
20.01 |
|
|
Строение
тела человека |
1 |
-
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; -
работать в группе: называть и показывать внешние части тела человека; -работа
в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе
внутренних органов человека; -
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы
и оценивать свои достижения |
|
|
36. |
23.01 |
|
|
Если
хочешь быть здоров. Витамины и здоровый образ
жизни. |
1 |
-
- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; -
рассказывать о своём режиме дня; -
обсуждать сбалансированное питание школьника; -
работать в паре: различать продукты растительного и животного происхождения,
осуществлять самопроверку; -
Формулировать правила личной гигиены; - формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения |
|
|
37. |
27.01 |
|
|
Берегись
автомобиля! |
1 |
-
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; -
моделировать сигналы светофора; характеризовать свои действия как пешехода
при различных сигналах; -
формулировать, пользуясь учебником, правила движения по загородной дороге,
осуществлять самопроверку; |
|
|
38.
|
30.01 |
|
|
Школа
пешехода Учусь читать дорожные знаки. |
1 |
-
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; -
работа в группе: формулировать правила безопасности на основе прочитанных
рассказов; -
практическая работа: учиться соблюдать изученные правила безопасности под
руководством учителя; -
формулировать, пользуясь учебником, правила движения по загородной дороге,
осуществлять самопроверку; |
|
|
39.
|
03.02 |
|
. |
Домашние
опасности |
1 |
-
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; -
работать в группе: на основе текста учебника формулировать правила
безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков; -
- формулировать, пользуясь учебником, правила движения по загородной дороге,
осуществлять самопроверку; |
|
|
40. |
06.02 |
|
|
Пожар! |
1 |
-
Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; -
характеризовать пожароопасные предметы; -
запомнить правила предупреждения пожара; -
формулировать, пользуясь учебником, правила движения по загородной дороге,
осуществлять самопроверку; |
|
|
41. |
10.02 |
|
|
На
воде и в лесу. Если заблудился в лесу. |
|
-Понимать
учебную задачу урока и стараться её выполнить; -
характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; -
запомнить правила поведения во время купания; -
работать в паре: различать съедобные и ядовитые грибы; -
формулировать, пользуясь учебником, правила движения по загородной дороге,
осуществлять самопроверку; |
|
|
42.
|
13.02 |
|
|
Опасные
незнакомцы |
1 |
-Понимать
учебную задачу урока и стараться её выполнить; -
характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми;
запомнить правила поведения при контактах с незнакомцами; -
- формулировать, пользуясь учебником, правила движения по загородной дороге,
осуществлять самопроверку; |
|
|
43.
|
17.02 |
|
|
Проверим
себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» Тест № |
1 |
Выполнять
тестовые задания учебника; -
оценивать правильность \неправильность предложенных ответов; -
формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами |
|
|
|
|
Общение |
|
7 |
|
|
|
|
44. |
20.02 |
|
|
Наша
дружная семья. |
1 |
-Понимать
учебную задачу урока и стараться её выполнить; -
формулировать понятие «культура общения»; -
обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; -
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения |
|
|
45. |
24.02 |
|
|
Проект
«Родословная» |
1 |
В
ходе выполнения проекта дети учатся: -
отбирать фотографии из семейного архива; -
- составлять родословное древо семьи; -
презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа; -
оценивать свои достижения |
|
|
46.
|
27.02 |
|
. |
В
школе |
1 |
-Понимать
учебную задачу урока и стараться её выполнить; -рассказывать
о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; -
моделировать различные ситуации общения на уроке и переменках; -
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения |
Моя
родная школа. |
|
47. |
03.03 |
|
|
Правила
вежливости. |
1 |
-Понимать
учебную задачу урока и стараться её выполнить -обсуждать,
какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных
ситуациях общения; -
формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении
мальчика с девочкой, мужчины с женщиной; -
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения |
|
|
48.
|
06.03 |
|
|
Ты
и твои друзья |
1 |
-
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -
обсуждать проблему подарка в день рождения друга; -
моделировать правила поведения за столом; -
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения |
|
|
49. |
10.03 |
|
|
Мы- зрители и пассажиры |
1 |
-
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -
обсуждать правила поведения в театре и формулировать их, возражая Советам
Попугая; -
обсуждать правила поведения в общественном транспорте; -
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения |
|
|
50. |
13.03 |
|
|
Проверим
себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» Тест № |
1 |
Выполнять
тестовые задания учебника; -
оценивать правильность \неправильность предложенных ответов; -
формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами |
|
|
|
|
Путешествия |
|
1 |
|
|
|
|
51. |
17.03 |
|
. |
Посмотри
вокруг. |
1 |
-Понимать
учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -
сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; -
работать в паре: находить на схеме и называть указанные стороны горизонта,
моделировать стороны горизонта; -
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы
и оценивать свои достижения |
|
|
52. |
20.03 |
|
|
Ориентирование
на местности .Практическая работа №4 «
Определение сторон горизонта» |
1 |
-Понимать
учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -
работать в паре: находить ориентиры на рисунке учебника; --
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы
и оценивать свои достижения |
|
|
53. |
03.04 |
|
|
Ориентирование
на местности. |
1 |
-Понимать
учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -
работать в паре: находить ориентиры на рисунке учебника; -
практическая работа в паре: знакомятся с устройством компаса и правилами
работы с ним; --
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы
и оценивать свои достижения |
|
|
54.
