ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа

 

 

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г.№373);

-Приказ Минобрнауки  РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10;

-Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ  с. Шелканово

-Приказ МБОУ СОШ с.Шелканово от _______ г. №___ о перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2014-2015 учебном году;

-Учебный план  МБОУ СОШ села Шелканово  2014-2015 учебный год;

- Годовой учебный календарный график МБОУ СОШ с. Шелканово на 2014-2015 учебный год;

-Положение МБОУ СОШ    с. Шелканово «О  рабочей программе по предмету (курсу) педагога»

Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания

Плешаков, А. А. Окружающий мир / А. А. Плешаков // Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2011.

 

   

Сведения об УМК

   Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК « Школа России»  авторами данного УМК являются:  А. А. Плешаков, С. В Анащенкова,  М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, М. В. Бойкина, С. И. Волкова, В. Г. Горецкий и др.  для 1 класса общеобразовательных учреждений .   

Цель и задачи учебного предмета

 Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными  задачами содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика учебного предмета

 Отбор содержания  предмета  «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при­родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы .

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования

Рабочая программа предназначена для 1 класса общеобразовательных учреждений   и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Представленная программа предусматривает изучение  предмета «Окружающий мир» в 1 классе общеобразовательных учреждений  : 66 часов (2 часа в неделю), 33 учебные недели.

Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные)

 Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об­разования, а именно:

 

 Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

  коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов для поиска и сбора информации;

- умение точно и полно выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников;

познавательные:

- применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классифика­ция) для установления закономерностей;

-  классифицирование предметов и явлений окружающего мира по заданному осно­ванию;

- анализ несложных объектов вербального характера, несложных практических действий и последующий элементарный   индуктивный вывод;

- синтез элементарной научной картины мира;

- моделирование жизненных ситуаций, допустимых форм поведения и др.;

- осознанное и произвольное построение умозаключения;

- смысловое чтение текстов учебника, научно-популярной литературы - извлече­ние необходимой информации; определение основной и второстепенной инфор­мации;

- установление причинно-следственных связей;

-  построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание способов разрешения противоречий, проблемных творческих задач;

  регулятивные:

-  целеполагание (постановка учебной задачи);

-  планирование хода рассуждений и последовательности несложных практиче­ских действий;

-  пошаговый контроль правильности практических действий, составления ответов-рассуждений;

- разрешение простейших противоречий и коррекция ошибок 

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу­ющие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Предпочтительные формы контроля

 Формами  контроля учащихся являются: тестирование, самоанализ и самооценка, наблюдения, проекты,  а также внеурочная деятельность учащихся (участие в олимпиадах, творческих конкурсах).

 Личностные результаты не подлежат оценке и проверке. Метапредметные результаты выявляются в ходе проверки коммуникативных умений.  Объектом итоговой оценки достижений учащихся 1 класса  являются только предметные результаты обучения.

Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем

Данная программа реализуется с помощью разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Программа предусматривает такую систему организации учебного процесса, основу которой являет собой современный урок с использованием интернет технологий, развивающего обучения, проблемного обучения, личностно - ориентированного обучения. В поддержку современному уроку выступает система консультаций, а также самостоятельная работа учащихся с использованием современных компьютерных технологий. Осуществление целей данной программы обусловлено использованием в образовательном процессе информационных технологий, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения. Программа направлена на создание оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов, сохранение психосоматического здоровья учащихся, развитие положительной мотивации к освоению  программы, развитие индивидуальности   каждого ребёнка. 

 

Основное содержание учебного предмета

Содержание  предмета

 

Задавайте вопросы! (1ч)

 Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой          

  Что и кто?    ( 20ч)

 Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?

 Как, откуда и куда?  (12ч)

Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?      

 Где и когда?  ( 11ч)

 Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа».  Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми? 

 Почему и зачем?( 22ч)

Почему солнце светит днем, а звезды – ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?

