ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена
рабочая программа |
-Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г.№373); -Приказ Минобрнауки РФ от
31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования»; -Приказ МБОУ
СОШ с. Шелканово
от _______ г. №___ « О перечне учебников, используемых в образовательном процессе
в 2014-2015 учебном году»; -Гигиенические
требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН
2.4.2.2821 – 10; -Основная
образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ с. Шелканово; -Учебный план
МБОУ СОШ с. Шелканово на 2014-2015 учебный год; - Годовой
учебный календарный график МБОУ СОШ с.
Шелканово на 2014-2015 учебный год; -Положение
МБОУ СОШ с. Шелканово
«О
рабочей программе по предмету (курсу) педагога» |
Сведения о примерной программе по учебному предмету,
на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора
и года издания |
-Примерные
программы общего образования. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2010. –
(Серия «Стандарты второго поколения»); Программа: Климанова Л.Ф.,
Горецкий В.Ф., Голованова
М.В. Литературное чтение (Программы общеобразовательных учреждений. Начальные
классы (1 – 4).
М.: Просвещение, 2013. |
Сведения об УМК |
Реализация данной программы
осуществляется с помощью УМК «Школа
России» |
Цель и задачи учебного предмета |
Цели обучения Изучение
литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей: • овладение
навыком осознанного, правильного, беглого
и выразительного чтения как базовым в системе образования
младших школьников; формирование читательского кругозора
и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех
видов речевой деятельности; • развитие
художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при
чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к
классике художественной литературы; • воспитание
интереса к чтению
и к книге,
потребности в общении
с миром художественной литературы; обогащение
нравственного опыта младших
школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных
чувств, уважения к культуре народов многонациональной России; Изучение
предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального
обучения: — развивать у
детей способность полноценно воспринимать художественное произведение,
сопереживать героям, эмоционально откликаться на
прочитанное; — учить детей
чувствовать и понимать образный язык художественного произведения,
выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное
мышление учащихся; — формировать
умение воссоздавать художественные образы литературного произведения,
развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно —
ассоциативное мышление; — развивать
поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений
изящной словесности, воспитывать художественный вкус; — формировать
эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике
художественной литературы; — обеспечивать
достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня
сложности; — расширять
кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по
содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный
опыт ребенка; — беспечивать развитие речи школьников и активно
формировать навык чтения и речевые умения — работать с
различными типами текстов; —создавать
условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных
произведений, формировать «читательскую самостоятельность. |
Общая характеристика учебного предмета |
Литературное
чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Наряду с русским
языком он формирует
функциональную
грамотность, способствует общему
развитию и воспитанию ребенка.
Успешность изучения курса
литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса
литературного чтения заключается
в его тесной
интеграции с русским языком.
Эти два предмета
представляют собой единый
филологический курс, в
котором обучение чтению сочетается
с первоначальным литературным образованием и
изучением родного языка. Собственно
обучение чтению предполагает работу
по совершенствованию навыка
чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию
читательской самостоятельности. Рабочая программа
предполагает такое содержание
учебных книг, их
структуру и методику обучения, которые
строятся на основе
ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический
принцип определяет стратегию
отбора произведений для
чтения и поэтому в
круг чтения младших
школьников вошли художественные тексты.
Внимание детей привлекается к
тому, что перед
ними непросто познавательные интересные
тексты, а именно произведения словесного искусства,
которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений,
рождают чувство гармонии,
красоты, учат понимать
прекрасное в жизни,
формируют в ребенке собственное отношение к действительности.
Литературоведческий принцип с
учетом особенностей начального
этапа обучения реализуется при анализе
литературного
произведения, выдвигая на
первый план художественный образ.
