ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена
рабочая программа |
-Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г.№373); -Приказ Минобрнауки РФ от
31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования»; -Приказ МБОУ
СОШ с. Шелканово
от _______ г. №___ « О перечне учебников, используемых в образовательном процессе
в 2014-2015 учебном году»; -Гигиенические
требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН
2.4.2.2821 – 10; -Основная
образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ с. Шелканово; -Учебный план
МБОУ СОШ с. Шелканово на 2014-2015 учебный год; - Годовой
учебный календарный график МБОУ СОШ с.
Шелканово на
2014-2015 учебный год; -Положение
МБОУ СОШ с. Шелканово
«О
рабочей программе по предмету (курсу) педагога» |
Сведения о примерной программе по учебному предмету,
на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора
и года издания |
-Примерные
программы общего образования. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2010. –
(Серия «Стандарты второго поколения»); программа по музыке 4 класс Школа России Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, |
Сведения об УМК |
Реализация данной программы
осуществляется с помощью УМК «Школа
России» |
Цель и задачи учебного предмета |
Цели программы:
Задачи
программы:
|
Общая характеристика учебного предмета |
Музыка
в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение
искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего
человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия
музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение
различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание
неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия
мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для
духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и
укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и
сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям,
Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого
культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за
рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из
истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и
изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического
фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.
Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их
восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты
«слышания», «видения», конкретных музыкальных
сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной
сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного
мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение
музыкального искусства учащимися
подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на
уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности
учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и
музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных
инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен,
сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов
музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого,
дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях
(речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы
полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового
концерта. |
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета |
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя
всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют
сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает: ·
формирование опыта эмоционально-образного восприятия; ·
начальное овладение различными видами музыкально-творческой
деятельности; ·
приобретение знаний и умении; ·
овладение УУД Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии,
нравственно –эстетическом воспитании, формировании
культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию,
идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники
понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и
мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность
сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в
обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно
сотрудничать со сверстниками и взрослыми. |
Место учебного предмета в учебном плане в решении общих
целей и задач на конкретной ступени общего образования |
В соответствии с Базисным учебным планом в начальных классах
на учебный предмет «Музыка» отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю),
из них: 1 класс- 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа. |
Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные) |
Личностные результаты: · чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности · целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий · уважительное отношение к культуре других народов: · эстетические потребности, ценности и чувства · развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками. · развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Метапредметные результаты: · способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. · умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. · освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии. · овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. · овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий ·
умение осуществлять
информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием
различных средств информации и коммуникации Предметные результаты В результате изучения
музыки на ступени начального общего образования у обучающихся
будут сформированы:
Обучающиеся научатся:
Музыка в жизни человека Выпускник
научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Основные закономерности музыкального искусства Выпускник
научится:
Выпускник
получит возможность научиться:
Музыкальная картина мира Выпускник
научится:
Выпускник получит возможность
научиться:
|
Предпочтительные формы контроля |
В качестве форм контроля используются творческие задания, анализ музыкальных
произведений, музыкальные викторины. Формы организации учебного процесса:
Виды контроля:
Формы (приемы) контроля:
|
Педагогические технологии, средства обучения,
используемые учителем |
Для реализации рабочей программы на уроках музыки могут используются различные формы обучения: творческие
задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты. игровые,
коллективные способы обучения, фронтальный и индивидуальный опрос знаний,
умений обучающихся. Применяются различные средства обучения для повышения
грамотности и оказанию помощи - карточки, таблицы, словари, опорные схемы |
Основное содержание учебного предмета
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню
подготовки учащихся |
К
концу 4 класса учащиеся должны знать: ·
расширение
жизненно-музыкальных впечатлений обучающихся от общения
с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ; ·
выявление характерных
особенностей русской музыки (народной и профессиональной)
в сравнении с музыкой других
народов и стран; ·
воспитание навыков
эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее
содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе; ·
развитие умения давать
личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать
индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям; ·
формирование постоянной
потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье; ·
формирование умений и навыков выразительного
исполнения музыкальных произведений в
разных видах музыкально-практической деятельности; ·
