ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена
рабочая программа |
-Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г.№373); -Приказ Минобрнауки РФ от
31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования»; -Приказ МБОУ
СОШ с. Шелканово
от _______ г. №___ « О перечне учебников, используемых в образовательном процессе
в 2014-2015 учебном году»; -Гигиенические
требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН
2.4.2.2821 – 10; -Основная
образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ с. Шелканово; -Учебный план
МБОУ СОШ с. Шелканово на 2014-2015 учебный год; - Годовой
учебный календарный график МБОУ СОШ с.
Шелканово на
2014-2015 учебный год; -Положение
МБОУ СОШ с. Шелканово
«О
рабочей программе по предмету (курсу) педагога» |
Сведения о примерной программе по учебному предмету,
на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора
и года издания |
-Примерные
программы общего образования. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2010. –
(Серия «Стандарты второго поколения»); Программа:
Математика 1-4 классы. Моро М.И. и др. М: Просвещение,
2013 г. |
Сведения об УМК |
Реализация данной программы
осуществляется с помощью УМК «Школа
России» |
Цель и задачи учебного предмета |
Основными целями начального обучения
математике являются: · Математическое
развитие младших школьников. · Формирование
системы начальных математических
знаний. · Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности. Программа
определяет ряд задач, решение
которых направлено на достижение основных целей начального математического
образования: — формирование
элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения
несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать,
моделировать и объяснять количественные и
пространственные отношения); — развитие
основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; —
развитие пространственного воображения; —
развитие математической речи; —
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять
для решения учебно-познавательных и практических задач; — формирование
умения вести поиск информации и работать с ней; — формирование
первоначальных представлений о компьютерной грамотности; — развитие познавательных
способностей; — воспитание
стремления к расширению математических знаний; — формирование критичности мышления; — развитие
умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение,
оценивать и принимать суждения других. Решение
названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности
математических способов познания мира, усвоение
начальных математических знаний, связей математики с окружающей
действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную
заинтересованность в расширении математических знаний. |
Общая характеристика учебного предмета |
Обучение
математике является важнейшей составляющей начального общего образования.
Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения
учиться. Начальное
обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной
деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию
объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать
логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые
обобщённые знания и способы действий. Универсальные
математические способы познания способствуют целостному восприятию
мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования
универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают
усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность
к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и
способов действий, что составляет основу умения учиться. Усвоенные
в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и
других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во
взрослой жизни. |
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета |
Ценность патриотизма, гражданственности -
любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству. ● Ценность нравственных чувств -
нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение
к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга;
забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших;
толерантность. ● Ценность трудолюбия, творческого
отношения к учению, труду, жизни - уважение к труду; творчество и созидание;
стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость;
трудолюбие. ● Ценность природы, окружающей среды -
родная земля; заповедная природа; экологическое сознание. ● Ценность прекрасного - красота;
гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве
и искусстве. |
Место учебного предмета в учебном плане в решении общих
целей и задач на конкретной ступени общего образования |
На
изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в
неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные
недели), во 2—4 классах — по 136 ч (34 учебные недели в каждом
классе). |
Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные) |
Личностные результаты — Чувство гордости за свою Родину, российский народ и
историю России; — Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное
отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. — Целостное восприятие окружающего мира. — Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного
смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и
способов действий, творческий подход к выполнению заданий. — Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои
действия и управлять ими. —
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. — Установку
на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на
результат Метапредметные результаты — Способность
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. —
Овладение способами
выполнения заданий творческого и поискового характера. —
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять
наиболее эффективные способы достижения результата. — Способность
использовать знаково-символические средства представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебно-познавательных и практических задач. — Использование
речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для
решения коммуникативных и познавательных задач. —
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа,
организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение
вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать)
результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить
своё выступление и выступать с аудио-, видео- и
графическим сопровождением. — Овладение
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
по родовидовым признакам, установления —
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. — Определение
общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих. —
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и
процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика». —
Овладение базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами. —
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
учебного предмета «Математика». Предметные результаты
—
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также для — Овладение
основами логического и алгоритмического мышления, —
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач. — Умения
выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми
выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и
стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические
фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками,
представлять, анализировать и интерпретировать данные. — Приобретение
первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре,
работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на
принтере). |
Предпочтительные формы контроля |
|
Педагогические технологии, средства обучения,
используемые учителем |
Данная программа реализуется с помощью
разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных
методов обучения и педагогических технологий. Программа предусматривает такую
систему организации учебного процесса, основу которой являет собой
современный урок с использованием интернет технологий, развивающего обучения,
проблемного обучения, обучение развитию критического мышления, личностно -
ориентированного обучения. В поддержку современному уроку выступает система
консультаций, а также самостоятельная работа учащихся с использованием
современных компьютерных технологий. Осуществление целей данной программы
обусловлено использованием в образовательном процессе информационных
технологий, диалоговых технологий, программированного обучения, проблемного
обучения, личностно-ориентированного обучения. Программа направлена на
создание оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов,
сохранение психосоматического здоровья учащихся, развитие положительной
мотивации к освоению программы, развитие индивидуальности и одарённости
каждого ребёнка. |
Основное содержание учебного предмета
Содержание предмета |
Содержание
курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение
области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность
в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для
углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения
степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений,
формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных
учебных действий. Структура
содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала,
которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих
случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для
младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и
законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей
между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных
между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать,
противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в
рассматриваемых фактах. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Числа
и величины Счёт
предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные
единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде
суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение
величин. Единицы измерения величин: массы (грамм,
килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута,
час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами
измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Арифметические
действия Сложение,
вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и
результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения.
Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения,
умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического
действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения:
переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения,
распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые
выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и
без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств
арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях.
Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и
деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число.
Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь
компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений
на калькуляторе). Элементы
алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a
±
28, 8 ∙ b,
c
: 2; с двумя переменными вида: a
+
b,
а – b,
a ∙
b,
c
:
d
(d
≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях
входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании
обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения
неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе
взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий). Работа
с текстовыми задачами Задача.
Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Планирование хода решения задач. Текстовые
задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание,
умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в)
…», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости,
характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт
стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала
при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов,
общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности
события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Решение
задач разными способами. Представление
текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа,
краткой записи, в таблице, на диаграмме. Пространственные
отношения. Геометрические фигуры Взаимное расположение предметов в
пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа,
за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение
геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол,
ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат,
пятиугольник и т. д.). Свойства
сторон прямоугольника. Виды
треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды
треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный
(равносторонний). Окружность
(круг). Центр, радиус окружности (круга). Использование
чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения
построений. Геометрические
формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб,
пирамида, шар. Геометрические
величины Геометрические
величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр,
дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних
единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной
длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра
прямоугольника (квадрата). Площадь.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр,
квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный
километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади
геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата) Работа
с информацией Сбор
и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением
величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы,
столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение
столбчатых диаграмм. Интерпретация
данных таблицы и столбчатой диаграммы. Составление
конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений,
геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и
выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации. Построение
простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов
(«верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа,
график контрольных и лабораторных работ |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Особенности класса |
Общеобразовательный (с наличием учащихся по программе VII-го вида) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Внесенные изменения в примерную (авторскую)
программу и их обоснование |
|
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню
подготовки учащихся |
Обучающиеся должны знать: — названия и обозначения арифметических
действий, названия компонентов и результата каждого действия; — единицы названных величин, общепринятые их обозначения,
соотношения между единицами каждой из этих величин; — виды углов: прямой, острый, тупой; — записывать
и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3—4 действия (со скобками
и без них); находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе
прямоугольника (квадрата); Использовать ориентировки в окружающем пространстве (планирование
маршрута, выбор пути передвижения и др.); · оценки величины предметов на глаз; · самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом
возможностей применения разных
геометрических фигур). |
Оценка достижения планируемых
результатов освоения учебной программы
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы |
Система оценки достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной программы начального общего образования
предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий
вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования:
личностных, метапредметных и предметных. 1-е правило: “Оценка результата и отметка” Оцениваем каждое действие ученикапо
использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных,
предметных). 2-е правило: “Самооценка”. Ученики оценивают себя и свою работу по алгоритму Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик): 1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что
нужно было получить в результате? 2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой,
в чём? Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон
правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение; либо
руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение –
исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ. 4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в
чём)? Результаты самооценки фиксируются в тетради за каждое письменное
задание, а так же в “Дневнике ученика” за каждый урок. 3-е правило: “Одна задача – одна отметка”. Ученик оценивает каждое выполненное в классе задание, выставляя
самооценку в цветовой гамме/ 4-е правило – Таблицы “Оценочные листы” (часть 1) и “Портфель
достижений” (часть 2) Оценки (в т.ч. в форме отметки) необходимо фиксировать и накапливать в
таблицах “Оценочные листы” (предметные, метапредметные
и личностные) и в портфеле достижений. 4-е правило, часть 1: Таблицы “Оценочные листы” Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен и
может овладеть ученик. Оценка личностных результатов представляет собой оценку
достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии,
представленных в разделе “Личностные учебные действия” программы формирования
универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. В таблицах “Оценочных листов” с 1-4 класс отражены основные критерии
(линии развития) личностных результатов: Внутренняя позиция и мотивация учебной деятельности. Моральные нормы. Гражданская идентичность. Экологическая культура. Здоровый образ жизни. Для отслеживания личностных универсальных учебных действий можно
использовать следующие виды заданий: участие в проектах, исследованиях; подведение итогов урока; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; дневники достижений. Оценка личностных УУД неперсонифицированна и
итог подводится в конце учебного года в количестве человек и процентах от
всех учащихся класса, овладевших данными универсальными действиями. Оценка метапредметных результатов
представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы, представленных в разделах “Регулятивные учебные
действия”, “Коммуникативные учебные действия”, “Познавательные учебные
действия” программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся
на ступени начального общего образования, а также планируемых результатов,
представленных во всех разделах подпрограммы “Чтение. Работа с текстом”. Уровень сформированности УУД, представляющих
содержание и объект оценки метапредметных
результатов, может быть качественно оценен и измерен в следующих основных
формах. Во-первых, достижение метапредметных
результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач,
направленных на оценку уровня сформированности
конкретного вида универсальных учебных действий. Во- вторых, достижение метапредметных
результатов может рассматриваться как инструментальная основа и как условие
успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных
предметов. Для отслеживания познавательных универсальных учебных действий
целесообразны следующие виды заданий: сравни; “найди отличия” (можно задать их количество); “на что похоже?”; поиск лишнего; “лабиринты”; упорядочивание; “цепочки”; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями. Для отслеживания регулятивных универсальных учебных действий возможны
следующие виды заданий: “преднамеренные ошибки”; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; взаимный диктант; диспут; заучивание материала наизусть в классе; “ищу ошибки”; контрольный опрос на определенную проблему. Для отслеживания коммуникативных универсальных учебных действий можно
предложить следующие виды заданий: составь задание партнеру; представь себя в роли учителя и составь задание для класса; составь рассказ от имени героя; составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени
школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.); отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; “отгадай, о ком говорим”; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); “подготовь рассказ...”; “опиши устно...”; “объясни...” и т.д. Для отслеживания метапредметных результатов
разработаны “Оценочные листы”, которые содержат таблицы, необходимые для
фиксации и хранения информации о динамике развития ученика, которая не может
быть отображена в официальном классном журнале. Наконец, достижение метапредметных
результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на метапредметной основе, которая отслеживается по
рекомендуемым в прилагаемой инструкции баллам. “Дневник школьника” (в т.ч. “Личный еженедельник первоклассника”)
заполняется в бумажном варианте и не является отчётным документом. Это
инструмент для развития самостоятельности и самоорганизации школьника. По решению
учителя ученик может фиксировать в таблицах Дневника свои образовательные
достижения в виде: отметок (за контрольные работы, за отдельные задания, проекты и т.п.), самооценок (слов-характеристик, знаков). Осознание данной информации, её регулярное пополнение позволяет
ученику осмысливать свой текущий уровень развития и самостоятельно (при
поддержке взрослых) планировать новые рубежи своих достижений. В “Дневнике школьника” так же фиксируются личностные, метапредметные, предметные результаты самим учеником. Результат ученика в таблицах фиксируется согласно трем уровням и
цветовой гамме по результатам трех основных работ (стартовая,
промежуточная и итоговая) Ученики самостоятельно оценивают свои предметные результаты (три раза
в год) и заносят их в “Карты самооценки” (Приложение 3) , используя туже
цветовую гамму. Таблицы результатов в “Дневнике школьника”, “Оценочных таблицах”
учителя, “Картах самооценки” ученика не должны полностью совпадать, за
исключением результатов контрольных и диагностических работ. 4-е правило, часть 2: “Портфель достижений” (один из блоков). “Портфель достижений” – это собрание работ и результатов, которые
показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба,
творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ
учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому
определять цели своего дальнейшего развития. “Портфель достижений” включён как обязательный компонент определения
итоговой оценки в Примерную основную образовательную программу, дополняющую
Федеральный государственный образовательный стандарт. Таким образом, всем педагогам
начальных классов необходимо научить своих учеников вести портфель своих
достижений. 5-е правило: “Право отказа от отметки и право пересдач”. При изучении нового материала (текущий контроль) отметка ставится
только по желанию ученика. За контрольную работу (тематический контроль) отметка ставится всем,
но ученик имеет право пересдать материал, исправить отметку. Оценка учащихся по изобразительному искусству и технологии тесно
связана с формированием регулятивных универсальных учебных действий. Только в
этом случае оценка учителя и самооценка учащихся совпадает, ребенок понимает,
как планировать свою практическую работу, каких ошибок следует избегать, к
какому проявлению творчества стремиться 6-е правило: “Уровни успешности”.
Базовый (Б) - (Необходимый
уровень) 50-65% Повышенный (П) - (Выше базового уровня) 66-100% Недостаточный (Н) - (Ниже базового уровня) 0-50% |
Календарно-тематическое планирование (математика 4
класс)
№ |
Дата |
Раздел программы, тема урока |
Характеристика деятельности учащихся |
Этнорегиона- льный компонент |
Примечание |
|
|
план |
факт |
|
|
|
|
|
|
|
Числа от 1 до
1000 (13 часов) |
|
|
|
1. |
02.09 |
|
Нумерация.
