Пояснительная записка

 

Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа

 -Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г.№373);

-Приказ Минобрнауки  РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10;

-Приказ МБОУ СОШ с.Шелканово от  09.08. 2014 г. № 83-О «О перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2014-2015 учебном году»;

-Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ  с. Шелканово

-Учебный план МБОУ СОШ села Шелканово на  2014-2015 учебный год;

- Годовой учебный календарный график МБОУ СОШ с. Шелканово на 2014-2015 учебный год;

-Положение МБОУ СОШ    с. Шелканово «О  рабочей программе по предмету (курсу) педагога»

Сведения о примерной программе, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания

Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного  стандарта начального  общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.  Разработана на основе авторской     программы «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П Сергеевой, Т. С. Шмагиной для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, рекомендованной Минобрнауки РФ (М.: Просвещение, 2011) , с учётом возможностей  учебно-методической  системы «Школа России» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Критская, Е. Д. Музыка. 2 класс   : учеб для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2012.

2. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 2 класс [Ноты] : пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2011.

3. Музыка. Фонохрестоматия. 2 класс [Электронный ресурс]  / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010. – электрон. опт. диск (CD-Rom).

4. Сергеева, Г. П. Музыка. Рабочие программы. 1–4 [Текст] / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2012.

 

 

Сведения об УМК

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 2 кл. нач.шк. – М.: Просвещение, 2011

Рабочая тетрадь для 2 класса, М.: Просвещение, 2011 год.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл.:

Пособие для учителя. Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.-

М.: Просвещение, 2011 год ;

Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».2 класс. (СD)

Цель и задачи учебного предмета

Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно

отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников:

воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

– формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

– воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;

– развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной  памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

– обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Цели музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Целенаправленная организация и планомерное формирование учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого  потенциала,  готовности  выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. 

Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения,  рефлексии,  что  в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми. Личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой  деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования

Рабочая программа  для  2  класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного (или среднего) общего образования. Представленная программа предусматривает изучение уроков музыки во 2  классе общеобразовательных учреждений : 35 ч (1час в неделю). 

Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные)

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений

русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на

электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях

Предпочтительные формы контроля

 Формы (приемы) контроля:

 - наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест

Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем

Данная программа реализуется с помощью разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.  Программа предусматривает такую систему организации учебного процесса, основу которой являет собой современный урок с использованием интернет технологий, развивающего обучения, проблемного обучения, обучение развитию критического мышления, личностно - ориентированного обучения. В поддержку современному уроку выступает система консультаций, а также самостоятельная работа учащихся с использованием современных компьютерных технологий.

 Осуществление целей данной программы обусловлено использованием в образовательном процессе информационных технологий, диалоговых технологий, программированного обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения. Программа направлена на создание оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов, сохранение психосоматического здоровья учащихся, развитие положительной мотивации к освоению  программы, развитие индивидуальности и одарённости каждого ребёнка. 

 

Основное содержание учебного предмета

Содержание  предмета

 Россия – Родина моя (4 часа).

Мелодия. «Здравствуй, Родина моя! Моя Россия». Гимн России.

День, полный событий (5 часов).

Музыкальные инструменты (фортепиано). Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы… Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные.

О России петь – что стремиться в храм (4 часа).

Великий колокольный звон.   Святые земли русской. Александр Невский. Сергий Радонежский. Молитва. С Рождеством Христовым! 

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа).

Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Русские народные праздники: Проводы зимы. Встреча весны.

В музыкальном театре (6 часов).

Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Балет. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра. Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал.

В концертном зале (3 часа).

Симфоническая сказка (С. С. Прокофьев «Петя и Волк»). Картинки с выставки (М. П. Мусоргский). Музыкальное впечатление. «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Увертюра.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (8 часов).

Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И всё это – Бах. Всё в движении. Попутная песня. «Музыка учит людей понимать друг друга». Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла. Первый. Мир композитора (П. И. Чайковский. С. С. Прокофьев). Могут ли иссякнуть мелодии?