 

 

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ

 

Четверть

Количество недель в четверти

Количество часов в неделю

Количество часов в четверти

 Экскурсии

 Проверочные  работы

I четверть

8,5

2

17

1

 

II четверть

7,5

2

16

1

2

III четверть

9

2

17

 

1

IV четверть

8

2

16

2

2

Итого в год

33 недели

8

66

4

5

Особенности класса

Общеобразовательный  

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

Достижение целей личностного, социального и познавательного развития учащихся является 

главным результатом освоения основной образовательной программы начального общего образования  по окружающему миру.

В процессе освоения будут достигнуты определённые метапредметные результаты, учащиеся

- овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

поиска средств её осуществления;

- освоят начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

- будут активно использовать речевые средства и средства информационных и

 коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- будут готовы слушать собеседника и вести диалог;

- овладеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими

существенные связи и отношения между объектами и процессами.

В процессе освоения будут достигнуты определённые предметные результаты.

учащиеся   должны знать:

название нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где живут учащиеся, родного города;

 государственную символику России;

 государственные праздники;

 основные (легко определяемые) свойства воды;

 общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

 правила сохранения и укрепления здоровья;

 основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь

 различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

 приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни .

               

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

 

   В 1 классе используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы. Не следует использовать в качестве оценки любую знаковую символику.

Оценки фиксируются и накапливаются в таблицах образовательных результато (предметных, метапредметных и личностных) в и в портфолио.           

В первом классе вместо бальных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию.

Используется «Алгоритм самооценки»

В первом классе алгоритм состоит из 4 вопросов:

Какое было дано задание? (Учимся вспоминать цель работы)

Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)

Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)

Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс)

После проведения итоговых контрольных работ по предметам и диагностик метапредметных результатов используются таблицы результатов, в которые учитель выставляет отметка за каждое из заданий в таблицу результатов. Отметки в таблицы результатов выставляются в 1 классе в виде «+» (зачет, решение задачи, выполнение задания) или «-« ( задача не решена, задание не выполнено

                                                       

                             

 

 Календарно- тематическое планирование.

п/п

 

Сроки проведения

 

Раздел программы

    Тема урока

Кол-во часов 

 

          Характеристика  деятельности  обучающихся

 

 Этнокультурные

особенности

региона

 

Примечания

 

План

Факт

            Введение

 

1

 

 

 

1.

02.09

 

 

  Моя малая Родина.

1

 Учащиеся осваивают первоначальные умения:

задавать вопросы;

вступать в учебный диалог;

пользоваться условными обозначениями учебника;

различать способы и средства познания окружающего мира;

оценивать результаты своей работы на уроке

 

 

 

 

 

Что и кто?

 

20

 -определять уровень своих знаний по предмету «Окружающий мир»

-работать с учебником, рабочей тетрадью

 

 

 

2.

05.09

 

 

Задавайте вопросы!

Что такое наша школа?

1

определять уровень своих знаний по предмету «Окружающий мир»

-работать с учебником, рабочей тетрадью

 

 

 

3.

 09.09

 

 

 

Что такое Родина?

 

1

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и го­родах страны, занятиях жителей;

сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;

рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 Моя родная деревня

 

4.

 12.09

 

 

Что мы знаем о народах России?

1

 — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;

— работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках;

— обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;

— работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

 

 

5.

 16.09

 

 

Что мы знаем о Москве?

1

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве;

— узнавать достопримечательности столицы;

— работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

 

6.

 19.09

 

   

 

Проект «Моя малая Родина»

 

1

 В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:

— фотографировать наиболее значимые досто­примечательности своей малой родины;

— находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;

— интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;

— составлять устный рассказ;

— выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);

— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

 

 

7.

 23.09

 

 

Что у нас над головой?

1

 — Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;

— моделировать форму Солнца;

— работать в паре: моделировать форму созвездий;

— работать со взрослыми: находить на ноч­ном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради);

 

 

8.

 26.09

 

 

Что у нас под ногами?