Счет предметов. Разряды. |
Выполнять устно вычисления
в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы
устных вычислений. Сравнивать разные способы
вычислений, выбирать удобный Применять алгоритмы
письменных вычислений в пределах 1000 для решения более сложных задач. Работать в паре,
группе. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать
свою точку зрения, оценивать точку
зрения товарища, обсуждать высказанное
мнение. Знать свойства
диагоналей прямоугольника и квадрата, уметь
применять при решении задач |
Моя улица (порядковые номера домов) |
|
2. |
03.09 |
|
Четыре
арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление. Числовые выражения.
|
|
|
|
3. |
04.09 |
|
Порядок
выполнения действий. |
|
|
|
4. |
08.09 |
|
Нахождение
суммы нескольких слагаемых. |
|
|
|
5. |
09.09 |
|
Приемы
письменного вычитания. |
|
|
|
6. |
10.09 |
|
Приемы
письменного умножения трехзначных чисел на однозначные числа. |
|
|
|
7. |
11.09 |
|
Умножение
на 0 и 1. |
|
|
|
8. |
15.09 |
|
Приемы
письменного деления на однозначное число. |
|
|
|
9. |
16.09 |
|
Приемы
письменного деления на однозначное число. |
|
|
|
10. |
17.09 |
|
Приемы
письменного деления на однозначное число. |
|
|
|
11. |
18.09 |
|
Диаграммы |
Изображение количества детей нашей школы |
|
|
12. |
22.09 |
|
Закрепление
по теме: «Четыре арифметических действия». |
|
|
|
13. |
23.09 |
|
Контрольная
работа № 1 по теме «Четыре арифметических действия». |
|
|
|
|
|
|
Числа, которые больше 1000 . Нумерация
(10 часов) |
|
|
|
14. |
24.09 |
|
Работа
над ошибками. Нумерация.
Класс единиц и класс тысяч. |
Считать предметы десятков,
сотнями, тысячами. Читать и записывать любые числа в пределах миллиона Заменять многозначное
число суммой разрядных слагаемых. Сравнивать числа по
классам и разрядам. Упорядочивать заданные
числа. Увеличивать (уменьшать) числа в 10,
100, 1000 раз. Выделять в числе единицы
каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц
любого разряда, содержащихся в числе. Устанавливать правило, по
которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать
пропущенные элементы. Различать, называть понятия: луч,
числовой луч. Уметь строить углы с
помощью циркуля и линейки, различать виды углов. Оценивать правильность
составления числовой последовательности. Группировать числа по
заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов
группировки. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Составлять план работы. Анализировать и оценивать результаты работы. |
|
|
15. |
25.09 |
|
Чтение
чисел. Запись чисел. Значение цифры в записи числа. |
|
|
|
16. |
29.09 |
|
Разрядные
слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение
чисел. |
|
|
|
17. |
30.09 |
|
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 и 1000 раз. |
|
|
|
18. |
01.10 |
|
Выделение в числе общего количества единиц любого разряда. |
|
|
|
19. |
02.10 |
|
Класс миллионов. Класс миллиардов. |
|
|
|
20. |
06.10 |
|
Луч.
Числовой луч. |
|
|
|
21. |
07.10 |
|
Угол.
Виды углов. Построение прямого угла.
Построение углов с помощью линейки и циркуля (практ.
работа). |
|
|
|
22. |
08.10 |
|
Закрепление
по теме «Нумерация многозначных чисел». |
|
|
|
23. |
09.10 |
|
Контрольная
работа № 2 по теме «Нумерация чисел больше 1000». |
|
|
|
|
|
|
Величины (17 часов) |
|
|
|
24. |
13.10 |
|
Единицы
длины. Километр. |
Переводить одни единицы
длины в другие: мелкие в более крупные, крупные в более мелкие, используя
соотношение между ними. Измерять и сравнивать длины, упорядочивать их значения. Сравнивать значения
площадей разных фигур. Переводить одни единицы
площади в другие, используя соотношение между ними. Определять площади фигур
произвольной формы с помощью палетки. Находить доли целого и
целое по его доле. Приводить примеры и описывать ситуации, требующие
перехода от одних единиц к другим. Переводить одни единицы
массы в другие, используя соотношение между ними. Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их. Приводить примеры и описывать ситуации, требующие
перехода от одних единиц к другим Переводить одни единицы
времени в другие, используя соотношение между ними. Исследовать ситуации,
требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их. Решать
задачи на определение начала, продолжительности и конца событий. Осуществлять самоконтроль и самооценку в процессе самостоятельной
работы. Исправлять допущенные
ошибки |
Расстояние между деревнями Бирского района |
|
25. |
14.10 |
|
Таблица
единиц длины. |
|
|
|
26. |
15.10 |
|
Единицы
площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр. |
Площадь нашей школы |
|
|
27. |
16.10 |
|
Ар.
Гектар. |
|
|
|
28. |
20.10 |
|
Таблица
единиц площади. |
|
|
|
29. |
21.10 |
|
Определение
площади с помощью палетки (практ. работа). |
|
|
|
30. |
22.10 |
|
Нахождение
нескольких долей целого. |
|
|
|
31. |
23.10 |
|
Решение
задач на нахождение нескольких долей целого и целого по его доле. |
|
|
|
32. |
27.10 |
|
Единицы
массы. Тонна. Центнер. |
|
|
|
33. |
28.10 |
|
Таблица
единиц массы. |
|
|
|
34. |
29.10 |
|
Единицы
времени. Сутки. |
|
|
|
35. |
30.10 |
|
Решение
задач на определение начала, продолжительности и конца события. |
|
|
|
36. |
05.11 |
|
Решение
задач на определение начала, продолжительности и конца события. |
|
|
|
37. |
06.11 |
|
Секунда. |
|
|
|
38. |
10.11 |
|
Век.
Таблица единиц измерения времени. |
|
|
|
39. |
11.11 |
|
Закрепление
изученного материала по теме «Величины». |
Осуществлять самоконтроль и самооценку в процессе контрольной работы.