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ

 

Четверть

Количество недель в четверти

Количество часов в неделю

Количество часов в четверти

I четверть

9

1

9

II четверть

8

1

8

III четверть

9

1

10

IV четверть

9

1

8

Итого в год

35

1

35

Особенности класса

Общеобразовательный ( с наличием учащихся по программе VII-го вида

 

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

 Требования   к   уровню  подготовки   учащихся :

развитие устойчивого интереса к  музыкальным  занятия;

побуждение  эмоционального отклика  на  музыку  разных  жанров;

развитие  умений  учащихся  воспринимать  музыкальные   произведения с ярко выраженным  жизненным  содержанием, определение их  характера  и настроения;

формирование  навыков  выражения  своего  отношения  музыке  в  слове (эмоциональный словарь), пластике, а  так же, мимике;

развитие певческих  умений и навыков  (координации  между слухом и голосом, выработка унисона,  кантилены,  спокойного дыхания),  выразительное  исполнение песен;

развитие  умений  откликаться  на  музыку  с  помощью   простейших   движений и пластического интонирования,   драматизация  пьес  программного характера.

формирование  навыков  элементарного  музицирования   на  простейших инструментах;

освоение  элементов  музыкальной   грамоты  как  средство  осознания музыкальной речи.

Знания и умения учащихся 2 класса.

Дети второго класса за период обучения музыке приобретают такие навыки как:

умение воспринимать    музыку  различных   жанров;

эстетически    откликаться    на  искусство,  выражая  своё  отношение  к  нему  в  различных  видах  музыкально   творческой    деятельности;

определять  виды  музыки,  сопоставлять  музыкальные  образы  в звучании   различных   музыкальных   инструментов,    в том  числе  и  современных    электронных;

общаться  и  взаимодействовать  в  процессе  ансамблевого,  коллективного  (хорового  и  инструментального)  воплощения  различных   художественных    образов.

воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

                                         Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

 

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

 

Основные виды учебной деятельности школьников

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

 

 


п/п

Сроки проведения

Раздел программы

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Характеристика деятельности обучающихся

ЭКОР

план

факт

 

 

 

Россия- Родина моя

 

4

 

 

 

1.

04.09

 

Мелодия.

1

      Музыкальные образы родного края.

Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.

Музыкальный материал:1.«Рассвет на Москве-реке» из о Хованщина Мусоргского;2. «Моя Россия» Г. Струве, сл. Соловьевой;

Воплощать художественно-образ­ное содержание музыки в пении, сло­ве, пластике, рисунке и др.

Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства.

Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной твор­ческой деятельности.

 

 

2.

11.09

 

Здравствуй, Родина моя!

1

Музыкальные образы родного края.  Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.

Музыкальный материал:

1.«Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичков;

2. «Моя Россия» Г. Струве, сл. Соловьевой

Размышлять об отечественной му­зыке, о ее характере и средствах вы­разительности. Подбирать слова, отражающие со­держание музыкальных произведений (словарь эмоций).Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении. Воплощать художественно-образ­ное содержание музыки в пении, сло­ве, пластике, рисунке и др.

Башкортостан-мой край родной!

3

18.09

 

Моя Россия. Музыкальные образы родного края.

1

Музыкальные образы родного края.  Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.

Музыкальный материал:

 . «Моя Россия» Г. Струве, сл. Соловьевой

Размышлять об отечественной му­зыке, о ее характере и средствах вы­разительности. Подбирать слова, отражающие со­держание музыкальных произведений (словарь эмоций).Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении.

 

4.

25.09

 

Гимн России.

1

. Музыкальные образы родного края.  Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.

Музыкальный материал:

«Гимн России»; 2.«Патриотическая песнь» М. Глинки;

3. «Моя Россия» Г. Струве, сл. Соловьевой

Знать особенности исполнения Гимна России.

Участвовать в хоровом исполне­нии гимнов своего города, школы.

Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства.

 

Гимн Башкортостана

 

 

 

День, полный событий

 

5

 

 

 

5

02.10

 

Музыкальный инструмент- фортепиано.

1

      Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный инструмент — фортепиано. Природа и музыка.

Музыкальный материал:

1. Вальс»; 2.«Марш» Чайковского;

3. «Вальс»; 4. «Марш» Прокофьева

Распознать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности  музыки .Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации  .Определять жизненную основу музыкальных произведений.

 

 

6.

09.10

 

Природа и музыка. Прогулка.

1

      Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.