|
07.04 |
|
|
Формы
земной поверхности. |
1 |
-Понимать
учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -сопоставлять
фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм
земной поверхности; -
работать в паре: сравнивать по схеме холм и гору, осуществлять самопроверку с
помощью текста учебника; формулировать
выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения |
Горы нашего края |
|
55.
|
10.04 |
|
|
Водные
богатства. |
1 |
-
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -
различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их
по описанию; -
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы
и оценивать свои достижения |
Реки нашего края |
|
56.
|
14.04 |
|
|
В
гости к весне .Экскурсия №3 |
1 |
-
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -
рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; -работать
в паре: знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной; Моделировать
взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; --
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения |
|
|
57 |
17.04 |
|
|
В
гости к весне. |
1 |
|
|
|
58.
|
21.04 |
|
. |
Россия
на карте Практическая
работа №5«Как читать карту» |
1
|
-
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -
сравнивать изображение России на глобусе и карте; -
учиться правильно показывать объекты на настенной
карте; -
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения |
Карта
Башкортостана. |
|
59. |
24.04 |
|
|
Проект
«Города России» |
1 |
В
ходе работы над проектом дети учатся: -
распределять обязанности по выполнению проекта; -
составлять презентацию своего исследования; -
презентовать свои проекты; -
оценивать свои достижения; |
Мой
город Бирск |
|
60. |
28.04 |
|
|
Путешествие
по Москве. |
1 |
-
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -
находить Москву на карте России; -работать
в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Москвы с собственными наблюдениями; -
отличать герб Москвы от гербов других городов; -
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения |
|
|
61. |
01.05 |
|
|
Московский
Кремль |
1 |
-
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -
обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя Москвы; -
читать текст учебника, находить в нём сведения из истории Кремля; -
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы
и оценивать свои достижения |
|
|
62. |
05.05 |
|
. |
Город
на Неве |
1 |
-
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -
находить Санкт- Петербург на карте России; находить
в нём достопримечательности; -
- отличать герб Санкт- Петербурга от гербов других городов; -
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы
и оценивать свои достижения |
|
|
63. 64. |
08.05 12.05 |
|
|
Путешествие
по планете. Путешествие
по материкам. |
1 1 |
-
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -
сравнивать глобус и карту мира; находить ,называть
на глобусе и карте мира океаны, и материки; -
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения -
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -находить
материки на карте мира; -
работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и
других источников; -
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения |
|
|
65.
|
15.05 |
|
|
Страны
мира. |
1 |
-
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -
сравнивать физическую и политическую карты мира; -
находить и показывать на политической карте мира территорию России, других
стран; |
|
|
66.
|
19.05 |
|
|
Впереди лето. Экскурсия
№4 |
1 |
Обобщить знания по темам года. Выполнять тестовые задания. |
|
|
67.
|
22.05 |
|
|
Итоговая
диагностическая работа |
1 |
|
|
|
68.
|
26.05 |
|
|
Презентация
проекта. «Родословная» |
1
|
-
Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться
её выполнить; -
наблюдать за состоянием погоды, цветением растений; -
формулировать выводы о весенних явлениях природы; -
оценивать свои достижения |
|
|
69 |
29.05 |
|
|
Презентация
проекта «Города
России» |
1 |
Выступать
с подготовленными сообщениями. Оценивать свои достижения. |
Город
Бирск |
|
70 |
|
|
Обобщающий
урок. |
1 |
|
|
|
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебный
комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь,
учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д. |
Сборник рабочих программ «Школа
России». 1-4 классы: пособие для
учителей общеобразовательных учреждений / С.В. Анащенкова
и др. – М.: Просвещение, 2011. Плешаков
А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 класс. –М:
Просвещение, 2011. Плешаков
А. А ,Железникова О. А.
Концепция учебно-методического комплекса «Школа России». , Просвещение 2013 Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 2
класс .В 2 ч. – М.: Просвещение,2012. А. А.
Плешаков, А. Е. Соловьёва. Оружающий мир.