Исправлять допущенные ошибки |
|
|
40. |
12.11 |
|
Контрольная
работа № 3 по теме «Величины» |
|
|
|
|
|
|
Сложение и
вычитание (10 часов) |
Выполнять письменно
сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их
выполнения; сложение и вычитание величин. Осуществлять пошаговый
контроль правильности выполнения арифметических действий: сложения и вычитания. Выполнять сложение и
вычитание величин. Моделировать зависимости
между величинами в текстовых задачах и решать
их. Выполнять задания творческого
и поискового характера, применять
знания и способы действий в изменённых условиях Оценивать результаты
усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении
знаний и способов действий. Анализировать условие
задачи, правильно выбирать пути её
решения. Осуществлять самоконтроль и самооценку в процессе самостоятельной
работы. Анализировать и исправлять допущенные ошибки. Применять теоретические знания для решения
практических задач |
|
|
41. |
13.11 |
|
Устные
и письменные приемы вычислений. |
|
|
|
42. |
17.11 |
|
Устные
и письменные приемы вычислений. |
|
|
|
43. |
18.11 |
|
Нахождение
неизвестного слагаемого. |
|
|
|
44. |
19.11 |
|
Нахождение
неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. |
|
|
|
45. |
20.11 |
|
Решение
задач и уравнений. |
|
|
|
46. |
24.11 |
|
Сложение
и вычитание величин. |
|
|
|
47. |
25.11 |
|
Решение
задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в
косвенной форме. |
|
|
|
48. |
26.11 |
|
Закрепление
вычислительных навыков. |
|
|
|
49. |
27.11 |
|
Закрепление
умения решать задачи изученных видов. |
|
|
|
50. |
01.12 |
|
Контрольная
работа № 4 по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел». |
|
|
|
|
|
|
Умножение и деление Умножение на однозначное число (4 часа) |
|
|
|
51. |
02.12 |
|
Умножение
и его свойства. Умножение на 0 и 1. |
Выполнять письменное
умножение многозначного числа на однозначное. Составлять план решения
текстовых задач в прямой и косвенной форме и решать их арифметическим способом. Оценивать результаты
усвоения учебного материала. |
|
|
52. |
03.12 |
|
Письменные
приёмы умножения многозначных чисел. |
|
|
|
53. |
04.12 |
|
Умножение
чисел, оканчивающихся нулями. |
|
|
|
54. |
08.12 |
|
Нахождение
неизвестного множителя. |
|
|
|
|
|
|
Деление на однозначное число ( 23 часа) |
|
|
|
55. |
09.12 |
|
Деление
0 и на 1. Письменные приемы деления. |
Выполнять письменное
умножение и деление многозначного числа на однозначное. Осуществлять пошаговый
контроль правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление
многозначного числа на однозначное). Составлять план решения
текстовых задач в прямой и косвенной форме и решать их арифметическим способом. Осуществлять пошаговый
контроль правильности решения уравнений Оценивать результаты
усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении
знаний и способов действий. Использовать
знание взаимосвязи между компонентами и результатом деления для решения уравнений. |
|
|
56. |
10.12 |
|
Письменные
приемы деления. |
|
|
|
57. |
11.12 |
|
Решение
задач на увеличение (уменьшение) числа
в несколько раз, выраженных в косвенной форме. |
|
|
|
58. |
15.12 |
|
Нахождение
неизвестного делимого, неизвестного делителя. |
|
|
|
59. |
16.12 |
|
Решение задач на пропорциональное деление. |
|
|
|
60. |
17.12 |
|
Решение задач на пропорциональное деление |
|
|
|
61. |
18.12 |
|
Контрольная
работа № 5 «Деление
на однозначное число» |
|
|
|
62. |
22.12 |
|
Работа
над ошибками. Письменные приемы деления. |
|
|
|
63. |
23.12 |
|
Письменные
приемы деления. |
|
|
|
64. |
24.12 |
|
Письменные
приемы деления. |
|
|
|
65. |
25.12 |
|
Решение
задач на увеличение и уменьшение величин в несколько раз |
|
|
|
66. |
29.12 |
|
Среднее
арифметическое. |
Выполнять письменное
умножение и деление многозначного числа на однозначное. Осуществлять пошаговый контроль
правильности выполнения арифметических действий (деление многозначного числа на однозначное). Составлять план решения
текстовых задач в прямой и косвенной форме и решать их арифметическим способом. Осуществлять пошаговый
контроль правильности решения уравнений Различать
виды треугольников Строить прямой угол на нелинованной бумаге, используя
разные способы. Оценивать результаты
усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении
знаний и способов действий |
|
|
67. |
30.12 |
|
Среднее
арифметическое. |
|
|
|
68. |
15.01 |
|
Скорость.
Время. Расстояние. |
Расстояние между Уфой и Бирском |
|
|
69. |
19.01 |
|
Решение
задач с величинами: скорость, время, расстояние. |
|
|
|
70. |
20.01 |
|
Решение
задач с величинами: скорость, время, расстояние. |
|
|
|
71. |
21.01 |
|
Решение
задач с величинами: скорость, время, расстояние. |
|
|
|
72. |
22.01 |
|
Закрепление по теме: Письменные приёмы деления |
|
|
|
73. |
26.01 |
|
Решение
задач. |
|
|
|
74. |
27.01 |
|
Виды
треугольников. |
|
|
|
75. |
28.01 |
|
Контрольная
работа № 6 по теме «Решение задач на
движение». |
|
|
|
76. |
29.01 |
|
Работа
над ошибками. Построение
геометрических фигур. |
|
|
|
77. |
02.02 |
|
Построение
геометрических фигур. |
|
|
|
|
|
|
Умножение на числа, оканчивающиеся нулями
(7 часов) |
|
|
|
78. |
03.02 |
|
Умножение
числа на произведение. |
Выполнять письменное
умножение и деление многозначного числа на однозначное. Осуществлять пошаговый
контроль правильности выполнения арифметических действий (деление многозначного
числа на однозначное). Составлять план решения
текстовых задач в прямой и косвенной форме и решать их арифметическим способом. Осуществлять пошаговый
контроль правильности решения уравнений Различать
виды треугольников Строить прямой угол на нелинованной бумаге, используя
разные способы. Оценивать результаты
усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении
знаний и способов действий. |
|
|
79. |
04.02 |
|
Письменное
умножение на числа, оканчивающиеся нулями. |
|
|
|
80. |
05.02 |
|
Письменное
умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. |
|
|
|
81. |
09.02 |
|
Решение
задач с величинами: скорость, время, расстояние. |
|
|
|
82. |
10.02 |
|
Перестановка
и группировка множителей. |
|
|
|
83. |
11.02 |
|
Решение
задач с величинами: скорость, время, расстояние. |
|
|
|
84. |
12.02 |
|
Умножение на числа, оканчивающиеся нулями |
|
|
|
|
|
|
Деление на числа, оканчивающиеся нулями
(11 часов) |
|
|
|
85. |
16.02 |
|
Деление
числа на произведение. |
Моделировать
взаимозависимости между величинами: скорость, время, расстояние. Переводить
одни единицы скорости в другие. Решать задачи с величинами: скорость, время,
расстояние. Работать
в парах. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать
своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарищей. Применять
свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять
устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять
письменные приёмы. Выполнять
деление с остатком на 10, 100, 1000. Выполнять
схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное встречное
движение и движение в противоположных направлениях и решать такие задачи. Составлять
план решения. Обнаруживать ошибки и исправлять их. Отбирать,
составлять и решать математические задачи и задания повышенной сложности Сотрудничать
со взрослыми и сверстниками. Анализировать и
оценивать результаты работы. |
|
|
86. |
17.02 |
|
Деление
с остатком на 10, 100, 1000. |
|
|
|
87. |
18.02 |
|
Решение
задач. |
|
|
|
88. |
19.02 |
|
Письменное
деление на числа, оканчивающиеся нулями. |
|
|
|
89. |
24.02 |
|
Письменное
деление на числа, оканчивающиеся нулями. |
|
|
|
90. |
25.02 |
|
Письменное
деление на числа, оканчивающиеся нулями. |
|
|
|
91. |
26.02 |
|
Письменное
деление на числа, оканчивающиеся нулями. |
|
|
|
92. |
02.03 |
|
Решение
задач на движение в противоположных направлениях. |
|
|
|
93. |
03.03 |
|
Решение
задач на движение в противоположных направлениях. |
|
|
|
94. |
04.03 |
|
Деление
на числа, оканчивающиеся нулями. |
|
|
|