Слово становится объектом внимания
читателя и осмысливается им
как средство создания
словесно-художественного образа, через который автор выражает свои
мысли, чувства, идеи. Коммуникативно-речевой принцип
нацелен на развитие
речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших
школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. |
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета |
Ценность патриотизма, гражданственности -
любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству. ● Ценность нравственных чувств -
нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение
к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга;
забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших;
толерантность. ● Ценность трудолюбия, творческого
отношения к учению, труду, жизни - уважение к труду; творчество и созидание;
стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость;
трудолюбие. ● Ценность природы, окружающей среды -
родная земля; заповедная природа; экологическое сознание. ● Ценность прекрасного - красота;
гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве
и искусстве. |
Место учебного предмета в учебном плане в решении общих
целей и задач на конкретной ступени общего образования |
Представленная программа предусматривает
изучение литературного чтения в 4 классе общеобразовательных учреждений школ: 102 часа (3 часа в неделю). |
Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные) |
Личностные результаты: 1) формирование чувства гордости за свою Родину, её
историю, российский народ, становление гуманистических
и демократических ценностных ориентации многонационального российского
общества; 2) формирование средствами литературных произведений
целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур
и религий; 3) воспитание художественно-эстетического вкуса,
эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и
заучивания наизусть произведений художественной литературы; 4) развитие этических чувств, доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей; 5) формирование уважительного отношения к иному мнению,
истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к
людям иной национальной принадлежности; 6) овладение начальными навыками адаптации к школе,
к школьному коллективу; 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося,
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения; 8) развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах общения; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,
умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими
собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10) наличие мотивации к творческому труду и
бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование
установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели
и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение
способами решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения
результата; 4) формирование умения понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах; 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска учебной
информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8) овладение
навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,
осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами
коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; 9) овладение логическими действиями сравнения,
анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
причинно-следственных связей, построения рассуждений; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог,
признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку
событий; 11) умение договариваться о распределении ролей в
совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное
поведение и поведение окружающих; 12) готовность конструктивно разрешать конфликты
посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; 3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; 6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; 7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; 8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. |
Предпочтительные формы контроля |
Контроль за уровнем достижений обучающихся по литературному чтению в основном
проводится в форме устной оценки. В конце изучения каждого раздела
обучающиеся выполняют тестовые задания в рабочей тетради по предмету в блоке
«Проверим себя и оценим свои достижения» и в пособии «Итоговая аттестация».
Содержание заданий тестов соответствует блокам изучения курса по
литературному чтению. Тесты составлены таким образом, что показывают уровень сформированности учебных умений – воспринимать и
выполнять учебную задачу, контролировать и корректировать собственные
действия по ходу выполнения задания. На выполнение тестовой работы отводится
1 урок. Оценивание тестов: «5» - за правильное выполнение всех заданий
с 1 по 11. «4» - за правильное выполнение 9-10 заданий. «3» - за правильное выполнение 6-8 заданий. «2» - за правильное выполнение 5 и менее
заданий.
Задание 12-ое имеет творческий характер, оценивается отдельно только
правильный ответ отметкой «5». |
Педагогические технологии, средства обучения,
используемые учителем |
Данная программа реализуется с помощью
разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных
методов обучения и педагогических технологий. Программа предусматривает такую
систему организации учебного процесса, основу которой являет собой
современный урок с использованием интернет технологий, развивающего обучения,
проблемного обучения, обучение развитию критического мышления, личностно -
ориентированного обучения. В поддержку современному уроку выступает система
консультаций, а также самостоятельная работа учащихся с использованием
современных компьютерных технологий. Осуществление целей данной программы
обусловлено использованием в образовательном процессе информационных
технологий, диалоговых технологий, программированного обучения, проблемного
обучения, личностно-ориентированного обучения. Программа направлена на
создание оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов,
сохранение психосоматического здоровья учащихся, развитие положительной
мотивации к освоению программы, развитие индивидуальности и одарённости
каждого ребёнка. |
Основное содержание учебного предмета
Содержание предмета |
Виды речевой и
читательской деятельности Умение слушать (аудирование) Восприятие
на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи,
умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение
последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение
задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и
художественному произведениям. Развитие
умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля. Чтение Чтение вслух. Ориентация на
развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых
умений и навыков. Постепенный
переход от слогового к плавному, осмысленному,
правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать
текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и
интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением
знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу
текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха.
Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно
подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп
чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие
умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Чтение про себя.
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и
жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,
выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её
особенностей. Работа с разными видами текста Общее
представление о разных видах текста: художественном, учебном,
научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов
текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных
произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое
освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование
содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное
определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное
деление текста на смысловые части, их озаглавливание.
Умение работать с разными видами информации. Участие
в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,
слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя
текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Библиографическая культура Книга
как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее
представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная,
художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный
лист, аннотация, иллюстрации. Умение
самостоятельно составить аннотацию. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели
книги, её справочно-иллюстративный материал. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание
сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари,
энциклопедии). Самостоятельный
выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического
каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и
другой справочной литературой. Работа с текстом художественного произведения Определение
особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка
(с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное
соотношение с содержанием. Понимание
нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание
мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм
морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к
Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем
и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с
использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений,
эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием
специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя),
рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика
героя произведения с использованием художественно-выразительных средств
данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и
события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов.
Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика
героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь.
Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских
помет, имён героев. Освоение
разных видов пересказа художественного текста: подробный,
выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной
мысли каждой части и всего текста, озаглавливание
каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение
опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в
виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно
сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего
текста. Самостоятельный
выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя
произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ
о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих
составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление
эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске,
характеру поступков героев. Развитие
наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения
предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий. Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами Понимание
заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение
особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство
с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление
причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста
на части. Определение микротем. Ключевые или
опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.
Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный
пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании
текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и
справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения) Осознание
диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать
вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту;
внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать
свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному,
научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику.
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт.
Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями
национального этикета на основе литературных произведений. Работа
со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Работа со словарями. Умение
построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на
авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос.
Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и
содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача
содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики
научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача
впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения,
изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение,
повествование). Самостоятельное построение плана собственного
высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы,
антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных
его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение
темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи
выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях
(повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о
прочитанной книге. Круг детского чтения Знакомство
с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения
устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры,
народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и
зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова,
Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями
современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и
зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников. Тематика
чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней
Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках
Отечества. Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая,
фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература,
детские периодические издания. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о
Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности,
юмористические произведения. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Нахождение
в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств
выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и
осмысление их значения. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях:
художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность
событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки,
мысли, отношение автора к герою. Общее представление об особенностях построения разных видов
рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет,
интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Сравнение
прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные
и авторские художественные произведения (их различение). Жанровое
разнообразие произведений. Малые фольклорные формы
(колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки,
загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки
о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика,
построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ,
стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за
особенностями построения и выразительными средствами. Творческая
деятельность обучающихся(на основе
литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой
деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование,
драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами
работы с деформированным текстом и использование их (установление
причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с
элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного
произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии
иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года,
настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи.
Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные
произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа,
график контрольных и лабораторных работ |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Особенности класса |
Общеобразовательный (с наличием учащихся по программе VII-го вида) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Внесенные изменения в примерную (авторскую)
программу и их обоснование |
|
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню
подготовки учащихся |
В конце 4
класса обучающиеся должны знать: • наизусть не
менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы; • названия,
темы и сюжеты 2
– 3 произведений больших
фольклорных жанров, а
также литературных произведений классических писателей; • не менее 6 –
7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3
крылатых выражения (усвоить их смысл
и уметь сказать,
в какой жизненной ситуации можно,
кстати, употребить их). Обучающиеся
должны уметь: • осознанно,
бегло, правильно и
выразительно читать целыми
словами при темпе
громкого чтения не менее 90 слов в минуту; • понимать
содержание текста и
подтекст более сложных
по художественному и
смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о
чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как
написано; • передавать
содержание прочитанного в
виде краткого, полного,
выборочного, творческого
пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или
завершение; •
использовать в речи
средства интонационной выразительности(логическое ударение,
сила и эмоциональная окраска
голоса, темпоритм, логические и психологические
паузы); • составлять
план к прочитанному; • делать
подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст; • определять
тему и главную мысль произведения; •
озаглавливать иллюстрации и тексты; • вводить в
пересказы– повествования элементы описания,
рассуждения и цитирования; • выделять в тексте слова автора, действующих
лиц, пейзажные и бытовые описания; • полноценно
слушать; осознанно и
полно воспринимать содержание
читаемого учителем или одноклассником произведения, устного
ответа товарища, т.