Музыкальный материал:

«Утро»; 2.«Вечер» Прокофьева; 3 «Прогулка» Мусоргского;   

Понимать выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Соотносить содержание и средства выразительности  музыкальных и живописных образов.  

 

7.

18.10

 

Танцы, танцы, танцы…

1

 Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.

Музыкальный материал:

 «Вальс»; 2.«Полька»; 3.«Русская пляска»; 4.«Мазурка» П. И. Чайковский; 

Отличать танцевальные жанры.

Башкирсий народный танец

8.

23.10

 

Эти разные марши.

1

Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.

Музыкальный материал:

1. «Марш деревянных солдатиков»; 2.«Марш» Чайковского;

 

 

Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. Распознать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности  музыки.

 

9.

30.10

 

«Расскажи сказку» Колыбельные.

1

Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.

Музыкальный материал:

 «Нянина сказка» Чайковский; 2.«Сказочка» Прокофьев;

3. «Спят усталые игрушки»

 А. Островский;

 

Понимать выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Соотносить содержание и средства выразительности  музыкальных и живописных образов. Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкальных произведений.

 

 

 

 

«О России петь- что стремиться в храм…»

 

4

 

 

 

10.

06.11

 

Великий колокольный звон.

1

      Колокольные звоны России.

Музыкальный материал:

Звучание колоколов из пролога  о. «Б.Годунов»;

2.«Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон»;

3. «Вечерний звон» р.н.п.; 

Понимать характер исполнения народных песен и духовных песнопе­ний. Эмоционально откликаться на жи­вописные, музыкальные и литератур­ные образы.  Сопоставлять средства вырази­тельности музыки и живописи. Передавать в пластике движений, в игре на детских музыкальных инструментах разный характер коло­кольных звонов.

 

11.

13.11

 

Святые земли Русской

1

Святые земли Русской.

Музыкальный материал:

.«Песня об А. Невском» Прокофьев; 2.Песнопение о Сергее Радонежском; 

Эмоционально откликаться на жи­вописные, музыкальные и литератур­ные образы. Сопоставлять средства вырази­тельности музыки и живописи.

 

12.

20.11

 

Молитва.

1

Молитва. Хорал.

Музыкальный материал:

1.«Утренняя молитва»; 2 «В церкви» П.И. Чайковский;

 

Выражать свое эмоциональное от­ношение в процессе исполнения му­зыкальных произведений (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, художественное движение, пластическое интонирова­ние и др.)

 

13.

27.11

 

Рождество Христово.

 

Праздники Православной церкви. Рождество Христово.

Музыкальный материал:

1.«Тихая ночь» Грубер; 2.«Колыбельная» польская н.п;

3.новогодние песни

Исполнять рождественские песни.   Понимать характер исполнения народных песен и духовных песнопе­ний.

 

 

 

 

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

 

4

 

 

 

14.

04.12

 

Русские народные инструменты.

1

      Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле.

1.«Светит месяц» р.н.п; 2.«Камаринская» р.н.п;

3.«Выходили красны девицы»; р.н.п.

Разыгрывать народные, игровые песни, песни-диалоги, песни-хоро­воды .Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.

 

Курай-башкирский народный инструмент

15.

 

 

 

 

 

11.12

 

 

Плясовые наигрыши. Разыграй песню.

1

 

 

 

 

 

      Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле.

1.«Светит месяц» р.н.п; 2.«Камаринская» р.н.п;

3.«Выходили красны девицы»;

4. «Бояре, а мы к вам пришли» р.н.п.

Разыгрывать народные, игровые песни, песни-диалоги, песни-хоро­воды .Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.

 

 

16.

18.12

 

Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

1

Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле.

Музыкальный материал:

1.«Мужик на гармонике играет»; 2.«Русская песня»;

3.«Камаринская» Чайковский;

 4. «Ходит месяц над лугами»;

5. Вечер»С.Прокофьев;

 

Исполнять выразительно, интона­ционно осмысленно русские народ­ные песни, танцы, инструментальные наигрыши. Подбирать простейший аккомпа­немент к народным песням, танцам и др. Узнавать народные мелодии в со­чинениях русских композиторов.

 

17.

25.12

 

Обряды и праздники русского народа.

1

Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны.