95. |
05.03 |
|
Контрольная
работа № 7 по теме: «Деление на числа, оканчивающиеся нулями». |
|
|
|
|
|
|
Умножение на двузначное и трехзначное
число (12 часов) |
|
|
|
96. |
10.03 |
|
Умножение
числа на сумму. |
Применять
в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых. Выполнять
письменное умножение многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число,
опираясь на знание алгоритма письменного выполнения действия умножения. Осуществлять
пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма
арифметического действия умножения. Решать
задачи на нахождение неизвестного по двум разностям Оценивать результаты
усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении
знаний и способов действий. |
|
|
97. |
11.03 |
|
Умножение
числа на сумму. |
|
|
|
98. |
12.03 |
|
Письменное
умножение на двузначное число. |
|
|
|
99. |
16.03 |
|
Письменное
умножение на двузначное число. |
|
|
|
100. |
17.03 |
|
Письменное
умножение на двузначное число. |
|
|
|
101. |
18.03 |
|
Письменное
умножение на двузначное число. |
|
|
|
102. |
19.03 |
|
Письменное
умножение на трехзначное число |
|
|
|
103. |
01.04 |
|
Письменное
умножение на трехзначное число |
|
|
|
104. |
02.04 |
|
Письменное
умножение на трехзначное число |
|
|
|
105. |
06.04 |
|
Письменное
умножение на трехзначное число |
|
|
|
106. |
07.04 |
|
Письменное
умножение на двузначное и трехзначное число |
|
|
|
107. |
08.04 |
|
Контрольная
работа № 8 по теме: «Умножение на двузначное и трехзначное число» |
|
|
|
|
|
|
Деление на двузначное число ( 12 часов) |
|
|
|
108. |
09.04 |
|
Письменное
деление на двузначное число. |
Объяснять
каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное
и трёхзначное число. Выполнять
письменное деление многозначных чисел
на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов
письменного выполнения действия умножения. Осуществлять
пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма
арифметического действия деления. Проверять
выполненные действия: умножение делением и деление умножением. Работать
в парах. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать
своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарищей Составлять план решения
текстовых задач в прямой и косвенной форме и решать их арифметическим способом. |
|
|
109. |
13.04 |
|
Письменное
деление на двузначное число с остатком. |
|
|
|
110. |
14.04 |
|
Письменное
деление на двузначное число. |
|
|
|
111. |
15.04 |
|
Письменное
деление на двузначное число. |
|
|
|
112. |
16.04 |
|
Письменное
деление на двузначное число. |
|
|
|
113. |
20.04 |
|
Решение
задач на увеличение и уменьшение величин в несколько раз |
|
|
|
114. |
21.04 |
|
Письменное
деление на двузначное число. |
|
|
|
115. |
22.04 |
|
Письменное
деление на двузначное число. |
|
|
|
116. |
23.04 |
|
Письменное
деление на двузначное число. |
|
|
|
117. |
27.04 |
|
Проверка
деления умножением. |
|
|
|
118. |
28.04 |
|
Письменное
деление на двузначное число. |
|
|
|
119. |
29.04 |
|
Контрольная
работа № 9 по теме «Деление на двузначное число». |
|
|
|
|
|
|
Деление на трехзначное число (8 часов) |
|
|
|
120. |
30.04 |
|
Письменное
деление на трехзначное число. |
Объяснять
каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное
и трёхзначное число. Выполнять
письменное деление многозначных чисел
на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов
письменного выполнения действия умножения. Осуществлять
пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма
арифметического действия деления. Проверять
выполненные действия: умножение делением и деление умножением. Работать
в парах. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать
своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарищей Составлять план решения
текстовых задач в прямой и косвенной форме и решать их арифметическим способом. |
|
|
121. |
04.05 |
|
Письменное
деление на трехзначное число. |
|
|
|
122. |
05.05 |
|
Письменное
деление на трехзначное число. |
|
|
|
123. |
06.05 |
|
Письменное
деление на трехзначное число. |
|
|
|
124. |
07.05 |
|
Письменное
деление на трехзначное число с остатком. |
|
|
|
125. |
11.05 |
|
Решение
задач. |
|
|
|
126. |
12.05 |
|
Деление
на трехзначное число. Решение задач. |
|
|
|
127. |
13.05 |
|
Контрольная
работа № 10 по теме «Деление на трехзначное число». |
|
|
|
|
|
|
Повторение (11 часов) |
|
|
|
128 |
14.05 |
|
Нумерация.
Уравнение. |
|
|
|
129. |
18.05 |
|
Четыре
арифметических действия. Порядок выполнения действий. |
|
|
|
130. |
19.05 |
|
Величины.
Действия с величинами. |
|
|
|
131. |
20.05 |
|
Контрольная
работа за год. |
|
|
|
132. |
21.05 |
|
Работа
над ошибками. Геометрические фигуры. |
|
|
|
133. |
25.05 |
|
Решение
задач на движение |
|
|
|
134. |
26.05 |
|
Решение
задач на движение |
|
|
|
135. |
27.05 |
|
Умножение
на двузначное и трехзначное число. |
|
|
|
136. |
28.05 |
|
Деление
на двузначное и трехзначное число. |
|
|
|
Перечень
учебно-методического и материально – технического обеспечения
Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 4 класс: В 2 ч.: Ч.1.
Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 4 класс: В 2 ч.: Ч.2.
Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая
тетрадь: 4 класс: В 2 ч.: Ч.1.
Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 4 класс: В 2
ч.: Ч.2.
Беденко М. В. Сборник
текстовых задач: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2010.
·
Белицкая Н. Г., Орг
А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007
·
Волкова
С. И. Математика: 1-4 кл.: контрольные работы: пособие для учителя. – М.:
Просвещение, 2008.
·
Гейдман Б. П., Мишарина И. Э. Подготовка к
математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2008.
·
Дмитриева
О. И. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М. И. Моро и др.:
4 класс. - М.: ВАКО, 2008.
·
Ефремушкина
О. В. Школьные олимпиады для начальных классов. – Ростов н/Д:
Феникс, 2007.
·
Математика.
2-4 классы: олимпиадные задания/ сост. Г. Т. Дьячкова.
– Волгоград: Учитель, 2007.
·
Мокрушина
О.А. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М. И. Моро,
М.А.Бантовой и др.: 3 класс. - М.: ВАКО, 2006.
·
Олимпиадные
задания по математике. 1-4 классы.- Вып.2 / авт.- сост. О. В. Субботина. –
Волгоград: Учитель, 2010.
·
Олимпиадные
задания. 3-4 класс: Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий
мир/ авт. – сост. Г. В. Раицкая. – Самара:
Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2007.
·
Олимпиадные
задания: математика, русский язык, литературное чтение. 3-4 классы/ авт. -
сост. Е. А. Чаус. – Волгоград: Учитель, 2007.
·
Пупышева О. Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и
курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. – М.: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
·
Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-4-й кл.
М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
·
Фефилова Е.П., Поторочина.
Е.А. Поурочные разработки по
математике. 1 класс. – М.: ВАКО, 2005.
·
Школа
России. Концепция и программы для нач. кл. В 2ч./
М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С. И. Волкова и др. –
М.: Просвещение, 2009.
·
Я иду
на урок в
начальную школу: Математика. Книга
для учителя. – М.: Издательство «Первое
сентября», 2000.
Интернет
ресурсы:
1. http://www.school.edu.ru
Российский общеобразовательный портал,
где содержатся образовательные ресурсы
для учеников, учителей, родителей,
администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и
другие материалы по основным
школьным дисциплинам. Вопросы
здоровья и психологии
школьников. Газета «Первое
сентября» и приложения к ней
2. http://www.viki.rdf.ru Детские
электронные книги и презентации
3. http://www.solnet.ee Портал
для детей и
взрослых. Можно найти
материал по воспитанию,
развитию и образованию
детей, дидактический и сценарный
материал для учителя начальных классов
4. http://www.it-n.ru/ Сайт творческих учителей. Разные сообщества.