Методические рекомендации для учителей общеобразовательных учреждений,
просвещение, 2014 Плешаков
А.А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 2 класса начальной
школы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011 Плешаков
А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. - М.: Просвещение,
2014 Плешаков
А.А. Зеленые страницы. КДЧ. - М.: Просвещение, 2010. Плешаков
А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. - М.: Просвещение, 2010. Логинова
О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. -
М.: Просвещение, 2011. |
Учебно-практические издания |
Олимпиады по предмету
"Окружающий мир" 2 класс . Орг А. О. , ИЗД. Экзамен,2014 |
Контрольно-диагностические материалы, тесты и т.д |
А. А Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д.
Назарова . Окружающий мир. Тесты. 2 класс, М:
Просвещение, 2014 Контрольно-измерительные
материалы Окружающий мир 2 класс ФГОС. : Яценко И.Ф,
ВАКО, 2014 |
Учебно-наглядные издания и пособия |
Комплект
демонстрационных таблиц по окружающему миру.. А. А.
Плешаков |
Учебно-методические пособия |
Максимова
Т. Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2 класс .-М.: ВАКО,2012. Роговцева Н. И., Глаголева Ю. И Окружающий мир. Поурочные
разработки. Технологические карты . Просвещение, 2014 г. |
Научно-популярная литература, словари и справочники,
атласы, развивающие и дидактические игры и т.д. |
Плешаков
А.А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 Плешаков
А. А., Зелёные страницы. Книга для
учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2011 |
Аудио- и видеоприложения |
Аудиозаписи
в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме). |
цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные
приложения и т.д.) |
Приложение к учебнику «Окружающий мир», 2 класс на
электронном носителе (СD) Презентации по темам учебника 2 класс. Окружающий мир. |
Перечень материально-технического
обеспечения образовательного процесса
Библиотечный фонд, печатные пособия |
Сборник рабочих программ «Школа
России». 1-4 классы: пособие для
учителей общеобразовательных учреждений / С.В. Анащенкова
и др. – М.: Просвещение, 2011. Плешаков
А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 класс. –М:
Просвещение, 2011. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 2
класс .В 2 ч. – М.: Просвещение,2012. А.
А. Плешаков, А. Е. Соловьёва. Оружающий мир.
Методические рекомендации для учителей общеобразовательных учреждений,
просвещение, 2014 Плешаков
А.А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 2 класса начальной
школы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011 Плешаков
А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. - М.: Просвещение,
2014 Плешаков
А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. - М.: Просвещение,
2014. Плешаков
А.А. Зеленые страницы. КДЧ. - М.: Просвещение, 2010. Плешаков
А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. - М.: Просвещение, 2010. Логинова
О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. -
М.: Просвещение, 2011. |
Компьютерные и ИКТ средства |
Приложение к учебнику «Окружающий мир», 2 класс на
электронном носителе (СD) Презентации по темам учебника 2 класс. Окружающий мир. |
Технические средства обучения |
Аудиопроигрыватель Компьютер |
Демонстрационные пособия |
|
Экранно-звуковые пособия |
Аудиозаписи
в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме). |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
Термометры
для измерения температуры воздуха, воды. Термометр
медицинский Компас Рельефные
модели (равнина, холм, гора, овраг). Муляжи
овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения |
Учебные игры |
Настольные развивающие игры по тематике предмета
«Окружающий мир». |
Литература, рекомендованная для учителя |
1.Сборник
рабочих программ «Школа России». 1-4
классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.В. Анащенкова и др. – М.: Просвещение, 2011. 2. Плешаков
А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 класс. –М:
Просвещение, 2011. 3 Плешаков
А. А ,Железникова О. А.
Концепция учебно-методического комплекса «Школа России». , Просвещение 2013 4.
Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс .В 2
ч. – М.: Просвещение,2012. 5.А. Плешаков, А. Е. Соловьёва. Оружающий мир. Методические рекомендации для учителей
общеобразовательных учреждений, Просвещение, 2014 6.Максимова
Т. Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2 класс .-М.: ВАКО,2012. Роговцева Н. И., 7.Глаголева
Ю. И Окружающий мир. Поурочные разработки. Технологические карты .
Просвещение, 2014 г. 8. Олимпиады по предмету "Окружающий мир" 2
класс . Орг А. О. , ИЗД.
Экзамен,2014 |
Литература, рекомендованная для учащихся |
1.Плешаков
А.А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 2 класса начальной
школы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011 2.Плешаков
А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. - М.: Просвещение,
2014 3.Плешаков
А.А. Зеленые страницы. КДЧ. - М.: Просвещение, 2010. 4.Плешаков
А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. - М.: Просвещение, 2010. 5.Логинова
О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. -
М.: Просвещение, 2011. 6.А. А Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д.
Назарова . Окружающий мир. Тесты. 2 класс, М:
Просвещение, 2014 7.
Контрольно-измерительные материалы Окружающий мир 2 класс ФГОС. : Яценко И.Ф, ВАКО, 2014 8.
Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической
этики : пособие для учащихся общеобразоват.
учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М. :
Просвещение, 2012 |
Дополнительная литература |
1.Журнал
«Начальная школа» 2. «Я познаю мир» (энциклопедия) |