Музыкальный материал:

1.«Светит месяц» р.н.п; 2.«Камаринская» р.н.п;

3. . Весенние заклички; 

Знать особенности традиционных народных праздников.  Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.   Исполнять выразительно, интона­ционно осмысленно русские народ­ные песни, танцы, инструментальные наигрыши.

 

 

 

 

В музыкальном театре

 

6

 

 

 

18.

15.01

 

Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр.

 

  Опера и балет. Песенность, танцевальность,  маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр. Музыкальный материал: «Песня-спор» Г. Гладкова;

Эмоционально откликаться и вы­ражать свое отношение к музыкаль­ным образам оперы и балета. Вырази­тельно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов

 

19.

22.01

 

Опера. Балет.

1

  Опера и балет. Песенность, танцевальность,  маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр. Музыкальный материал: «Песня-спор» Г. Гладкова;

2. фрагменты о. «Волк и 7 козлят» М. Коваля;

Эмоционально откликаться и вы­ражать свое отношение к музыкаль­ным образам оперы и балета. Вырази­тельно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов

 

20.

29.01

 

Театр оперы и балета.

1

  Опера и балет. Песенность, танцевальность,  маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.

Музыкальный материал:

1.«Марш» из «Щелкунчик» П.И. Чайковского; 

Знать сюжеты литературных произ­ведений, положенных в основу знако­мых опер и балетов.

 

Театры в Уфе.

21.

04.02

 

Волшебная палочка.

1

  Опера и балет. Песенность, танцевальность,  маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.

Музыкальный материал:

 1. «Марш Черномора» М.Глинки;

 2. «Песня-спор» Г. Гладкова.

Участвовать в ролевых играх (ди­рижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. Знать сюжеты литературных произ­ведений, положенных в основу знако­мых опер и балетов.

 

 

22.

11.02

 

Опера М.И Глинки «Руслан и Людмила»

1

      Песенность, танцевальность,  маршевость в опере . Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр. Музыкальный материал:

1.Увертюра; 2. Финал.  

2. хор «Лель таинственный»;

3. «Марш Черномора».

Выявлять особенности развития образов.

Оценивать собственную музыкаль­но-творческую деятельность.

 

 

23.

18.02

 

Опера М.И Глинки «Руслан и Людмила»

1

      Песенность, танцевальность,  маршевость в опере . Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр. Музыкальный материал:

1.Увертюра; 2. Финал.  

2. хор «Лель таинственный»;

3. «Марш Черномора».

Выявлять особенности развития образов.

Оценивать собственную музыкаль­но-творческую деятельность.

 

 

 

 

В концертном зале

 

3

 

 

 

24.

25.02

 

Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»

1

      Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

Музыкальный материал: Темы из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева.

Узнавать   тембры   инструментов симфонического оркестра и сопостав­лять их с музыкальными образами симфонической сказки. Передавать   свои   музыкальные впечатления в рисунках.

 

 

25.

05.03

 

Мамин праздник.

1

Урок посвящён самому дорогому человеку- маме. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства.. М. Славкин «Праздник бабушек и мам»      И. Арсеев «Спасибо»

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.

Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.

 

26.

12.03

 

Музыкальные впечатления. Звучит нестареющий Моцарт!

1

      Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

Музыкальный материал:

  1.Симфония №40 экспозиция 1 часть.

2.Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»;

3.Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.  Глинки

Понимать смысл терминов «парти­тура», «увертюра»,. Участвовать в коллективном во­площении    музыкальных    образов (пластические этюды, ролевые игры, драматизации).Выявлять выразительные и изобра­зительные особенности музыки в их взаимодействии. Передавать   свои   музыкальные впечатления в рисунках.

 

 

 

 

 

«Чтоб музыкантом быть , так надобно уменье..»

 

8

 

 

 

27.

19.03

 

Волшебный цветик-семицветик.

1

    Композитор — исполнитель — слушатель.

Музыкальная речь и музыкальный  язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсов

 

Понимать смысл терминов «парти­тура», «увертюра»,. Участвовать в коллективном во­площении    музыкальных    образов (пластические этюды, ролевые игры, драматизации).    Передавать   свои   музыкальные впечатления в рисунках.

 

28.

02.04

 

« И всё это –И.С. Бах.

1

 Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.

Музыкальный материал:1.«За рекою старый дом»; 2.«Волынка»; 3. «Менуэт»  И. С. Бах. 

Понимать смысл терминов «парти­тура», «увертюра»,. Участвовать в коллективном во­площении    музыкальных    образов (пластические этюды, ролевые игры, драматизации). Выявлять выразительные и изобра­зительные особенности музыки в их взаимодействии.  

 

29.

09.04

 

Всё в движении.

1

        Композитор — исполнитель — слушатель.

Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы Музыкальный материал:

1.«Тройка» Свиридов; 2. «Попутная песня» Глинки;

. Участвовать в коллективном во­площении    музыкальных    образов (пластические этюды, ролевые игры, драматизации). Выявлять выразительные и изобра­зительные особенности музыки в их взаимодействии.

 

 

30.

16.04

 

Музыка учит людей понимать друг друга.

1

 Композитор — исполнитель — слушатель.

Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы

Музыкальный материал:

1 .«Кавалерийская»; 2. «Клоуны»; 3.«Карусель».

 

Узнавать   тембры   инструментов симфонического оркестра и сопостав­лять их с музыкальными образами симфонической сказки. Понимать смысл терминов «парти­тура», «увертюра», «сюита» и др. Участвовать в коллективном во­площении    музыкальных    образов (пластические этюды, ролевые игры, драматизации)

 

31.

23.04

 

Два лада. Природа и музыка.

1

Композитор — исполнитель — слушатель.

Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы

Музыкальный материал: 1.«Рассвет на Москве-реке»; 

2.«Весна. Осень» Свиридов;

3. Конкурс любимой песни.

Понимать триединство деятельнос­ти композитора — исполнителя — слушателя. Анализировать художественно-об­разное   содержание,   музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Исполнять различные по образно­му содержанию образцы профессио­нального и музыкально-поэтического творчества.

 

32.

30.04

 

Мир композитора.

 П. И. Чайковский, С. С . Прокофьев

1

      Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

Музыкальный материал: Пьесы из «Детского альбома». 

Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, к му­зыкальным конкурсам и фестивалям.

 

 

33.

07.05

 

Могут ли иссякнуть мелодии?

1

      Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. 

Музыкальный материал:

Пьесы из «Детской музыки»

Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, к му­зыкальным конкурсам и фестивалям.

Составлять афишу и программу заключительного урока-концерта

 

34.

 

14.05

 

 

 

Могут ли иссякнуть мелодии?

1

      Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. 

Музыкальный материал:

Пьесы из «Детской музыки»

Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, к му­зыкальным конкурсам и фестивалям.

Составлять афишу и программу заключительного урока-концерта

 

 

35

 

 

21.05

 

28.05

 

 

Урок-концерт. Обобщение.

 

Слушание полюбившихся произведений, исполнение любимых песен.

 

 

 

Участвовать в проведении заключительного концерта.

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

 Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д.

 

Для учителя: Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса. В комплекты входят издания авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой,  Т.С. Шмагиной.

«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 2 класс»,

«Музыка. 2 класс»,

Учебно-практические издания

 

Контрольно-диагностические материалы, тесты и т

 

Учебно-наглядные издания и пособия

1 Портреты композиторов

2 Демонстрационный материал

 

Учебно-методические пособия

 

Научно-популярная литература, словари и справочники, атласы, развивающие и дидактические игры и т.д.

 

Аудио- и видеоприложения

 СД,  МРЗ

цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.)

Интернет ресурсы

Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса

Библиотечный фонд, печатные пособия

 

Компьютерные и ИКТ средства

Технические средства обучения

музыкальные инструменты

Электронные музыкальные инструменты (синтезаторы)

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Экспозиционный экран

DVD -проигрыватель

 Компьютер, магнитофон

Технические средства обучения

музыкальные инструменты

Электронные музыкальные инструменты (синтезаторы)

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Экспозиционный экран

 DVD –проигрыватель

Аудиоцентр/магнитофон.

Демонстрационные пособия

Таблицы

Экранно-звуковые пособия

 

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

 

Учебные игры

Настольные развивающие игры .

Список литературы 

Литература, рекомендованная для учителя

«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 2 класс»,

Учебник «Музыка. 2 класс»,