5. http://mail.redu.ru Исследовательская работа школьников
6. http://festival.1september.ru
Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок»
Приложения к программе (КИМЫ)
Контрольная работа №1
Вариант
I
1. Реши задачу:
Из 32 метров ткани сшили 8 одинаковых платьев. Сколько потребуется
метров ткани, чтобы сшить 12 таких платьев?
2. Найди значения
выражений (запиши решение в столбик).
109 ∙ 7 486
∙2 686 : 7 608 –
359
3 ∙ 251 436 : 4 7 92 : 3 328
+ 296
3. Вычисли:
72 + 48: (3 ∙
2) (1230 + 600) -
(570 - 70)
4. Вычисли периметр и
площадь прямоугольника со сторонами 8 см и 3 см.
5*. Продолжи ряд чисел,
записав еще 3 числа: 608, 618, 628.
6. Составь выражение,
для вычисления которого надо выполнить (по порядку) вычитание, деление, сложение.
7*. Логическая задача.
Торговка, сидя на рынке, соображала: «Если к моим яблокам прибавить
половину их, да ещё десяток, то у меня была бы целая сотня».
Сколько яблок у неё было?
Вариант II
1. Реши задачу.
Из 32 метров ткани сшили 8 одинаковых платьев. Сколько можно сшить
таких платьев из 60 метров ткани?
2. Найди значения
выражений (запиши решение в столбик).
407 ∙ 2 2
∙ 462 278 ∙ 3 706 - 428
812 ∙ 2 536 : 8 774 :
2 246 + 479
3. Вычисли:
41 - 3 ∙
(63: 9) (980 - 800)
+ (320 - 20)
4. Найди периметр и
площадь квадрата со стороной 7 см.
5*. Продолжи ряд чисел, записав ещё 3 числа: 995,985,975...
6*. Составь выражение,
для вычисления которого надо выполнить (по порядку) деление, сложение, умножение.
7*. Логическая задача.
Зачерпнул Емеля 37 литров воды в два ведра. Пока влезал на печь,
пролил 2 литра воды из первого ведра и 5 литров из второго. Зато воды стало
поровну. Сколько литров воды было в каждом ведре?
Самостоятельная работа
Вариант I
1.
Сравни числа:
800100 * 80010
254316 * 245316
2.
Вставь пропущенные числа, чтобы записи были верными:
6239 = 6009 + 0
54000 + 0 = 54702
3.
Выдели скобкой сотни, а чертой — десятки в числах: 53682, 280640.
4.
Запиши числа в порядке возрастания и подчеркни тысячи:
57002, 31634, 70050, 5302,70500
5*. Реши примеры:
39729 + 1 10000
– 1 923827 - 3000
54300 - 1000 456
∙ 1000 849600 : 10
Вариант II
1. Сравни числа:
600400 * 60040
836592 * 863592
2. Вставь пропущенные
цифры, чтобы записи были верными:
7816 = 7016 + 0
48000 + 0 =
48010
3. Выдели скобкой сотни,
а чертой вверху — десятки в числах: 53112,700004.
5*. Вычисли:
73549 + 1 206317 –
300 268 • 1000
30000 –1 32600 – 1000 84600 :
10
Самостоятельная работа
Вариант
I
1.
Сравни, поставь знак « > », « < » или « = ».
3184 … 3 ∙ 1000 + 1 ∙ 100 + 4 ∙ 10 + 8
72637 … 72000 + 600 + 7
519624 … 519600 + 2 ∙ 10 + 4
2.
Заполни пропуски так, чтобы равенства были верными:
8004 м = ...км ...м
184 см = ...м ...дм ...см
2800дм2 = ...м2
100 км2 = ... га
5кг 40г = ...г
1207ц = ...т...ц
3.
Спиши, расставляя скобки, чтобы равенство было верным:
24: 56 – 8 ∙ 4 = 1
4. Выполните действия:
24 км 505 м +32 км 585 м
=
15 см - 2 см 5 мм =
3 км 400 м 15 см - 500
м 65 см + 5 дм =
Вариант II
1. Сравни,
поставь знаки «>», «<» или « = ».
7245
... 7 • 1000 + 2 • 100 + 5 • 10 + 4
84326 ... 84000 + 300 + 62
237849 ... 237800 + 4 • 10
+ 9
2. Замени:
4043 м =
...км ...м
561 см = ...м ...дм ...см
1400дм2 = ...м2
200 км2
= ...га
3 кг 3 г = ...г
2108ц = ...т...ц
3. Спиши, расставляя скобки, чтобы равенство было верным:
73 – 1 8: 5 + 17 = 28
4. Выполните действия:
7 м 36 см + 103 м 2 см =
2 м 10 дм 3 см + 2 дм 3 см - 2 м =
10 км 320 м 22 см + 7 дм
8 см - 5 км 21 м =
Проверочная работа
Вариант I
1. Реши задачу.
Мотоциклист выехал из гаража в 8 часов утра. Через 30 минут он заехал
на заправку, затратив на заправку 7 минут, далее до места назначения ехал 20
минут. В какое время он приехал в назначенный пункт?
2. Заполни пропуски.
2 мин 15 сек =... сек
240 мин =...ч
72ч =...сут
4в =... лет
3 сут 2 ч
=...ч
600 сек =...мин...сек
1 ч – 29 мин = ...мин
3. Вырази:
в граммах:
6ц
6 ц 05 кг
в арах:
200 м2
3
000 м2
6
500 м2
4. Расставь скобки так,
чтобы равенства стали верными:
60 + 40 – 16 :
4 = 66
24 : 56 -
8 ∙ 4 = 1
96 – 12 ∙ 6 : 3 = 8
Контрольная работа № 2
Вариант I
1. Решить
задачу:
Что легче и на сколько килограммов: 8 коробок конфет по 32 кг в
каждой или 7 коробок вафель по 36 кг в каждой.
2.
Сравни и поставь знаки « >», «<» или «=»
2500мм … 25см 3км205м
… 3250м
6т 800кг …68ц 10250кг
… 10т 2ц
5249 … 5 ∙ 1000 + 2 ∙ 100 + 9 ∙ 10 + 4
3.
Выполни вычисления:
25819 + 1 395000 : 100
309 ∙ 100 75800
- 10000
500000 – 1 130007
+ 8000
4. Вычислите:
а)
Периметр и площадь прямоугольника со сторонами 2 см и 4 см.
б)
Длину стороны квадрата с таким же периметром и его площадь.
Вариант II
1. Реши задачу:
Что тяжелее и на сколько килограммов: 6 мешков муки по 46 кг или 5
мешков риса по 48 кг в каждом?
2. Сравни
и поставь знаки « > », « < » или « = ».
12
дм 80 мм ... 1280 мм
52
мм ... 2 см 5 мм
2400
кг ... 240 ц
6т 8 кг ... 6080 кг
814129... 814100 + 2 ∙ 10 + 9
3. Выполни вычисления:
73549 + 1 84600 : 10
326000 - 1000 30000
– 1
268 ∙ 1000 206317
– 300
4. Вычисли:
а)
Периметр и площадь прямоугольника со сторонами 7 см и 3 см.
б)
Длину стороны квадрата с таким же периметром и его площадь.