Экскурсия в парк.

1

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;

— практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя;

— различать гранит, кремень, известняк;

— работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

 

9.

30.09

 

 

Что общего у разных растений? 

1

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

— практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть;

Растения моего края.

 

10.

 03.10

 

 

Что растёт на подоконнике?

1

 — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам;

— практическая работа: определять комнат­ные растения с помощью атласа-определителя;

— различать изученные растения;

— работать в паре: использовать представлен­ную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять "са­мопроверку

 

 

11.

 07.10

 

 

Что растёт на клумбе?

1

— Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— наблюдать растения клумбы и дачного участ­ка и узнавать их по рисункам;

— практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя;

— работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку;

— рассказывать о любимом цветке;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

 

12.

 10.10

 

 

Что это за листья?

1

 — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— наблюдать осенние изменения окраски ли­стьев на деревьях;

— узнавать листья в осеннем букете, в герба­рии, на рисунках и фотографиях;

— сравнивать и группировать листья по раз­личным признакам;

— практическая работа в группе: определять деревья по листьям;

 

 

13.

 14.10

 

 

  Что такое хвоинки?

1

   — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

— различать лиственные и хвойные деревья;

— практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя;

— сравнивать ель и сосну;

— описывать дерево по плану;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

 

14.

 17.10

 

 

Кто такие насекомые?

1

— Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— рассматривать иллюстрации учебника, из­влекать из них информацию о строении насеко­мых, сравнивать части тела различных насекомых;

— работать в паре: узнавать насекомых на ри­сунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, при­водить примеры насекомых;

 

 

15.

 21.10

 

 

Кто такие рыбы?

1

  — Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— рассматривать иллюстрации учебника, из­влекать из них нужную информацию;

— моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги;

— работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку;

— описывать рыбу по плану;

  оценивать свои достижения на уроке

 Обитатели водоёмов Башкортостана

 

16.

 24.10

 

 

Кто такие птицы?

1

— Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— рассматривать иллюстрации учебника, из­влекать из них нужную информацию;

— практическая работа: исследовать строение пера птицы;

— работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определите­ля, проводить самопроверку;

— описывать птицу по плану

Птицы, обитающие в Башкортостане.

 

17.

 28.10

 

 

Кто такие звери?

1

 — Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— рассматривать иллюстрации учебника, из­влекать из них нужную информацию;

— практическая работа: исследовать строение шерсти зверей;

— работать в паре: узнавать зверей на рисун­ке, определять зверей с помощью атласа-опре­делителя, проводить самопроверку;

 Звери, обитающие в Башкортостане

 

18.

 07.11

 

 

Что нас окружает   дома?

1

-  — Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— характеризовать назначение бытовых пред­метов;

— находить на рисунке предметы определённых групп;

— характеризовать назначение частей компью­тера;

— сравнивать стационарный компьютер и ноут­бук;

 

 

19.

  11.11

 

 

Что вокруг нас может быть опасным?

1

— Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода;

— характеризовать опасность бытовых пред­метов;

— работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку;

— моделировать устройство светофора;

— оценивать своё обращение с предметами до­машнего обихода и поведение на дороге;

 

 

20.

 14.11

 

 

На что похожа наша планета?

1

 — Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— выдвигать предположения и доказывать их;

— использовать глобус для знакомства с фор­мой нашей планеты;

— работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли;

— моделировать форму Земли;

 

 

21.

 18.11

 

 

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

1

-  — Выполнять тестовые задания учебника;

— выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

— обсуждать выступления учащихся;

— оценивать свои достижения и достижения других учащихся

 

 

 

 

Как, откуда и куда?

9

 

 

 

 

22.

 21.11

 

 

Как живёт семья? Проект «Моя семья

1

 — Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить;

— рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;

— называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;

— рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;

— оценивать значение семьи для человека и общества.

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

— отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи со­бытий;

 

 

23.