развитие навыков художественного,
музыкально-эстетического самообразования — формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки,
самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений; ·
расширение представлений о взаимосвязи музыки с
другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино,
театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления; ·
совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической
деятельности. Творчески
изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса учащиеся должны уметь: ·
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть
их авторов; ·
продемонстрировать знания о различных видах
музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; ·
продемонстрировать личностно-окрашенное
эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями
и музыкально-творческой деятельностью; ·
высказывать собственное мнение в отношении музыкальных
явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; ·
продемонстрировать понимание интонационно-образной
природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и
изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения
произведений разных видов искусств; ·
эмоционально откликаться на музыкальное
произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; ·
показать определенный уровень развития образного и
ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого
голоса; ·
выражать художественно-образное содержание
произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); ·
передавать собственные музыкальные впечатления с
помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков,
оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; ·
охотно участвовать в коллективной творческой
деятельности при воплощении различных музыкальных образов; ·
определять, оценивать, соотносить содержание,
образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального
творчества разных стран мира; ·
использовать систему графических знаков для
ориентации в нотном письме при пении
простейших мелодий; ·
исполнять музыкальные произведения отдельных форм
и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение,
инструментальное музицирование, импровизация и
др.). |
Оценка достижения планируемых
результатов освоения учебной программы
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы |
Система оценки достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной программы начального общего образования
предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий
вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования:
личностных, метапредметных и предметных. 1-е правило: “Оценка результата и отметка” 2-е правило: “Самооценка”. 3-е правило: “Одна задача – одна отметка”. 4-е правило – Таблицы “Оценочные листы” (часть 1) и “Портфель
достижений” (часть 2) В таблицах “Оценочных листов” с 1-4 класс отражены основные критерии
(линии развития) личностных результатов: Внутренняя позиция и мотивация учебной деятельности. Моральные нормы. Гражданская идентичность. Экологическая культура. Здоровый образ жизни. Для отслеживания личностных универсальных учебных действий можно
использовать следующие виды заданий: участие в проектах, исследованиях; подведение итогов урока; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; дневники достижений. Для отслеживания коммуникативных универсальных учебных действий можно
предложить следующие виды заданий: составь задание партнеру; представь себя в роли учителя и составь задание для класса; составь рассказ от имени героя; составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени
школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.); отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; “отгадай, о ком говорим”; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); “подготовь рассказ...”; “опиши устно...”; “объясни...” и т.д. 5-е правило: “Право отказа от отметки и право пересдач”. При изучении нового материала (текущий контроль) отметка ставится
только по желанию ученика. За контрольную работу (тематический контроль) отметка ставится всем,
но ученик имеет право пересдать материал, исправить отметку. Оценка учащихся по изобразительному искусству и технологии тесно
связана с формированием регулятивных универсальных учебных действий. Только в
этом случае оценка учителя и самооценка учащихся совпадает, ребенок понимает,
как планировать свою практическую работу, каких ошибок следует избегать, к
какому проявлению творчества стремиться 6-е правило: “Уровни успешности”.
Базовый (Б) - (Необходимый
уровень) 50-65% Повышенный (П) - (Выше базового уровня) 66-100% Недостаточный (Н) - (Ниже базового уровня) 0-50% |
Календарно
- тематическое планирование
№ |
Дата |
Раздел программы, тема урока |
Характеристика деятельности учащихся |
Этнорегиональ- ные компоненты |
Примечание |
|
|
план |
факт |
Россия-Родина моя. |
|
|
|
1 |
06.09 |
|
Мелодия.
«Ты запой мне ту песню…».«Что не выразишь словами,
звуком на душу навей» |
Народная
и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация
как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. |
|
|
2 |
13.09 |
|
Как
сложили песню. Звучащие картины. |
Наблюдение
народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Интонация
– источник элементов музыкальной речи. |
Музыкальный
и поэтический фольклор Башкирии |
|
3 |
20.09 |
|
«Ты
откуда русская, зародилась, музыка? |
Наблюдение
народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Интонация
– источник элементов музыкальной речи. |
Знакомство
с башкирскими песнями |
|
4 |
27.09 |
|
«Я
пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!» |
Народная
и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное
представление исторического прошлого в музыкальных образах. |
|
|
|
|
|
День, полный событий |
|
|
|
5 |
04.10 |
|
«Приют
спокойствия, трудов и вдохновенья…» |
Интонация
как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические
образы. |
|
|
6 |
11.10 |
|
Зимнее
утро, зимний вечер. |
Выразительность
и изобразительность в музыке. |
|
|
7 |
18.10 |
|
«Что
за прелесть эти сказки!!!». Три чуда. |
Народная
и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. |
Башкирская
музыка |
|
8 |
25.10 |
|
Ярмарочное
гулянье. Святогорский
монастырь. |
Выразительность
и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. |
|
|
9 |
08.11 |
|
«Приют,
сияньем муз одетый…». Обобщающий урок. |
Исполнение
разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование
на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся. |
|
|
|
|
|
В музыкальном театре |
|
|
|
10 |
15.11 |
|
Опера
«Иван Сусанин» М.И.Глинки. |
Песенность, танцевальность, маршевость как
основа становления более сложных жанров - оперы, балета, мюзикла и др. |
|
|
11 |
22.11 |
|
Опера
«Иван Сусанин» М.И.Глинки. |
|
|
|
12 |
29.11 |
|
Опера «Хованщина»
М.П.Мусоргского. |
Особенность
тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских),
хоровых ( детских, мужских, женских, смешанных) и их
исполнительские возможности. |
|
|
13 |
06.12 |
|
Русский
Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. |
Музыка
как средство общения между людьми. |
|
|
|
|
|
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» |
|
|
|
14 |
13.12 |
|
Композитор
– имя ему народ. Музыкальные инструменты России. |
Композитор
как создатель музыки. |
|
|
15 |
20.12 |
|
Оркестр
русских народных инструментов. |
Музыка
как средство общения между людьми. |
Башкирские
народные инструменты |
|
16 |
27.12 |
|
«Музыкант-чародей».