Самостоятельная работа
Вариант I
1. Найди
значение выражения:
50 •
9 – 48 : (27268 – 27260) • 60
2. Вычисли,
записывая выражение в столбик:
24798
+ 63066 426646 +
324857
67964 – 54694 956420 – 687693
3. Выполни действия:
59 кг 70 г + 415 кг 296 г
54 см 1 мм — 39 см 5 мм
Вариант II
1. Найди значение выражения:
70 • 8 – 42 : (82476 – 82470) ∙ 50
3. Вычисли,
записывая в столбик:
53655 + 71568 328783
+ 246565
35306 – 23687 926206
– 795378
3. Выполни действия:
38 кг 20 г + 732 кг 486
г
64 см 2 мм – 53 см 6 мм
Контрольная работа
Вариант I
1.
Реши задачу:
На комбинате в декабре изготовили 7163 л сока, а в январе - на 678
литров меньше. Из всего сока 9789 литров разлили в пакеты, а остальной сок — в
бутылки. Сколько литров сока разлили в бутылки?
2. Выполни вычисления и
сделай проверку:
700000 – 24618 804608 + 96395 312879 – 179542
3.
Вычисли, записывая вычисления в столбик:
28 км 640 м – 9 км 890 м
18 т 360 кг + 16 т 740 кг
4 ч 40 мин – 55 мин
4.
Реши уравнение:
290 + х = 640 – 260
Вариант II
1.
Реши задачу:
Зимой в магазине продали 3486 кукол, весной - на 697 кукол меньше.
Из всех проданных кукол 4486 кукол были в платьях, а остальные — в спортивных
костюмах. Сколько было кукол в спортивных костюмах?
2.
Выполни вычисления и сделай проверку:
600600-24863 143807 + 57296 529631-181479
4.
Вычисли, записывая вычисления в столбик:
16т230кг-9т750кг
32 км 560 м +19 км 540 м
2 ч 2 мин - 45 мин
4. Реши уравнение: 400 –
х = 275 + 25
Контрольная работа № 3
Вариант I
1.
Реши задачу:
В концертном зале 2000 мест. В партере 1200 мест. В амфитеатре
мест в 3 раза меньше, чем в партере, а остальные места на балконе. Сколько мест
на балконе?
2.
Найди значения выражений:
(10283 + 16789)
: 9 5 ∙
(125 + 75): 20 + 80
(200496 – 134597) • 2
3. Сравни, поставь знаки
«<»,«> », « = » :
6 т 20 кг... 6т2ц 20 км 300 м... 23000 м
Зсут10ч... 190 ч
4. Реши уравнение: 3 • х = 87 – 6
5. Найди
площадь прямоугольника, если его длина 9 см, а ширина на 5 см меньше.
Вариант II
1. Реши задачу:
На рынок привезли груши, яблоки и сливы, всего 4 т. Яблок было
2240 кг, груш в 2 раза меньше, чем яблок, а остальные сливы. Сколько
килограммов слив привезли на рынок?
2.
Найди значения выражений:
(18370 + 23679): 7 156 - 96 :
(12 : 4): 2
(800035 - 784942) • 6
3. Сравни, поставь знаки
« < », « > », « = » :
5 км 4 м ... 5 км 40
дм 245 ч ... 4 сут 5 ч00
6т 200 кг ...62000 кг
4.Реши уравнение: 84: х = 6 • 7
5.
Найди площадь прямоугольника, если его ширина 4 см, а длина в 2 раза больше.
Контрольная работа № 4
Вариант I
1.
Решите задачу:
Ученик читал «Гарри Поттера и философский камень» по 55 страниц в
день в течении 5 дней, а за субботу и воскресенье 150
страниц. Сколько страниц осталось ему прочитать, если в книге 580 страниц?
2. Вычисли:
62240 :
40 238800
: 600
4050 – 600 7320 – 40
2.
Найдем значение выражения:
563430 : 70 + 9204 – 40
3.
Реши уравнение:
204 • 500 – х = 390
4.
Геометрическое задание.
Начерти квадрат со стороной 6 см. Закрась 1/6 площади данного
квадрата. Сколько квадратных сантиметров ты закрасил?
Вариант II
1. Реши задачу:
Ира читала новую книгу про Таню Гроттер по 47 страниц в день в течение 5 дней, а за субботу
и воскресенье прочитала 135 страниц. Сколько страниц ей осталось прочитать,
если в книге 495 страниц.
2.
Вычисли:
75270 :
30 205100 : 700
2700 •
900 4080
∙ 50
4.
Найди значение выражения:
432360 : 60 + 7021 – 30
5.
Реши уравнение: 701 ∙ 200 – Х = 920
5. Геометрическое
задание.
Начерти квадрат со стороной 7 см. Закрась 1/7 площади квадрата.
Сколько квадратных сантиметров ты закрасил?
Задания на карточках
Карточка №1
1) Запиши число, которое
на 1 больше, чем 100099.
2) Запиши число, которое
на 1 меньше, чем 400000.
3) Запиши число, которое
в 8 раз меньше 24800.
4) Запиши число, которое
состоит из 5720 десятков.
5) Запиши число, которое
в 100 раз меньше 100000.
6) Сколько всего тысяч в
числе 995885?
7) Сколько цифр надо для
записи числа 4588854?
8) Найди четвертую часть
от суммы чисел 2250 и 3350.
9) Вырази в сутках 360
ч.
10) 8600кг = ... ц.
Карточка №2
1) Запиши число, которое
на 1 больше, чем 7899.
2) Запиши число, которое
на 1 меньше, чем 110000.
3) Запиши число, которое
в 6 раз меньше 24600.
4) Запиши число, которое
состоит из 768 десятков.
5) Запиши число, которое
в 1000 раз меньше 1000.
6) Сколько всего тысяч в
числе 1568454?
7) Сколько цифр надо для
записи числа 8966698?
8) Напиши число, которое
больше наибольшего пятизначного на 1.
9) Вырази в часах 4260
минут.
10) Найди пятую часть от суммы
чисел 2150 и 2350?
Карточка №3
1) Запиши число, которое
на 1 больше, чем 21599.
2) Запиши число,
предшествующее числу 698595 при счете и число, следующее за ним.
3) Запиши число, которое
в 7 раз меньше 21700.
4) Сколько цифр надо для
записи числа 96333369?
5) Запиши число,
состоящее из 93 тыс., 2 сот., 7 дес,
7 ед.
6) Запиши, сколько всего
тысяч в числе 60022.
7) Запиши число, которое
в 10000 раз меньше 100000.
8) Найди третью часть от
суммы чисел 1750 и 1150.
9) Вырази в часах 1260
мин.
10) Напиши число, которое меньше
наибольшего шестизначного на 1.
Карточка №4
1) Запиши число, которое
в 2 раза больше 10001.
2) Запиши число, которое
на 1 меньше 99999.
3) Запиши число, которое
в 8 раз меньше 32800.
4) Сколько цифр
необходимо для записи числа 10000001?
5) Запиши число,
состоящее из 5 тысяч и 9 единиц.
6) Запиши число, которое
в 1000 раз больше 1000.
7) Найди пятую часть от
суммы чисел 5750 и 3750.
8) Вырази в сутках 12480
часов.
9) Запиши число, которое
больше наибольшего четырехзначного в 2 раза.
10) Сравни 2 часа 35 минут и 150
минут 300 секунд.
Карточка №5
1) Запиши число, которое
в 3 раза больше 100001.
2) Запиши число, которое
на 1 меньше 999999.
3) Запиши число, которое
в 8 раз меньше 40800.