 25.11

 

 

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

1

 — Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— прослеживать по рисунку-схеме путь воды;

— обсуждать необходимость экономии воды;

— выяснять опасность употребления загрязнён­ной воды;

— практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

 

24.

 28.11

 

 

 

 

Откуда в наш дом приходит электричество?

 

 

 

 

 

 

1

  — Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество;

— запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами;

— анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии;

 

 

25.

 02.12

 

 

Как путешествует письмо?

1

 — Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— наблюдать за работой почты и рассказывать о ней;

— работать в паре: строить из разрезных дета­лей схему доставки почтовых отправлений, рас­сказывать по схеме о путешествии письма, про­водить взаимопроверку;    оценивать свои достижения на уроке

 

 

 

26.

 05.12

 

  

Куда текут реки?

1

 — Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море;

— сравнивать реку и море;

— различать пресную и морскую воду;

— практическая работа в паре: рассматри­вать морскую соль и проводить опыт по «изго­товлению» морской воды;

Реки Башкирии.

 

27.

 09.12

 

 

Откуда берутся снег и лёд?

1

 — Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответ­ствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов;

— наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на

 

 

28.

 12.12

 

 

Как живут растения?

1

 — Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях;

— прослеживать по рисунку-схеме этапы жиз­ни растения;

— формулировать выводы об условиях, необхо­димых для жизни растений;

— практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

 

29.

 16.12

 

 

Как живут животные? Как зимой помочь птицам?

1

 — Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— наблюдать за жизнью животных, рассказы­вать о своих наблюдениях;

— работать в группе: выполнять задания, фор­мулировать выводы, осуществлять самопроверку;

 

 Животные моего края.

 

30.

 19.12

 

 

 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»

Презентация проекта «Моя семья

1

 — Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации;

— обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора;

— практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала;

 

 

31

 23.12

 

 

 Куда девается мусор и откуда в снежках грязь?

Экскурсия в парк.

1

 — Выполнять тестовые задания учебника;

— выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

— обсуждать выступления учащихся;

— оценивать свои достижения и достижения других учащихся

 

 

 

 

«Где и когда?

 

10

 

 

 

 32

 26.12

 

 

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа

1

— Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы;

— работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопо­мощи в классе;

— рассказывать о своём учителе; формулиро­вать выводы из коллективного обсуждени

— презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами);

— оформлять фотовыставку;

— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

 

 

33.

 30.12

 

 

Когда придёт суббота?

1

 

— Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— анализировать иллюстрации учебника, раз­личать прошлое, настоящее и будущее;

— работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, на­зывать дни недели в правильной последователь­ности, проводить взаимоконтроль;

 

 

 

34.

 16.01

 

 

Когда наступит лето?

1

 — Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для вы­полнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года;

 

 

 

35.

 20.01

 

 

  Где живут белые медведи?

1

   — Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антаркти­ду, характеризовать их, осуществлять самокон­троль;

— рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;

— приводить примеры животных холодных районов;

— устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

 

36.

 23.01

 

 

Где живут слоны?

1

— Понимать учетную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, харак­теризовать их, осуществлять самопроверку;

— работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации;

— приводить примеры животных жарких райо­нов;

 

 

37.

 27.01

 

 

Где зимуют птицы?

1

 — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с ис­пользованием цветных фишек;

— работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осу­ществлять самопроверку;

— объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;

— приводить примеры зимующих и перелётных птиц;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

 

38.

 30.01

 

 

Когда появилась одежда?

1

 — Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку;

— отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов;

— работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев;

Национальная одежда моего народа.

 

39.

 03.02

 

 

Когда изобрели велосипед?

1

 — Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— сравнивать старинные и современные велоси­педы;

— работать в паре: извлекать из учебника ин­формацию об устройстве велосипеда, осущест­влять самопроверку;

— обсуждать роль велосипеда в нашей жизни;

— запомнить правила безопасной езды на вело­сипеде;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

 

40.

 06.02

 

 

Когда мы станем взрослыми?

