ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа

 

 

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г.№373);

-Приказ Минобрнауки  РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-Приказ МБОУ СОШ с.Шелканово от 09.08.2014 г. № 83 - О   « О перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2014-2015 учебном году»;

-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10;

-Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ  с. Шелканово

-Учебный план   МБОУ СОШ села Шелканово  2014-2015 учебный год;

- Годовой учебный календарный график МБОУ СОШ с. Шелканово на 2014-2015 учебный год;

-Положение МБОУ СОШ    с. Шелканово «О  рабочей программе по предмету (курсу) педагога»

Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания

 

   Сборник рабочих программ «Школа России».   1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.В. Анащенкова и др. – М.: Просвещение, 2011.

  Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы.1-4 классы. –М: Просвещение, 2011

Сведения об УМК

   Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК « Школа России»  авторами данного УМК являются:  А. А. Плешаков, С. В Анащенкова,  М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, М. В. Бойкина, С. И. Волкова, В. Г. Горецкий и др.  для 2 класса общеобразовательных учреждений .   

Цель и задачи учебного предмета

 Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными  задачами содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика учебного предмета

 Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при­родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы .

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования

Рабочая программа предназначена для 2 класса общеобразовательных учреждений   и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Представленная программа предусматривает изучение  предмета «Окружающий мир» во 2 классе общеобразовательных учреждений  : 70 часов (2 часа в неделю). 

Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные)

Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. 

 Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

 Предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Предпочтительные формы контроля

 Формами  контроля учащихся являются: тестирование, самоанализ и самооценка, наблюдения, проекты,  а также внеурочная деятельность учащихся (участие в олимпиадах, творческих конкурсах).

 Личностные результаты не подлежат оценке и проверке. Метапредметные результаты выявляются в ходе проверки коммуникативных умений.  Объектом итоговой оценки достижений учащихся 2 класса  являются только предметные результаты обучения.

Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем

Данная программа реализуется с помощью разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Программа предусматривает такую систему организации учебного процесса, основу которой являет собой современный урок с использованием интернет технологий, развивающего обучения, проблемного обучения, личностно - ориентированного обучения. В поддержку современному уроку выступает система консультаций, а также самостоятельная работа учащихся с использованием современных компьютерных технологий. Осуществление целей данной программы обусловлено использованием в образовательном процессе информационных технологий, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения. Программа направлена на создание оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов, сохранение психосоматического здоровья учащихся, развитие положительной мотивации к освоению  программы, развитие индивидуальности   каждого ребёнка. 

Основное содержание учебного предмета

Содержание  предмета

  Содержание   курса

Где мы живём? (4 часа)

          Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета -  Земля, страна - Россия, название нашего посёлка, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.

          Что нас окружает. Солнце, воздух. Вода, растения. Животные- всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Природа (20 часов)

          Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце- источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

          Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.

          Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

          Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.

          Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и их

          Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.

          Сезонные изменения в природе (осенние явления). 

          Кошки и собаки различных пород. Уход  за домашними питомцами. Животные живого уголка.

          Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. 

          Отрицательное влияние людей на растения и животных(сбор букетов, обламывание ветвей. Вырубка лесов, вылов красивых насекомых. Неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников.). Охрана растений и животных своего края.

          Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными . Меры их охраны. Правила поведения в природе.

          Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Жизнь города и села (10 часов)

          Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

          Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги.      Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.

          Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.

          Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

          Магазины  посёлка.

          Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры,  их охрана.

          Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.

          Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

          Экскурсии: наблюдение зимних явлений  природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.

Здоровье и безопасность (9 часов)

          Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.

   Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.

          Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог)

          Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

          Меры безопасности в домашних условиях ( при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.

          Правила безопасного поведения на воде.

          Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.

          Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающем двигателем,  не собирать ягоды и грибы возле шоссе.

Общение (7 часов)

          Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей.

          Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

          Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора.  Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте)

Путешествия (1  часов)

          Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

          Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).

          Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом

          Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.

          Знакомство с другими городами нашей страны.

          Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.

          Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.

          Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу.

Практическая работа: освоение основных приёмов чтения карты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Четверть

Количество недель в четверти

Количество часов в неделю

Количество часов в четверти

 Экскурсии

 Провероч-ные работы

Практи-ческие работы

 

I четверть

9

2

17

1

1

2

II четверть

8

2

16

1

2

1

III четверть

10

2

19

 

2

1

IV четверть

9

2

18

2

1

1

Итого в год

35 недель

 70

4

6

5

Особенности класса

Общеобразовательный (с наличием  учащихся по программе VII-го вида)

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

Достижение целей личностного, социального и познавательного развития учащихся является 

главным результатом освоения основной образовательной программы начального общего образования  по окружающему миру.

В процессе освоения будут достигнуты определённые метапредметные результаты, учащиеся

- овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

поиска средств её осуществления;

- освоят начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

- будут активно использовать речевые средства и средства информационных и

 коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- будут готовы слушать собеседника и вести диалог;

- овладеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими

существенные связи и отношения между объектами и процессами.

В процессе освоения будут достигнуты определённые предметные результаты.

учащиеся   должны знать:

неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;

строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;

правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;

названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.

Учащиеся должны уметь:

различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;

различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;

соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

определять основные стороны горизонта с помощью компаса;

приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

 

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ - системы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе. Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:

является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;

позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;

предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Критериями оценивания являются:

соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления второклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся   в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников,, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.

                                                          

 

Календарно-тематическое планирование

п/п

 Сроки проведения

 

Раздел программы

 Тема урока

Кол-во часов

  Характеристика  деятельности обучающихся

Этнокультурные особенности региона

Примечания

 

План

Факт

           Где мы живём?

 

4

 

 

 

1.

02.09

 

 

  Моя малая Родина.

1

-Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;

- различать государственные символы России, отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн Российской Федерации; 

 

 

2.

 05.09

 

 

Родная страна. Город и село.  Стартовая диагностика. Тест №1

1

-Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать в паре: находить изображения города и села, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль;

- формулировать выводы из изученного материала, оценивать свои достижения на уроке.

 

 Моя малая родина.

 

3.

09.09

 

 

Природа и рукотворный мир

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

- работать в паре: классифицировать объекты окружающего мира, осуществлять контроль и коррекцию;

- работать в паре: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, рассказывать о своём отношении к окружающему миру;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Природа родного края

 

4.

12.09

 

 

Проверим и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?»  (Тест№2)

1

- Выполнять тестовые задания;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

 

 

 

 

Природа

20

 

 

 

 

5.

16.09

 

 

Неживая и живая природа.

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- классифицировать объекты природы по существенным признакам;

- различать объекты неживой и живой природы;

- приводить примеры объектов живой и неживой природы;

- работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ, обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку;

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

 

 

 

6.

19.09

 

 .

 

Явления природы

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать в паре: различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях;

- приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;

- анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по характерным природным явлениям;

- практическая работа: знакомятся с устройством термометра, проводить опыты с термометром, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

 

 

7.

23.09

 

 

Что такое погода.

1

- - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;

- приводить примеры погодных явлений;

- сопоставлять научные и народные предсказания погоды;

- работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты;

 

 

8.

26.09

 

 

В гости к  осени. Экскурсия №1

1

- - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать в паре: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой природе,

-рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе;

- прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе;

 

 

9.

30.09

 

 

 

В гости к осени

 

1

- Понимать учебные задачи экскурсии и стремиться их выполнить;

- наблюдать изменения в неживой  и живой природе, устанавливать взаимосвязь между ними;

- оценивать результаты своих достижений на экскурсии.

 

 

10.

03.10

 

 

Звёздное небо.

1

- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- находить на рисунке знакомые созвездия;

- знакомиться по учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлять самопроверку;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

 

 

11.

07.10

 

 

 

Заглянем в кладовые Земли.

Практическая работа №1

«Знакомство с горными породами и минералами».

 

1

- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

-практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца, слюды;

- различать горные породы и минералы;

Работать в паре:  помощью атласа-определителя приводить примеры горных пород и минералов;

- - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Полезные ископаемые Башкортостана.

 

12.

10.10

 

 .

Про воздух

1

- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека;

- работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды;

- - - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

 

 

13.

14.10

 

 

И про воду.

1

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- рассказывать о значении  воды для растений, животных и человека;

- работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды;

- - - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

 

 

14.

17.10

 

  

Какие бывают растения.?

Практическая работа  №2 «Распознавание деревьев, кустарников и трав».

 

1

- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- устанавливать по схеме различия между группами растений;

- работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку;

- приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края;

Растения Башкортостана

 

15.

21.10

 

 

Какие бывают животные?

1

-Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки;

- работать в паре: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Животные моего края.

 

16.

24.10

 

 

Невидимые нити.

1

- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- устанавливать взаимосвязи в природе: между живой и неживой природой, растениями и животными;

- работать в паре:

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

 

 

17.

28.10

 

 

Дикорастущие и культурные растения.

1

- - Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, осуществлять контроль и коррекцию;

- работать в группе: приводить примеры дикорастущих и культурных растений;

- сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении;

- - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

 

 

18.

07.11

 

 

Дикие и домашние животные.

1

- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- сравнивать и различать диких и домашних животных;

- работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных, рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними;

- находить в тексте нужную информацию;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

 

 

19.

11.11

 

 .

Комнатные растения

Практическая работа №3

«Отработка приёмов ухода за комнатными растениями».

 

1

- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку;

- оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека;

- практическая работа в группе: осваивать приёмы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

 

 

20.

14.11

 

 

Животные живого уголка.

1

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними;

- рассказывать о своём отношении к животным живого уголка;

- практическая работа в группе: осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

 

 

21.

18.11

 

 

Про  кошек и собак.

 Меры безопасности при общении с домашними животными.

1

- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника;

- приводить примеры пород собак с помощью атласа-определителя;

- работать в группе: использовать тексты учебника как образец для выполнения заданий;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

 

 

22.

21.11

 

 

Красная книга.

1

- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

-работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Красная книга Башкортостана

 

23.

25.11

 

 

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту».

1

- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- работать в паре: по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них;

- -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения;

 

 

24.

28.11

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизнь города и села

 

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 - Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность \неправильность предложенных ответов;

- оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

 

 

 

25.

02.12

 

 

Что такое экономика

1

-Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану;

- работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов;

- читать предложенный текст, находить в нём ответы на поставленные вопросы, оценивать ответы одноклассников;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения;

 

 

26.

 05.12

 

 

Из чего что сделано.

1

- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- классифицировать предметы по характеру материала;

- работать в группе: по рисункам прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ;

- -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения;

 

 

27.

 09.12

 

 .

Как построить дом

1

- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- рассказывать (по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского домов;

- читать текст учебника, находить названные в нём машины на рисунке, предлагать вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников;

 -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения;

 

 

28.

 12.12

 

 

Какой бывает транспорт.

Почему на улице опасно?

1

- - Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- работать  в паре: классифицировать средства транспорта;

- узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова;

- -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения;

 

 

29.

 65.12

 

 

 

Культура и образование.

1

- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- различать учреждения культуры и образования, узнавать их по фотографиям, приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе и своего региона;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения;

Музеи Уфы.

 

30.

 19.12

 

 

Все профессии важны. Проект Профессии.

1

- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- наблюдать над зимними погодными явлениями;

- исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;

- наблюдать поведение зимующих птиц;

- формулировать выводы по материалу экскурсии;

 -оценивать свои достижения и поведение во время экскурсии.

 

 

31

 23.12

 

 

В гости к зиме 

Экскурсия №2

1

- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсии;

-Формулировать правила безопасного поведения на улице зимой;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения;

 

 

32.

 26.12

 

 .

В гости к зиме

1

- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей;

- работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения;

Профессии моих родителей

 

33.

 30.12

 

 

Проверим и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

1

 

Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность \неправильность предложенных ответов;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

 

 

34.

 16.01

 

 

Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или «Возьмём под защиту», «Профессии».

1

- Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

- обсуждать выступления учащихся;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся

 

 

 

 

Здоровье и безопасность

 

9

 

 

 

35.

 20.01

 

 

Строение тела человека

1

- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- работать в группе: называть и показывать внешние части тела человека;

-работа в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека;

- - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

 

 

36.

 23.01

 

 

Если хочешь быть здоров.

Витамины и здоровый образ жизни.

1

- - Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- рассказывать о своём режиме дня;

- обсуждать сбалансированное питание школьника;

- работать в паре: различать продукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку;

- Формулировать правила личной гигиены;

 - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

 

 

37.

 27.01

 

 

Берегись автомобиля!

1

- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- моделировать сигналы светофора; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;

- формулировать, пользуясь учебником, правила движения по загородной дороге, осуществлять самопроверку;

 

 

38.

 30.01

 

 

Школа пешехода

Учусь читать дорожные знаки.

1

- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- работа в группе: формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;

- практическая работа: учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя;

- формулировать, пользуясь учебником, правила движения по загородной дороге, осуществлять самопроверку;

 

 

39.

 03.02

 

 .

Домашние опасности

1

- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- работать в группе: на основе текста учебника формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков;

- - формулировать, пользуясь учебником, правила движения по загородной дороге, осуществлять самопроверку;

 

 

40.

 06.02

 

 

 

Пожар!

 

1

- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- характеризовать пожароопасные предметы;

- запомнить правила предупреждения пожара;

- формулировать, пользуясь учебником, правила движения по загородной дороге, осуществлять самопроверку;

 

 

41.

 10.02

 

 

На воде и в лесу.

Если заблудился в лесу.

 

-Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; - запомнить правила поведения во время купания;

- работать в паре: различать съедобные и ядовитые грибы;

- формулировать, пользуясь учебником, правила движения по загородной дороге, осуществлять самопроверку;

 

 

42.

 13.02

 

 

Опасные незнакомцы

1

-Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми; запомнить правила поведения при контактах с незнакомцами;

- - формулировать, пользуясь учебником, правила движения по загородной дороге, осуществлять самопроверку;

 

 

43.

 17.02

 

 

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» Тест №

1

Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность \неправильность предложенных ответов;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

 

 

 

 

Общение

 

 7

 

 

 

44.

 20.02

 

 

Наша дружная семья.

1

-Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- формулировать понятие «культура общения»;

- обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

 

 

45.

 24.02

 

 

Проект «Родословная»

1

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- отбирать фотографии из семейного архива;

- - составлять родословное древо семьи;

- презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа;

- оценивать свои достижения

 

 

46.

27.02

 

 .

В школе

1

-Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

-рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;

- моделировать различные ситуации общения на уроке и переменках;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Моя родная школа.

 

47.

 03.03

 

 

Правила вежливости.

1

-Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить

-обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения;

- формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

 

 

48.

 06.03

 

 

Ты и твои друзья

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- обсуждать проблему подарка в день рождения друга;

- моделировать правила поведения за столом;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

 

 

49.

 10.03

 

 

Мы- зрители и пассажиры

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- обсуждать правила поведения в театре и формулировать их, возражая Советам Попугая;

- обсуждать правила поведения в общественном транспорте;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

 

 

50.

 13.03

 

 

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»  Тест №

1

Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность \неправильность предложенных ответов;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

 

 

 

 

Путешествия

 

1

 

 

 

51.

 17.03

 

 

 .

Посмотри вокруг.

 

1

-Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;

- работать в паре: находить на схеме и называть указанные стороны горизонта, моделировать стороны горизонта;

- - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

 

 

52.

 20.03

 

 

Ориентирование на местности .Практическая работа №4

« Определение сторон горизонта»

1

-Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать в паре: находить ориентиры на рисунке учебника;

-- - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

 

 

53.

 03.04

 

 

Ориентирование на местности.

1

-Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать в паре: находить ориентиры на рисунке учебника;

- практическая работа в паре: знакомятся с устройством компаса и правилами работы с ним;

-- - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

 

 

54.

 07.04

 

 

Формы земной поверхности.

1

-Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности;

- работать в паре: сравнивать по схеме холм и гору, осуществлять самопроверку с помощью текста учебника;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Горы  нашего края

 

55.

 10.04

 

 

Водные богатства.

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;

- - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Реки    нашего края

 

56.

 14.04

 

 

В гости к весне .Экскурсия №3

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;

-работать в паре: знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой  природе весной;

Моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе;

-- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

 

 

57

17.04

 

 

В гости к весне.

1

 

 

 

58.

 21.04

 

 .

Россия на карте

Практическая работа №5«Как читать карту»

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сравнивать изображение России на глобусе и карте;

- учиться правильно показывать объекты на настенной карте;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Карта Башкортостана.

 

59.

 24.04

 

 

Проект «Города России»

1

В ходе работы над проектом дети учатся:

- распределять обязанности по выполнению проекта;

- составлять презентацию своего исследования;

- презентовать свои проекты;

- оценивать свои достижения;

Мой город Бирск

 

 60.

 28.04

 

 

Путешествие по Москве.

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- находить Москву на карте России;

-работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Москвы с собственными наблюдениями;

- отличать герб Москвы от гербов других городов;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

 

 

61.

 01.05

 

 

Московский Кремль

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя Москвы;

- читать текст учебника, находить в нём сведения из истории Кремля;

- - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

 

 

62.

 05.05

 

 .

Город на Неве

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- находить Санкт- Петербург на карте России; находить в нём достопримечательности;

- - отличать герб Санкт- Петербурга  от гербов других городов;

- - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

 

 

63.

 

 

 

 

 

 

64.

 08.05

 

 

 

 

 

 

12.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Путешествие по планете.

 

 

 

 

 

 

Путешествие по материкам.

 

 

1

 

 

 

 

 

 

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сравнивать глобус и карту мира; находить ,называть на глобусе и карте мира океаны, и материки;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-находить материки на карте мира;

- работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

 

 

65.

 15.05

 

  

Страны мира. 

1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сравнивать физическую и политическую карты мира;

- находить и показывать на политической карте мира территорию России, других стран;

 

 

66.

 19.05

 

 

   Впереди лето. Экскурсия №4

 1

 

Обобщить знания по темам года. Выполнять тестовые задания.

 

 

67.

 22.05

 

 

   Итоговая диагностическая работа

 1

 

 

 

68.

 26.05

 

 

Презентация проекта.

«Родословная»

1

- Понимать учебную задачу  экскурсии и стремиться её выполнить;

- наблюдать за состоянием погоды, цветением растений;

- формулировать выводы о весенних явлениях природы;

- оценивать свои достижения

 

 

69

29.05

 

 

Презентация проекта

«Города России»

1

Выступать с подготовленными сообщениями. Оценивать свои достижения.

Город Бирск

 

70

 

 

Обобщающий урок.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

 Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д.

 Сборник рабочих программ «Школа России».   1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.В. Анащенкова и др. – М.: Просвещение, 2011.

  Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 класс. –М: Просвещение, 2011.

  Плешаков А. А ,Железникова О. А. Концепция учебно-методического комплекса «Школа России». , Просвещение 2013

  Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс .В 2 ч. – М.: Просвещение,2012.

А. А. Плешаков, А. Е. Соловьёва. Оружающий мир. Методические рекомендации для учителей общеобразовательных учреждений, просвещение, 2014

Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 2 класса начальной школы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2014

Плешаков А.А. Зеленые страницы. КДЧ. - М.: Просвещение, 2010.

Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. - М.: Просвещение, 2010.

Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. - М.: Просвещение, 2011.

Учебно-практические издания

Олимпиады по предмету "Окружающий мир" 2 класс . Орг А. О. , ИЗД. Экзамен,2014

 

Контрольно-диагностические материалы, тесты и т

А. А Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова . Окружающий мир. Тесты. 2 класс, М: Просвещение, 2014

Контрольно-измерительные материалы Окружающий мир 2 класс ФГОС. : Яценко И.Ф, ВАКО, 2014

 

Учебно-наглядные издания и пособия

Комплект демонстрационных таблиц по окружающему миру.. А. А. Плешаков

Учебно-методические пособия

 Максимова Т. Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2 класс .-М.: ВАКО,2012.  Роговцева Н. И., Глаголева Ю. И  Окружающий мир. Поурочные разработки.  Технологические карты . Просвещение, 2014 г.

Научно-популярная литература, словари и справочники, атласы, развивающие и дидактические игры и т.д.

Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010

Плешаков А. А.,  Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2011

Аудио- и видеоприложения

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме).

 

цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.)

Приложение  к учебнику «Окружающий мир», 2 класс на электронном носителе (СD)

Презентации  по темам учебника 2 класс. Окружающий мир.

 

 

Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса

 

Библиотечный фонд, печатные пособия

 Сборник рабочих программ «Школа России».   1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.В. Анащенкова и др. – М.: Просвещение, 2011.

  Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 класс. –М: Просвещение, 2011.

  Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс .В 2 ч. – М.: Просвещение,2012.

А. А. Плешаков, А. Е. Соловьёва. Оружающий мир. Методические рекомендации для учителей общеобразовательных учреждений, просвещение, 2014

Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 2 класса начальной школы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2014

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. - М.: Просвещение, 2014.

Плешаков А.А. Зеленые страницы. КДЧ. - М.: Просвещение, 2010.

Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. - М.: Просвещение, 2010.

Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. - М.: Просвещение, 2011.

Компьютерные и ИКТ средства

Приложение  к учебнику «Окружающий мир», 2 класс на электронном носителе (СD)

Презентации  по темам учебника 2 класс. Окружающий мир.

Технические средства обучения

Аудиопроигрыватель

 Компьютер

Демонстрационные пособия

 

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме).

 

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

Термометр медицинский

Компас

Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг).

Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения

Учебные игры

Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир».

 

Литература, рекомендованная для учителя

1.Сборник рабочих программ «Школа России».   1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.В. Анащенкова и др. – М.: Просвещение, 2011.

 2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 класс. –М: Просвещение, 2011.

 3 Плешаков А. А ,Железникова О. А. Концепция учебно-методического комплекса «Школа России». , Просвещение 2013

4. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс .В 2 ч. – М.: Просвещение,2012.

 5.А. Плешаков, А. Е. Соловьёва. Оружающий мир. Методические рекомендации для учителей общеобразовательных учреждений, Просвещение, 2014

6.Максимова Т. Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2 класс .-М.: ВАКО,2012.  Роговцева Н. И.,

7.Глаголева Ю. И  Окружающий мир. Поурочные разработки.  Технологические карты . Просвещение, 2014 г.

8. Олимпиады по предмету "Окружающий мир" 2 класс . Орг А. О. , ИЗД. Экзамен,2014

Литература, рекомендованная для учащихся

1.Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 2 класса начальной школы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011

2.Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2014

3.Плешаков А.А. Зеленые страницы. КДЧ. - М.: Просвещение, 2010.

4.Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. - М.: Просвещение, 2010.

5.Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. - М.: Просвещение, 2011.

6.А. А Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова . Окружающий мир. Тесты. 2 класс, М: Просвещение, 2014

7. Контрольно-измерительные материалы Окружающий мир 2 класс ФГОС. : Яценко И.Ф, ВАКО, 2014

8. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М. : Просвещение, 2012

Дополнительная литература

1.Журнал «Начальная школа»

 2. «Я познаю мир» (энциклопедия)