4) Сколько цифр
используется для записи числа 12131415?
5) Запиши число,
состоящее из 15 тысяч 5 десятков и 1 единицы.
6) Запиши число, которое
в 10 000 меньше 10 000.
7) Найди третью часть от
суммы чисел 4900 и 4700.
8) Вырази в часах 2
суток 720 минут.
9) Запиши число, которое
больше наименьшего пятизначного в 50 раз.
10) Сравни 2 т 8 ц 88 кг и 2808
кг.
Карточка №6
1) Запиши число, которое
в 5 раза больше 1111111.
2) Запиши число, которое
в 8 раз меньше 888 888.
3) Запиши число, которое
на 11 больше 98999.
4) Сколько цифр
используется для записи числа 123454321?
5) Запиши число,
состоящее из 9 тысяч, 9 сотен, 1 десятка и 9 единиц.
6) Запиши число, которое
в 100 000 меньше 1 000 000.
7) Найди девятую часть
от суммы чисел 120 000 и 60900.
8) Вырази в минутах 2
суток 18 часов.
9) Запиши число, которое
больше наибольшего пятизначного в 100 раз.
10) Сравни 101 км 859 м и 110859
м.
Контрольная работа
Вариант I
1. Решите задачу:
Четыре дня ученик читал по 35 страниц в день, а потом ещё 65 страниц.
Сколько страниц осталось ему прочитать, если в книге 420 страниц?
2. Выполни действия:
12096:56=
16533:33=
50092:38=
43 м — 6 м 8 мм = ... м
... дм ... см…мм
34 ц — 4 ц 47 г = ...
ц... кг ...г
3. Вычисли значение
выражения:
2503
5 + (100000 - 1975): 75
4. Реши уравнение: 5 ∙ Х – 30 =105
5. Геометрическое
задание:
Площадь участка 416 м2. Ширина
участка — 16 м. Чему равна длина этого
участка?
Вариант II
1. Решите
задачу:
Пять дней магазин продавал по 165 кг капусты, а потом продал ещё
400 кг. Сколько килограмм осталось продать, если всего было 2000 кг?
2. Выполни действия:
12502: 14=
15652:26=
5070:78=
14 час — 12 сек = ...
час ... мин ... сек
5ц82г-93г = ...ц ...
кг...г
3. Вычисли значение
выражения:
17168 :
16 + (830 – 65 – 8548)
.
5.
Реши уравнение: 68 +х-6 =164
6. Геометрическое
задание.
Площадь участка 234 м2. Длина
участка 26 м. Чему равна ширина этого
участка?
Самостоятельная работа
Вариант I
1. Решите задачу.
На фабрику привезли 240 м шелковой ткани. Из этой материи сшили 32
рубашки, расходуя на каждую рубашку по 5 м. Из остальной материи сшили женские
блузки, расходуя на каждое каждую по 4 м. Сколько блузок сшили на фабрике?
2. Найдите значение
выражения.
800200 - 105754 : 209 + 204060
3. Вычислите.
154 км — 19 км 387 м =
... км ... м;
33 м 97 см + 26 м 69 см = ... м ... см;
15
ин 55 сек – 58 сек = ... мин ... сек.
4. Решите уравнение: Х –
6 + 24 –18 = 516
5. Геометрическое
задание.
Площадь колхозного поля 39072 м2.
Ширина участка 12 м. Найдите периметр этого участка.
Вариант II
1. Решите задачу.
Колхоз собрал урожай картофеля 420 т и заложил его в картофелехранилище.
За зиму вывезли 36 грузовых машин картофеля, погрузив по 6 т капусты на каждую.
Остальную капусту вывезли весной, погрузив на каждую машину по 4 т. На скольких
грузовых машинах увезли капусту во второй день?
2. Найдите значение
выражения.
500200 - 124949 : 307 + 124535
3. Вычислите.
8 т 185 кг + 12 т 963
кг = ... т ... кг;
55 м — 49 м 35 см = ...
м ... см;
4 сут 19
час + 13 сут 17 час = ... сут...
час.
4. Решите уравнение:
250 + Х – 4 = 442
5. Геометрическое
задание:
Площадь занимаемая на колхозном поле посадкой клубники 50880 м2. Длина участка 24 м. Найдите периметр этого участка.
Контрольная работа
Вариант I
1. Реши задачу:
Колумбийский фермер собрал 4 т кофейных зерен. Из них 940 кг он
продал на шоколадную фабрику, а остальные огурцы поместил в 68 мешков поровну.
Сколько килограммов кофейных зерен в каждом мешке?
2. Выполни действия:
7247 – 5 930760 – 845999
1305 :
9 68754 + 224689
6098 – 83 16727 : 389
38744 :
58 189088 : 622
3. Выполни действия:
2т 2ц 88кг + 7ц
86кг = ...т ... ц ... кг
2 мин 52 сек + 43 сек = ...
мин ... сек
8 сут 17
час — 5 сут 22 час 10 мин = ... сут...
час... мин
4. Реши уравнение: 112 : Х = 48:6
Вариант II
1. Реши задачу:
Фермер вырастил 6 т 2 ц 88 кг яблок. Их них 2590 кг яблок сдали на
переработку для производства сока. Оставшееся количество разложили в 86 ящиков
поровну. Сколько килограммов яблок в каждом ящике?
2. Выполни действия:
48909 + 298698
5289 • 9
13518 : 9
15698 :
47
240542 :
86
92800 – 217995
19151 :
684
41097 : 399
3. Выполни действия:
33 м 49 см + 22 м 68
см = ... м ... см
8 мин 10 сек — 7 мин 45 сек = ... мин ... сек
3т 2ц 75 кг —8 ц98
кг = ...т ... ц ...кг
5.
Реши уравнение: 126 : х=54: 6
Годовая контрольная работа
Вариант
I
1. Решите задачу:
На четырех полках было 500 книг. На первой полке 139 книг, на
второй на 12 книг меньше чем на первой, на третьей — в 2 раза меньше чем на 1-й
и 2— вместе. Сколько книг было на четвертой полке?
2. Решите задачу:
Из двух городов, расстояние между которыми 918 км, вышли одновременно
навстречу друг другу два скорых поезда. Скорость одного поезда 65 км в час.
Определи скорость другого поезда, если поезда встретились через 6 часов?
3. Геометрическая
задача.
Длина поля 130 м, ширина 70 м. 2/5 участка засеяно картофелем.
Сколько квадратных метров площади засеяно картофелем?
4. Найди значение
выражения:
600200 – 123321 :
303 + 2458 • 26
6.
Реши уравнение:
6х+2х+ 18 =
78
Вариант II
1. Решите задачу:
В зернохранилище 700 т пшеницы. За зиму с базы отправили 124 т зерна,
а во второй — на 203 т больше. Сколько тонн зерна осталось на базе?
2. Решите задачу:
Из двух городов одновременно навстречу друг другу отправились
скорый и товарный поезда. Они встретились через 13 часов. Определи расстояние
между городами, если известно, сто скорость скорого поезда 95 км в час, а
товарного 3/5 от скорости скорого.
3. Геометрическая
задача:
Участок прямоугольной формы, ширина которого в 2 раза меньше длины
засеяли овсом. Периметр участка 1140 м. 1/2 убрали комбайном. Сколько
квадратных метров участка осталось убрать?
4. Найди значение
выражения:
800010
– 11520 : 288 + 1879 – 79
5. Реши уравнение:
10b – 5b + 44 = 139