1

— Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— сравнивать жизнь взрослого и ребёнка;

— определять по фотографиям в учебнике про­фессии людей, рассказывать о профессиях ро­дителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем;

— работать в паре: сравнивать рисунки учебни­ка, формулировать выводы в соответствии с за­данием;

— рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Профессии моих родных.

 

41.

 10.02

 

 .

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя семья»

1

 — Выполнять тестовые задания учебника;

— выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

— обсуждать выступления учащихся;

— оценивать свои достижения и достижения других учащихся

 

 

 

 

«Почему и зачем?»

 

22

 

 

 

42.

 13.02

 

 

 Почему  Солнце светит днём, а звёзды ночью?

1

— Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца;

— работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаи­мопроверку;

— использовать атлас-определитель для полу­чения нужной информации; моделировать со­звездие Льва;

 

 

43.

 24.02

 

 

Почему Луна бывает разной?

1

 — Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны;

— моделировать из пластилина форму Луны;

 

 

44.

 27.02

 

 

Почему идёт дождь и дует ветер?

1

- Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— наблюдать за дождями и ветром;

— работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, сит­ничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять при­чины возникновения дождя и ветра; осущест­влять самопроверку;

 

 

45.

 03.03

 

 

Почему звенит звонок?

1

 Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— анализировать рисунок учебника и переда­вать голосом звуки окружающего мира;

— практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков;

— обсуждать, почему и как следует беречь уши;

 

 

4 6.

 06.03

 

 

Почему радуга разноцветная?

1

 — Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблю­дениям и рисунку учебника;

— запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма;

— высказывать предположения о причинах воз­никновения радуги, осуществлять самопроверку;

— работать в паре: отображать последователь­ность

 

 

47.

 10.03

 

 

Почему мы любим кошек и собак?

Меры безопасности при общении с домашними животными.

1

      — Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— описывать по плану своего домашнего пи­томца (кошку, собаку);

— обсуждать наше отношение к домашним пи­томцам;

— рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;

— практическая работа в паре: познакомить­ся с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением;

 

 

48.

 13.03

 

 

Проект «Мои домашние животные»

1

 В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

— наблюдать за домашним любимцем и фик­сировать результаты наблюдений;

— фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях;

— составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх;

— презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов);

 

 

49..

 17.03

 

 

 .

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

1

— Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— работать в паре: определять цветы и бабо­чек с помощью атласа-определителя, осущест­влять самопроверку;

— рассматривать и сравнивать рисунки учеб­ника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, форму­лировать правила поведения в природе, сопо­ставлять их с эталоном;

Насекомые нашего края.

 

50.

 20.03

 

 

   Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1

— Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— определять лесных обитателей по звукам, кото­рые они издают; передавать голосом звуки леса;

— объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину;

— работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку

 

 

51.

 03.04

 

 

Зачем мы спим ночью?

1

 — Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— сравнивать рисунки учебника, делать выво­ды о значении сна в жизни человека;

— работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполне­ния задания цветные фишки, осуществлять вза­имопроверку;

— оценивать правильность своей подготовки ко сну

 

 

52.

 07.04

 

 

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Здоровая пища.

1

 — Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цвет­ных фишек, осуществлять самопроверку;

— работать в группе: находить в учебнике ин­формацию о витаминах в соответствии с задани­ем; сравнивать роль витаминов А, В и С в жиз­недеятельности организма;

— сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку;

— запомнить правила гигиены при употребле­нии овощей и фруктов;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

 

53.

 10.04

 

 

Почему нужно мыть руки и чистить зубы?

1

 — Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук,

— отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение;

— рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки;

— практическая работа в паре: осваивать   правила гигиены;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

 

54.

 14.04

 

 

Зачем нам телефон и телевизор?

1

 — Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— различать средства связи и средства массо­вой информации;

— рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов;

— объяснять назначение радиоприёмника, теле­визора, газет и журналов;

— работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприёмники);

 

 

55.