Белорусская народная сказка. Обобщающий урок. Самостоятельная
работа |
Различные виды музыки: вокальная, сольная |
|
|
|
|
|
В концертном зале. |
|
|
|
17 |
17.01 |
|
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации
на тему рококо. |
Особенности звучания различных видов
инструментов |
|
|
18 |
24.01 |
|
Старый
замок. |
Различные
виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. |
|
|
19 |
31.01 |
|
Счастье
в сирени живет… |
Связь
народного напева с пластикой движений, танцами, игрой на простых («деревенских»)
музыкальных инструментах. |
Связь
башкирского напева с пластикой движений |
|
20 |
07.02 |
|
Не
смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… |
Композитор
как создатель музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения
до слушателя. Знакомство с творчеством отечественных и зарубежных композиторов- классиков. |
|
|
21 |
14.02 |
|
Патетическая
соната. Годы странствий. |
Различные
виды музыки |
|
|
22 |
21.02 |
|
Царит
гармония оркестра. |
Детские
музыкальные радио- и телепередачи, музыкальные аудиозаписи и видеофильмы для
детей. |
|
|
|
|
|
В музыкальном театре. |
|
|
|
23 |
28.02 |
|
Театр
музыкальной комедии. |
Роль исполнителя в донесении
музыкального произведения до слушателя |
|
|
24 |
07.03 |
|
Балет
«Петрушка» |
Песенность, танцевальность, маршевость как
основа становления более сложных жанров –
балета. |
|
|
|
|
|
«О России петь – что стремиться в храм». |
|
|
|
25 |
14.03 |
|
Святые
земли Русской. Илья Муромец |
Музыкальный
фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. |
Традиции
моей семьи |
|
26 |
21.03 |
|
Кирилл
и Мефодий. |
Народные
музыкальные традиции Отечества. |
Музыкальные
традиции Башкирии |
|
27 |
04.04 |
|
Праздников
праздник, торжество из торжеств. |
Музыка
в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.
|
Музыка
в башкирских обрядах и обычаях |
|
28 |
11.04 |
|
Родной
обычай старины. Светлый праздник. |
Музыка
в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. |
|
|
|
|
|
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» |
|
|
|
29 |
18.04 |
|
Народные
праздники. Троица. |
Музыка
в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.
Народные музыкальные игры. |
|
|
|
|
|
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» |
|
|
|
30 |
25.04 |
|
Прелюдия.
Исповедь души. Революционный этюд. |
Интонация
как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Различные жанры фортепианной музыки. |
|
|
31 |
02.05 |
|
Мастерство
исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). |
Музыкальное
исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая
окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные
|
|
|
32 |
16.05 |
|
В
каждой интонации спрятан человек. |
«Зерно»-
интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и
изобразительность музыкальной интонации. |
|
|
33 |
23.05 |
|
Музыкальный
сказочник. |
Выразительность
и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная,
инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. |
|
|
34 |
30.05 |
|
Рассвет
на Москве-реке. Обобщающий урок. |
Выразительность
и изобразительность в музыке. |
|
|
|
|
Перечень учебно
– методического и материально – технического обеспечения
1.
Е.Д.
Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина «Музыка» 4 кл. рабочая тетрадь
Москва « Просвещение» 2014 г.
2.
Я
познаю мир. Детская энциклопедия: Музыка /Авт.А.С.Кленов. Под общ.ред.О.Г.Хинн.
– М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.- 464с.
3.
Ивановский Ю.А.
Занимательная музыка.- Ростов н /Д.: «Феникс», 2012.- 128с.
4.
Королева
Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 2014.- 79с.
5.
Ушакова
О.Д. Великие композиторы: Справочник школьника. – СПб.: Издательский
Дом «Литера», 2005.- 96 с.
Интернет
ресурсы:
1. http://www.school.edu.ru
Российский общеобразовательный портал,
где содержатся образовательные ресурсы
для учеников, учителей, родителей,
администрторов. Учебные,
научно -популярные, познавательные и
другие материалы по основным
школьным дисциплинам. Вопросы
здоровья и психологии
школьников. Газета «Первое
сентября» и приложения к ней
2. http://www.viki.rdf.ru
Детские электронные книги и презентации
3. http://www.solnet.ee
Портал для
детей и взрослых.
Можно найти материал
по воспитанию, развитию
и образованию детей, дидактический и сценарный материал для
учителя начальных классов
4. http://www.it-n.ru/ Сайт
творческих учителей. Разные сообщества.
5. http://mail.redu.ru Исследовательская работа школьников
6. http://festival.1september.ru Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок»