ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Нормативные
документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа |
-Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования
(приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г.№373); -Приказ
Минобрнауки
РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»; -Приказ
МБОУ СОШ с. Шелканово от _______ г. №___ о перечне учебников,
используемых в образовательном процессе в 2014-2015 учебном году; -Гигиенические
требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН
2.4.2.2821 – 10; -Основная
образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ с. Шелканово; -Учебный
план МБОУ СОШ с. Шелканово на 2014-2015 учебный
год; -Годовой
учебный календарный график МБОУ СОШ с. Шелканово на
2014-2015 учебный год; -Положение МБОУ СОШ с. Шелканово «О рабочей программе по предмету (курсу) педагогов» |
Сведения
о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана
рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания |
Рабочая программа по
музыке для 1 класса составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта
начального общего образования,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, планируемых результатов начального общего образования. Разработана на основе авторской программы «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П Сергеевой, Т. С. Шмагиной для
1-4 классов общеобразовательных учреждений, рекомендованной Минобрнауки РФ (М.: Просвещение, 2011) |
Сведения
об УМК |
Реализация
данной программы осуществляется с помощью УМК «Школа России»» авторов Е.Д. Критской,
Г.П Сергеевой, Т. С. Шмагиной
для 1класса общеобразовательных учреждений |
Цель
и задачи учебного предмета |
Цель музыкального образования
и воспитания — формирование музыкальной
культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее
полно отражает интересы современного общества в развитии духовного
потенциала подрастающего поколения. Задачи музыкального образования младших
школьников: воспитание
интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному
искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к
ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям,
музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися
музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров; воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности; развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной
памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного
восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и
настоящего; накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений,
интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке,
формирование опыта музицирования, хорового
исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей
в различных видах музыкальной деятельности. |
Общая
характеристика учебного предмета |
Содержание программы базируется на
художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими
школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора,
музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой
фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной
программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и
образы русской музыкальной культуры — «от родного порога» в мир культуры других народов. Это
оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих
духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение
образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов
мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному
краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных
жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм
бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в
программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом
подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные
ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения
и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм
его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на
духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную
природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо
отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду
специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных
результатов. Критерии отбора музыкального
материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная
ценность музыкальных произведений, их воспитательная
значимость и педагогическая
целесообразность. Основными методическими
принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности
композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную
культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих
позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус. Виды музыкальной деятельности разнообразны и
направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом
музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же
музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с
музыкой. В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование
и музыкальноритмические движения; игра на
музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание)
песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной
грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о
музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в
рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и
декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении
художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе
музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании
рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных
сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом
эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного
содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа,
обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что
формирует у младших школьников универсальные
учебные действия. Структуру программы составляют разделы,
в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные
произведения. Названия разделов являются выражением
художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I
классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство
детей с музыкой в широком жизненном контексте. |
Ценностные
ориентиры содержания учебного предмета |
Уроки музыки, как и художественное образование в целом,
предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности,
позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования,
культуры и искусства. Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает
формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение
различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и
умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится
фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает
введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и
жизни. Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном
развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры
мировосприятия младших школьников через эмпатию,
идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже
на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники
понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и
мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность
сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в
обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно
сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует
формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами
музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга. Содержание обучения ориентировано на целенаправленную
организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности,
способствующей личностному,
коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего
человека. Предмет «Музыка», развивая
умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира. |
Место
учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной
ступени общего образования |