 17.04

 

 

Зачем нужны автомобили?

1

— Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— классифицировать автомобили и объяснять их назначение;

— работать в паре: по рисунку-схеме знако­миться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку;

— использовать представленную в учебнике ин­формацию для выполнения задания; 

 

 

56.

 21.04

 

 

 Зачем нужны поезда? Экскурсия в парк.

1

 — Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— классифицировать поезда в зависимости от их назначения;

— работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль;

— использовать информацию учебника для вы­полнения задания, сравнивать старинные и со­временные поезда;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

 

57

 24.04

 

 

Зачем строят корабли?

1

— Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— классифицировать корабли в зависимости от их назначения;

— рассказывать о своих впечатлениях от плава­ния на корабле;

— работать в паре: по рисунку-схеме знако­миться с устройством корабля, проводить само­проверку и взаимопроверку;

 

 

58.

 28.04

 

 

Зачем строят самолёты?

1

— Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— классифицировать самолёты в зависимости от их назначения;

— рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте;

— работать в паре: по рисунку-схеме

 

 

59.

 01.05

 

 

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

1

-  — Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— обобщать сведения о транспорте, получен­ные на предыдущих уроках;

— обсуждать необходимость соблюдения пра­вил безопасности в транспорте;

— работать в группе: знакомиться с пра­вилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о прави­лах безопасности в автобусе, троллейбусе, трам­вае;

 

 

60.

 

 

 

 

 

 

61.

05.05

 

 

 

 

 

 

08.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

 

 

 

Зачем люди осваивают космос?

 

 

1

 

 

 

 

 

 

1

 — Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— работать в группе: знакомиться с правила­ми безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте;

— участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

— Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— рассказывать об освоении человеком космо­са, опираясь на иллюстрации учебника;

— работать в группе: высказывать предполо­жения по вопросам учебника, осуществлять Са­мопроверку;

   оценивать свои достижения на уроке

 

 

62

 12.05

 

 

   Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

 — Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— находить в тексте учебника ответы на во­просы;

— приводить примеры взаимосвязей между че­ловеком и природой;

— оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них;

 

 

 63.

 15.05

 

 

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?»

1

 — Выполнять тестовые задания учебника;

 — обсуждать выступления учащихся;

— оценивать свои достижения и достижения других учащихся

 

 

64.

  19.05

 

    

Итоговая диагностическая работа.

1

 — Выполнять тестовые задания учебника;

 — обсуждать выступления учащихся;

— оценивать свои достижения и достижения других учащихся

 

 

65.

 22.05

 

 

Презентация проекта «Мои домашние питомцы»

1

 — Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

— обсуждать выступления учащихся;

— оценивать свои достижения и достижения других учащихся

 

 

66.

  22.05

 

 

   Экскурсия «Здравствуй, лето.

1

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

 Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д.

  Сборник рабочих программ «Школа России».   1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.В. Анащенкова и др. – М.: Просвещение, 2011.

  Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 класс. –М: Просвещение, 2011.

  Плешаков А. А ,Железникова О. А. Концепция учебно-методического комплекса «Школа России». , Просвещение 2013

  Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс .В 2 ч. – М.: Просвещение,2012.

А. А. Плешаков, А. Е. Соловьёва. Оружающий мир. Методические рекомендации для учителей общеобразовательных учреждений, просвещение, 2014

Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 1 класса начальной школы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях.   М.: Просвещение, 2014

 Плешаков А.А. Зеленые страницы. КДЧ. - М.: Просвещение, 2010.

Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. - М.: Просвещение, 2010.

Учебно-практические издания

Олимпиады по предмету "Окружающий мир"    . Орг А. О. , ИЗД. Экзамен,2014

 

Контрольно-диагностические материалы, тесты и т

А. А Плешаков  Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. 1 класс, М: Просвещение, 2014

Контрольно-измерительные материалы Окружающий мир 1 класс ФГОС. : Яценко И.Ф, ВАКО, 2014

Учебно-наглядные издания и пособия

Комплект демонстрационных таблиц по окружающему миру.. А. А. Плешаков

Учебно-методические пособия

  Максимова Т. Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс .-М.: ВАКО,2012.

  Роговцева Н. И., Глаголева Ю. И  Окружающий мир. Поурочные разработки.  Технологические карты 1 класс . Просвещение, 2014 г.

Научно-популярная литература, словари и справочники, атласы, развивающие и дидактические игры и т.д.

Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010

Плешаков А. А.,  Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2011

Аудио- и видеоприложения

 Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме).

 

цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.)

   Приложение  к учебнику «Окружающий мир», 1 класс на электронном носителе (СD)

Презентации  по темам учебника 1 класса. Окружающий мир.

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Режим доступа : http://festival.lseptember.ru/ articles/576894

Учительский портал. - Режим доступа : http://www.uchportal.ru/load/102-l-0-13511                                                                                                                                                К уроку, ru. - Режим доступа : http://www.k-yroky.ru/load/71 -1 -0-6958

Сеть творческих учителей. - Режим доступа : http://www.it-n.ru/communities.aspx

Pedsovet. Su. - Режим доступа : http://pedsovet.su

Ргошколу. Ru. - Режим доступа : http://www.proshkolu.ru

 

Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса

 

Библиотечный фонд, печатные пособия

 Сборник рабочих программ «Школа России».   1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.В. Анащенкова и др. – М.: Просвещение, 2011.

  Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 класс. –М: Просвещение, 2011.

  Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс .В 2 ч. – М.: Просвещение,2011.

А. А. Плешаков, А. Е. Соловьёва. Оружающий мир. Методические рекомендации для учителей общеобразовательных учреждений, просвещение, 2014

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2014

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. - М.: Просвещение, 2014.

Плешаков А.А. Зеленые страницы. КДЧ. - М.: Просвещение, 2010.

Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. - М.: Просвещение, 2010..

Компьютерные и ИКТ средства

Приложение  к учебнику «Окружающий мир», 1 класс на электронном носителе (СD)

Презентации  по темам учебника 1 класс. Окружающий мир.

Технические средства обучения

 Аудиопроигрыватель

  Компьютер

Демонстрационные пособия

  Комплект демонстрационных таблиц по окружающему миру.. А. А. Плешаков

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме).

 

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

Термометр медицинский

Компас

 Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг).

Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения

Учебные игры

Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир».

 

 

Список литературы 

 

Литература, рекомендованная для учителя

1.Сборник рабочих программ «Школа России».   1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.В. Анащенкова и др. – М.: Просвещение, 2011.

 2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 класс. –М: Просвещение, 2011.

 3 Плешаков А. А ,Железникова О. А. Концепция учебно-методического комплекса «Школа России». , Просвещение 2013

4. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс .В 2 ч. – М.: Просвещение,2011.

 5.А. Плешаков, А. Е. Соловьёва. Оружающий мир. Методические рекомендации для учителей общеобразовательных учреждений, Просвещение, 2014

6.Максимова Т. Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс .-М.: ВАКО,2012.

 Роговцева Н. И., 7.Глаголева Ю. И  Окружающий мир. Поурочные разработки.  Технологические карты 1 класс. П

Контрольно-измерительные материалы Окружающий мир 1 класс ФГОС. : Яценко И.Ф, ВАКО, 2014

росвещение, 2014 г.

 

Литература, рекомендованная для учащихся

1.Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 1 класса начальной школы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011

2.Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2014

3.Плешаков А.А. Зеленые страницы. КДЧ. - М.: Просвещение, 2010.

4.Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. - М.: Просвещение, 2010.

6.А. А Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова . Окружающий мир. Тесты. 1 класс, М: Просвещение, 2014

Дополнительная литература

Журнал «Начальная школа»

      2. «Я познаю мир» (энциклопедия)

    1.Журнал «Начальная школа»

   2. «Я познаю мир» (энциклопедия)