Рабочая программа предназначена для 1 класса
общеобразовательных учреждений и
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального образования, с учётом концепции духовно-нравственного
воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования. Представленная программа
предусматривает изучение предмета
«Музыка» в 1 классе общеобразовательных учреждений : 33 часа(1 час в неделю), 33
учебные недели. |
Результаты
изучения учебного предмета (личностные, метапредметные,
предметные) |
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны
быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных
качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе
освоения учебного предмета «Музыка»: — чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе
изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских
композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений
современного музыкального искусства России; – целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе
сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных
стилей; – умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства
в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; – уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и
чувств; – развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла
учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; – ориентация в культурном многообразии окружающей
действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; – формирование этических чувств доброжелательностии
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей; – развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в
эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни
человека и общества. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности: – овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах
музыкальной деятельности; – освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; – формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее
реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять
наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и
творческой деятельности; – продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со
сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках
музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности; – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих
возможностей; – овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов»
различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами
деятельности; – приобретение умения осознанного построения речевого
высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных
произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами
коммуникации; – формирование у младших школьников умения составлять тексты,
связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в
устной и письменной форме; – овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и
жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов
музыкально-творческой деятельности; – умение
осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с
использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия
на электронных носителях, обучающие
музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные
презентации, работу с интерактивной доской и т. п.). Предметные результаты изучения музыки отражают опыт
учащихся в музыкально-творческой деятельности: – формирование представления о роли музыки в жизни человека, в
его духовно-нравственном развитии; – формирование общего
представления о музыкальной картине мира; – знание основных закономерностей музыкального искусства на
примере изучаемых музыкальных произведений; – формирование основ музыкальной культуры, в том числе на
материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и
интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; – формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам
(или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; – умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к
музыкальным произведениям; – умение эмоционально
и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке
религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание,
интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей; – умение воплощать музыкальные образы при создании
театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении
вокально-хоровых произведений, в импровизациях. |
Предпочтительные
формы контроля |
Формами
контроля учащихся являются творческие работы, самоанализ и самооценка,
наблюдения, проекты, а также
внеурочная деятельность учащихся (участие в творческих конкурсах). |
Педагогические
технологии, средства обучения, используемые учителем |
Данная программа реализуется с помощью
разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных
методов обучения и педагогических технологий.
Программа предусматривает такую систему организации учебного процесса,
основу которой являет собой современный урок с использованием интернет
технологий, развивающего обучения, проблемного обучения, обучение развитию
критического мышления, личностно - ориентированного обучения Осуществление
целей данной программы обусловлено использованием в образовательном процессе
информационных технологий, диалоговых технологий, программированного
обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения.
Программа направлена на создание оптимальных условий обучения, исключение
психотравмирующих факторов, сохранение психосоматического здоровья учащихся,
развитие положительной мотивации к освоению
программы, развитие индивидуальности и одарённости каждого
ребёнка. |
Основное
содержание учебного предмета
Содержание
предмета |
Содержание программного
материала 1 класс (33 часа) Раздел 1. «Музыка вокруг нас» Музыка
и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель –
слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных
жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки.
Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука.
Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа.
Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в
праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет. Первые опыты вокальных, ритмических и пластических
импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях. Тема полугодия: «Музыка вокруг
нас» – 17 часов Урок 1. И Муза вечная со мной! Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение
музыки как естественное проявление человеческого состояния. Муза –
волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков,
которыми наполнено все вокруг. Композитор
– исполнитель – слушатель. Урок 2.. Хоровод
муз. Музыкальная речь как способ общения между людьми,
ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни,
природы, настроений, чувств и характера человека. Музыка,
которая звучит в различных жизненных ситуациях. Характерные особенности песен
и танцев разных народов мира. Хоровод,
хор. Хоровод - древнейший вид
искусства, который есть
у каждого народа.
Сходство и различие
русского хоровода,
греческого сиртаки, молдавской хоры. Урок 3.
Повсюду музыка слышна. Звучание окружающей жизни, природы, настроений,
чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. Музыка и ее
роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное
обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками.
Определение характера, настроения
песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в
композитора». Урок 4.
Душа музыки - мелодия. Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной
выразительности (мелодия). Песни, танцы
и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Мелодия – главная мысль любого музыкального произведения. Выявление
характерных особенностей жанров: песня,
танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского. В
марше - поступь, интонации и
ритмы шага, движение. Песня-
напевность, широкое дыхание,
плавность линий мелодического рисунка.
Танец-
движение и ритм,
плавность и закругленность мелодии,
узнаваемый трехдольный размер
в вальсе, подвижность, четкие
акценты, короткие “шаги”
в польке. В
песне учащиеся играют
на воображаемой скрипке.
В марше пальчики-
“солдатики” маршируют на столе,
играют на воображаемом барабане.
В вальсе учащиеся
изображают мягкие покачивания
корпуса. Урок 5. Музыка
осени. Интонационно-образная природа музыкального
искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Связать
жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии,
рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и
Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри
самого человека. Куплетная форма песен. Урок
6. Сочини мелодию. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и
различие. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Региональные
музыкально – поэтические традиции. Развитие темы
природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные
импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент». Урок
7. «Азбука, азбука каждому нужна…». Нотная
грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Система графических знаков для записи музыки. Роль музыки в
отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное
путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Урок 8.
Музыкальная азбука. Нотная
грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Система графических знаков для записи музыки.Запись нот -
знаков для обозначения музыкальных звуков. Музыкальная
азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в
отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное
путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной
грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный
ключ. Урок 9 Музыка вокруг нас. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Игра «Угадай
мелодию» на определение музыкальных
произведений и композиторов, написавших
эти произведения. Обобщение
музыкальных впечатлений первоклассников . Урок 10. Музыкальные инструменты. Народные музыкальные традиции Отечества.
Региональные музыкальные традиции. Музыкальные
инструменты русского народа – свирели,
дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и
мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр». Урок 11.
Музыкальные инструменты. Народные музыкальные традиции Отечества.
Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Сопоставление
звучания народных инструментов со
звучанием профессиональных инструментов: свирель- флейта, гусли – арфа – фортепиано. Урок 12 Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Народная и
профессиональная музыка. Расширение
художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного
мышления на примере репродукций
известных произведений живописи, скульптуры
разных эпох. Направление
на воспитание у
учащихся чувство стиля - на каких
картинах “звучит” народная
музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами. Урок 13.
Разыграй песню. Многозначность музыкальной речи,
выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие
музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Развитие умений и навыков выразительного
исполнения детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов
развития сюжетов. Подойти
к осознанному делению
мелодии на фразы,
осмысленному исполнению фразировки.
Основы понимания развития
музыки. Урок 14 Пришло Рождество,
начинается торжество. Родной обычай
старины. Народные
музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран
мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Наблюдение народного
творчества. Урок 15. Родной
обычай старины Введение
детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками,
традициями, песнями. Знакомство с сюжетом
о рождении Иисуса Христа
и народными обычаями
празднования церковного праздника
- Рождества Христова.
Осознание образов рождественских песен,
народных песен-колядок. Урок 16-17 . Добрый
праздник среди зимы. Обобщенное
представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном
жанре – балет. Урок посвящен одному из самых любимых праздников
детворы – Новый год. Знакомство со
сказкой Т.Гофмана и
музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который
ведет детей в мир чудес, волшебства,
приятных неожиданностей. Раздел 2. «Музыка и ты» Музыка
в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в
изображении картин природы (слова- краски-звуки).
Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты.
Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин
праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в
выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное
воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты:
лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр:
опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для
родителей. Музыкальный словарик. Выразительное,
интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях. Тема полугодия: «Музыка и ты »
- 16 часов Урок 17.
Край, в котором ты живешь. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Россия- Родина моя. Отношение
к Родине, ее
природе, людям, культуре,
традициям и обычаям.
Идея патриотического воспитания. Понятие
“Родина” - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение
к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места,
родительский дом,
восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и
защитникам родной земли. Гордость за свою
родину. Музыка о родной стороне,
утешающая в минуты
горя и отчаяния,
придававшая силы в
дни испытаний и трудностей,
вселявшая в сердце
человека веру, надежду,
любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую
основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои
выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления,
запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям
художественных образах. Урок 18.
Художник, поэт, композитор. Звучание окружающей жизни, природы, настроений,
чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого
состояния. Искусство,
будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой
язык, свои выразительные средства для
того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в
ярких запоминающихся
слушателям, читателям,
зрителям художественных образах. Обращение к
жанру пейзажа, зарисовкам
природы в разных
видах искусства. Музыкальные
пейзажи- это
трепетное отношение композиторов к
увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их
природе. Логическое продолжение
темы взаимосвязи разных
видов искусства, обращение
к жанру песни
как единству музыки
и слова. Урок 19.
Музыка утра. Интонационно – образная природа музыкального
искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Рассказ
музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в
организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных
произведений, которые рисуют
картину утра. У музыки есть удивительное свойство- без слов
передавать чувства, мысли,
характер человека,
состояние природы. Характер
музыки особенно отчетливо
выявляется именно при сопоставлении пьес. Выявление особенностей мелодического рисунка,
ритмичного движения, темпа,
тембровых красок инструментов, гармонии,
принципов развитии формы.
Выражение своего впечатления
от музыки к
рисунку. Урок 20.
Музыка вечера. Интонация как внутреннее озвученное состояние,
выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов
музыкальной речи. Вхождение в
тему через жанра -
колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность
вокальной и инструментальной музыки
вечера (характер, напевность,
настроение). Исполнение мелодии с
помощью пластического интонирования: имитирование мелодии
на воображаемой скрипке.
Обозначение динамики, темпа,
которые подчеркивают характер
и настроение музыки. Урок 21. Музы не молчали Обобщенное представление исторического прошлого в
музыкальных образах. Тема защиты Отечества. Тема защиты Отечества. Подвиги народа в
произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник -
общность в родственных
словах. Память о полководцах, русских
воинах, солдатах, о событиях
трудных дней испытаний
и тревог, сохраняющихся в
народных песнях, образах,
созданными композиторами.
Музыкальные памятники защитникам
Отечества. Урок 22. Мамин праздник. Интонация как внутреннее озвученное состояние,
выражение эмоций и отражение мыслей. Урок посвящен
самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на
сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях
изобразительного искусства. Напевность, кантилена в
колыбельных песнях, которые
могут передать чувство
покоя, нежности, доброты,
ласки Урок 23.
Музыкальные портреты. Выразительность и изобразительность в музыке.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Сходство и
различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто.
Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов.
Тайна замысла композитора в
названии музыкального
произведения. Отношение авторов
произведений поэтов и
композиторов к главным
героям музыкальных портретов. Урок 24.
Обобщающий урок- концерт. Обобщение
музыкальных впечатлений первоклассников за 3
четверть. Урок 25.
Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. Музыкальные
инструменты. Инструментовка и
инсценировка песен. Игровые
песни, с ярко
выраженным танцевальным характером. Звучание народных
музыкальных инструментов. Урок 26Музыкальные
инструменты. Музыкальные
инструменты. Встреча с
музыкальными инструментами – арфой и
флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности.
Знакомство с внешним
видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавеснн. Сопоставление звучания
произведений, исполняемых на
клавесине и фортепиано.
Мастерство Урок 27 Музыка
в цирке. Обобщенное представление об основных
образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.
Песня, танец, марш и их разновидности. Своеобразие
музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его
мира. Цирковое представление с
музыкой, которая создает
праздничное настроение.
Музыка, которая звучит
в цирке и помогает
артистам выполнять сложные
номера, а зрителям подсказывает появление
тех или иных
действующих лиц циркового
представления. Урок 28.
Дом, который звучит. Обобщенное представление об основных
образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.
Опера, балет. Песенность, танцевальность,
маршевость. Введение
первоклассников в мир музыкального театра. Путешествие в музыкальные страны,
как опера и балет. Герои опер - поют, герои
балета - танцуют. Пение и
танец объединяет музыка.
Сюжетами опер и
балетов становятся известные народные
сказки. В операх и
балетах “встречаются”
песенная, танцевальная и
маршевая музыка. Урок 29
Опера-сказка. Опера. Песенность, танцевальность, маршевость.
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая,
оркестровая. Детальное знакомство
с хорами из
детских опер. Персонажи опер
имеют свои яркие
музыкальные характеристики –
мелодии-темы. Герои опер
могут петь по одному - солист
и вместе – хором в сопровождении фортепиано
или оркестра. В операх могут
быть эпизоды, когда
звучит только инструментальная музыка. Урок 30.
«Ничего на свете лучше нету». Музыка для детей: мультфильмы. Любимые
мультфильмы и музыка, которая
звучит повседневно в
нашей жизни. Знакомство с композиторами-песенниками, создающими
музыкальные образы Урок 31.
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. Музыкальная речь как способ общения между людьми,
ее эмоциональное воздействие на слушателей. Знакомство с
музыкальными
инструментами, через алжирскую
сказку “Чудесная лютня”. Размышление
о безграничных
возможностях музыки в
передаче чувств, мыслей
человека, силе ее
воздействия. Обобщенная характеристика музыки,
дающая представление об
особенностях русской народной
протяжной, лирической
песни разудалой плясовой.
Выполнение задания и выявление
главного вопроса: какая музыка
может помочь иностранному гостю
лучше узнать другую
страну? Художественный
образ. Закрепление представления о
музыкальных инструментах и исполнителях. Характер
музыки и ее
соответствие настроению картины. . Урок 32
Музыка вокруг нас. Обобщающий урок
Обобщение
музыкальных впечатлений первоклассников за 4 четверть Урок 33.
Обобщающий урок. (Урок-концерт.) Обобщение музыкальных
впечатлений первоклассников за 4 четверть и год. Исполнение выученных
песен в течение всего года. Составление афиши и программы
концерта. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Количество
часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и
лабораторных работ |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Особенности
класса |
Общеобразовательный
|
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся |
Требования
к уровню подготовки
учащихся начальной школы 1 класс. развитие устойчивого интереса
к музыкальным занятия; побуждение эмоционального отклика на
музыку разных жанров; развитие умений
учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным
содержанием, определение их
характера и настроения; формирование навыков
выражения своего отношения
музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике,
а так же, мимике; развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка
унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен; развитие умений
откликаться на музыку
с помощью простейших движений и пластического
интонирования, драматизация пьес
программного характера. формирование навыков
элементарного
музицирования на
простейших инструментах; освоение элементов
музыкальной грамоты как
средство осознания музыкальной
речи. |
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной
программы
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы |
В 1 классе используется
только словесная оценка, критериями которой является соответствие или
несоответствие требованиям программы. Не следует использовать в качестве
оценки любую знаковую символику.Оценки
фиксируются и накапливаются в таблицах образовательных результатов
(предметных, метапредметных и личностных) и в портфолио. В первом классе вместо
бальных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую
по уровням фиксацию. Используется «Алгоритм
самооценки» В первом классе алгоритм
состоит из 4 вопросов:
|
№п/п |
Сроки проведения |
Раздел программы |
Тема урока |
Кол-во часов |
Элементы содержания |
Характеристика деятельности обучающихся |
ЭКОР |
Примечания |
|||
план |
факт |
||||||||||
|
|
|
Музыка вокруг нас |
|
17 |
|
|
|
|
||
1. |
03.09 |
|
«И Муза вечная со мной!» |
1 |
Истоки
возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление
человеческого состояния. Муза – волшебница, добрая фея,
раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все
вокруг. Композитор – исполнитель –
слушатель. П.И.Чайковский
«Па-де-де» из балета «Щелкунчик» Д.Кабалевский «Песня о школе». И.Якушенко «Пестрая песенка» |
Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), |
|
|
|||
2. |
10.09 |
|
Хоровод муз. |
1 |
Музыкальная
речь как способ общения между людьми,ее
эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы,
настроений, чувств и характера человека. Знакомство с понятием “хор”, “хоровод”, с музыкой, которая в самых различных жизненных обстоятельствах становится частью жизни. Праздничный день. Все поют, танцуют, веселятся. Разве можно в такой день обойтись без музыки? Хоровод- древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Колыбельная песня – это музыка, которая становится частью жизни. |
Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов. Моделировать в графике особенности песни, танца, марша. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. |
Башкирские народные праздники |
|
|||
3. |
17.09 |
|
«Повсюду музыка слышна» |
1 |
Звучание
окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки
возникновения музыки. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы.
|
Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов |
|
|
|||
4. |
24.09 |
|
Душа музыки- мелодия |
1 |
Песня,
танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).Мелодия –
главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа.
Опираясь на простые
жанры – песню, танец, марш
выявить их характерные особенности. В
марше - поступь, интонации и
ритмы шага, движение. Песня-напевность, широкое
дыхание, плавность линий
мелодического рисунка. Танец-движение и
ритм, плавность и
закругленность мелодии, узнаваемый
трехдольный размер в
вальсе, подвижность, четкие
акценты, короткие “шаги”
в польке. В
песне учащиеся играют на
воображаемой скрипке. В
марше пальчики-
“солдатики” маршируют на
столе, играют на
воображаемом барабане. В
вальсе учащиеся изображают
мягкие покачивания корпуса. |
Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов. Моделировать в графике особенности песни, танца, марша. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. |
|
|
|||
5. |
01.10 |
|
Музыка осени. |
1 |
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен. П.И.Чайковский
«Осенняя песнь» Г.Свиридов
«Осень» В.Павленко
«Капельки» Т.Потапенко
«Скворушка прощается» |
Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. |
|
|
|||
6.
|
08.10 |
|
Сочини мелодию |
1 |
Интонации
музыкальные и речевые. Сходство и различие. Региональные музыкально –
поэтические традиции.Развитие
темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии.
Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент». Тема природы в музыке. Ролевая игра «Играем в композитора». Муза вдохновляет тех, кто имеет желание, обладает трудолюбием, кто хочет научиться новому. |
Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. |
|
|
|||
7.
|
15.10 |
|
Азбука, азбука каждому нужна |
1 |
Нотная
грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Система графических знаков для записи музыки. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Д.Кабалевский «Песня
о школе» А.
Островский «Азбука» |
Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Знакомиться с элементами нотной записи. |
|
|
|||
8. |
22.10 |
|
Музыкальная азбука |
1 |
Нотная
грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Система графических знаков для записи музыки. Запись
нот - знаков для обозначения
музыкальных звуков. Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, , скрипичный ключ. В.
Дроцевич «Семь подружек» «Нотный
хоровод» |
Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов. Знакомиться с элементами нотной записи. |
|
|
|||
9. |
29.10 |
|
Музыка вокруг нас |
1 |
Музыка
и ее роль в повседневной жизни человека. Исполнение песен. Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения. |
Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), |
|
|
|||
10. |
05.11 |
|
Музыкальные инструменты |
1 |
Народные
музыкальные традиции Отечества. Русские народные музыкальные инструменты.
Региональные музыкальные традиции. Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр». Сходства и различия инструментов разных народов, их тембровая окраска. «Полянка»
(свирель), «Во кузнице» (рожок),) |
Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре). Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. |
Курай- башкирсий народный инструмент |
|
|||
11 |
12.11 |
|
Музыкальные инструменты |
1 |
Музыкальные
инструменты. Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель - флейта, гусли – арфа – фортепиано. И.С.Бах
«Шутка» К.Глюк «Мелодия» из
оперы «Орфей и Эвридика». Л.Бетховен «Пасторальная симфония» (фрагмент) |
Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре). Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. |
Башкирские народные инструменты |
|
|||
12 |
19.11 |
|
Звучащие картины |
1 |
Музыкальные
инструменты. Народная и профессиональная музыка. Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля- на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами. К.Кикта «Фрески
Софии Киевской» Л.Дакен «Кукушка» |
Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. |
|
|
|||
13. |
26.11 |
|
Разыграй песню |
1 |
Многозначность
музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей
музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л.Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки |
Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. |
|
|
|||
14 |
03.12 |
|
«Пришло Рождество, начинается торжество |
1 |
Народные
музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран
мира. Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок. «Тихая
ночь» - международный рождественский гимн «Щедрик»- украинская народная колядка «Все
идут, спешат на праздник» - колядка С.Крылов - «Зимняя сказка» |
Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре). Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. |
|
|
|||
15. |
10.12 |
|
Родной обычай старины |
1 |
Народные
музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран
мира. Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок. |
Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре). Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов |
Традиции моего народа |
|
|||
16-17 |
17.12 24.12 |
|
|
Добрый праздник среди зимы. |
2 |
Обобщенное
представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном
жанре – балет. Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство со сказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей. Исполнение песен. П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик»: «Марш» «Вальс
снежных хлопьев» «Па-
де-де» «Зимняя
песенка»А.Бердыщев |
Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок |
|
|
||
|
|
|
Музыка и мы |
|
16 |
|
|
|
|
||
18 |
21.01 |
|
Край, в котором ты живёшь |
1 |
Сочинения
отечественных композиторов о Родине.Региональные
музыкальные традиции Способность музыки в образной форме
передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к
жизни. Россия - Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. |
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. |
Моя малая Родина |
|
|||
19. |
28.01 |
|
Художник, поэт, композитор |
1 |
Звучание
окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение
музыки как естественное проявление человеческого состояния. Средства музыкальной выразительности.
|
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. |
|
|
|||
20 |
04.02 |
|
Музыка утра |
1 |
Интонационно
– образная природа музыкального искусства. Выразительность и
изобразительность в музыке. Рассказ музыки о жизни природы. Значение
принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки
детьми. Контраст музыкальных произведений, которые
рисуют картину утра. У музыки
есть удивительное свойство- без слов передавать
чувства, мысли, характер
человека, состояние
природы. Характер музыки
особенно отчетливо выявляется
именно при сопоставлении пьес. Э.Григ
«Утро» П.Чайковский
«Зимнее утро» В.Симонов «Утро в лесу» |
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. |
|
|
|||
21 |
11.02 |
|
Музыка вечера |
1 |
Интонация
как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Интонация – источник элементов музыкальной речи.Вождение в
тему через жанр - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность
вокальной и инструментальной музыки
вечера (характер, напевность,
настроение). В.
Гаврилин
«Вечерняя музыка» С.Прокофьев
«Ходит месяц над лугами» |
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. |
|
|
|||
22 |
25.02 |
|
«Музы не молчали..» |
1 |
Обобщенное
представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. А.Бородин
«Богатырская симфония» «Солдатушки, бравы ребятушки» (русская народная
песня) «Учил Суворов» |
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. |
|
|
|||
23 |
04.03 |
|
Музыкальные портреты |
1 |
Выразительность
и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и
различие. Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. . В.Моцарт
« Менуэт» С.Прокофьев «Болтунья» |
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.
|
|
||||
24 |
11.03 |
|
Мамин праздник |
1 |
Интонация
как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. В.Моцарт
«Колыбельная» И.Дунаевский
«Колыбельная» М.Славкин
« Праздник бабушек и мам» И.Арсеев «Спасибо» |
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества |
|
||||
25 |
18.03 |
|
Музыкальные инструменты |
1 |
Музыкальные инструменты. Инструментовка и
инсценировка песен. Игровые
песни, с ярко
выраженным танцевальным характером. Звучание народных
музыкальных инструментов. «У каждого свой музыкальный инструмент»- эстонская народная песня. |
Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. |
|
|
|||
26 |
01.04 |
|
|
Музыкальные инструменты |
Музыкальные инструменты. Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавеснн. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство исполнителя-музыканта. И.Бах
«Волынка» П.Чайковский
« Сладкая греза» |
Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. |
|
|
|||
27. |
08.04 |
|
Музыка в цирке |
1 |
Обобщенное
представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о
многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.Цирковое представление с
музыкой, которая создает праздничное
настроение. Музыка,
которая звучит в
цирке А.Журбин
« Добрые слоны» И.Дунаевский
« Выходной марш» Д.Кабалевский
«Клоуны» О.Юдахина « Слон и скрипочка» |
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. |
|
|
|||
28. |
15.04 |
|
Дом, который звучит |
1 |
Обобщенное
представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о
многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность,
танцевальность, маршевость.
Музыкальные театры. Музыкальный театр. Через песенность, танцевальность и маршевость можно совершать путешествие в музыкальные страны - оперу и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки |
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений . |
|
|
|||
29. |
22.04 |
|
Опера-сказка |
1 |
Опера.
Песенность, танцевальность,
маршевость. Различные виды музыки: вокальная,
инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка. М.Коваль
«Волк и семеро козлят» М.Красев «Муха – цокотуха» |
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. |
Театры в Уфе |
|
|||
30. |
29.04 |
|
«Ничего на свете лучше нету..» |
1 |
Музыка
для детей. Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами- песенниками, создающими музыкальные образы. Г.Гладков
«Бременские музыканты» |
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. |
|
|
|||
31. |
06.05 |
|
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины |
1 1 |
Музыкальная
речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на
слушателей. Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудесная лютня”. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. . |
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. |
|
|
|||
32 |
13.05 |
|
Музыка вокруг нас |
2 |
Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен. |
Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п.Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника..Участвовать в подготовке и проведении заключительного концерта. |
|
|
|||
33 |
20.05 |
|
Урок-концерт.Музыка и ты. |
Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен |
Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п.Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника..Участвовать в подготовке и проведении заключительного концерта. |
|
|
||||
Перечень
учебно-методического обеспечения
Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное
пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д. |
Учебно-методические комплекты по « Музыке»
для 1 класса (программы, учебники, рабочие тетради). 1Сергеева
Г.П. Музыка.1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П. Сергеевой,
Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразоват.
учреждений / М.: Просещение, 2012 2.
Критская Е. Д Музыка. 1 класс: учеб. для общеобразоват.
учреждений /Е. Д Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.-М.:
Просвещение,2011 Критская
Е. Д Музыка. 1 класс: рабочая тетрадь/
Е. Д Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.-М.:
Просвещение,2011 Критская
Е. Д Уроки музыки. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват.
учреждений /Е. Д Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.-М.:
Просвещение,2010 Музыка
Хрестоматия музыкального материала.1 класс: пособие для учителя/ сост. Е.Д.
Критская.- М.: Просвещение, 2011 |
Учебно-практические издания |
|
Контрольно-диагностические материалы, тесты и т.д |
|
Учебно-наглядные издания и пособия |
1 Портреты композиторов 2 Демонстрационный материал |
Учебно-методические пособия |
|
Научно-популярная литература, словари и справочники,
атласы, развивающие и дидактические игры и т.д. |
|
Аудио- и видеоприложения |
СД,
МРЗ |
цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка,
электронные приложения и т.д.) |
Интернет ресурсы |
Перечень материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Библиотечный фонд, печатные пособия |
Комплект
портретов композиторов Демонстрационный
материал «Музыкальные инструменты» комплект пособий для дошкольных учреждений
и начальной школы |
Компьютерные и ИКТ средства |
Технические
средства обучения музыкальные инструменты Электронные музыкальные инструменты
(синтезаторы) Персональный компьютер Мультимедийный проектор Экспозиционный экран DVD -проигрыватель Компьютер,
магнитофон |
Технические средства обучения |
музыкальные инструменты Электронные музыкальные инструменты
(синтезаторы) Персональный компьютер Мультимедийный проектор Экспозиционный экран DVD –проигрыватель Аудиоцентр/магнитофон. |
Демонстрационные пособия |
Таблицы |
Учебные игры |
Настольные
развивающие игры . |
Список литературы
Литература, рекомендованная для учителя |
1.Сергеева
Г.П. Музыка.1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П. Сергеевой,
Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразоват.
учреждений / М.: Просещение, 2012 2.
Критская Е. Д Музыка. 1 класс: учеб. для общеобразоват.
учреждений /Е. Д Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.-М.:
Просвещение,2011 3.Критская
Е. Д Музыка. 1 класс: рабочая тетрадь/
Е. Д Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.-М.:
Просвещение,2011 4.Критская
Е. Д Уроки музыки. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват.
учреждений /Е. Д Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.-М.:
Просвещение,2010 5Музыка
Хрестоматия музыкального материала.1 класс: пособие для учителя/ сост. Е.Д.
Критская.- М.: Просвещение, 2011 |
Литература, рекомендованная для учащихся |
1.Критская
Е. Д Музыка. 1 класс: рабочая тетрадь/
Е. Д Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.-М.:
Просвещение,2011 2.Критская
Е. Д Музыка. 1 класс: учеб. для общеобразоват.
учреждений /Е. Д Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.-М.:
Просвещение,2011 |