е. быстро схватывать о
чем идет речь
в его ответе,
с чего он начал отвечать,
чем продолжил ответ,
какими фактами и
другими доказательствами
оперирует, как и чем завершил свой ответ; • ставить
вопросы к прочитанному; •
самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему; • оценивать
выполнение любой проделанной работы, учебного задания. Учащиеся
должны: освоить формы
драматизации: чтение по
ролям, произнесение реплики
героя с использованием мимики, живые картины(индивидуальные и групповые); • принимать
участие в конкурсах чтецов; • владеть
навыками сознательного, правильного
и выразительного чтения
целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов
в минуту; • понимать содержание прочитанного
произведения, определять его тему. |
Оценка достижения планируемых
результатов освоения учебной программы
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы |
Система оценки достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной программы начального общего образования
предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий
вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования:
личностных, метапредметных и предметных. 1-е правило: “Оценка результата и отметка” Оцениваем каждое действие ученика по использованию знаний в ходе
решения задач (личностных, метапредметных, предметных). 2-е правило: “Самооценка”. Ученики оценивают себя и свою работу по алгоритму Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик): 1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что
нужно было получить в результате? 2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой,
в чём? Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон
правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение; либо
руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение –
исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ. 4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в
чём)? Результаты самооценки фиксируются в тетради за каждое письменное
задание, а так же в “Дневнике ученика” за каждый урок. 3-е правило: “Одна задача – одна отметка”. Ученик оценивает каждое выполненное в классе задание, выставляя
самооценку в цветовой гамме/ 4-е правило – Таблицы “Оценочные листы” (часть 1) и “Портфель
достижений” (часть 2) Оценки (в т.ч. в форме отметки) необходимо фиксировать и накапливать в
таблицах “Оценочные листы” (предметные, метапредметные
и личностные) и в портфеле достижений. 4-е правило, часть 1: Таблицы “Оценочные листы” Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен и
может овладеть ученик. Оценка личностных результатов представляет собой оценку
достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии,
представленных в разделе “Личностные учебные действия” программы формирования
универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего
образования. В таблицах “Оценочных листов” с 1-4 класс отражены основные критерии
(линии развития) личностных результатов: Внутренняя позиция и мотивация учебной деятельности. Моральные нормы. Гражданская идентичность. Экологическая культура. Здоровый образ жизни. Для отслеживания личностных универсальных учебных действий можно
использовать следующие виды заданий: участие в проектах, исследованиях; подведение итогов урока; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; дневники достижений. Оценка личностных УУД неперсонифицированна и
итог подводится в конце учебного года в количестве человек и процентах от
всех учащихся класса, овладевших данными универсальными действиями. Оценка метапредметных результатов
представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы, представленных в разделах “Регулятивные учебные
действия”, “Коммуникативные учебные действия”, “Познавательные учебные
действия” программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся
на ступени начального общего образования, а также планируемых результатов,
представленных во всех разделах подпрограммы “Чтение. Работа с текстом”. Уровень сформированности УУД, представляющих
содержание и объект оценки метапредметных результатов,
может быть качественно оценен и измерен в следующих основных формах. Во-первых, достижение метапредметных
результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач,
направленных на оценку уровня сформированности
конкретного вида универсальных учебных действий. Во- вторых, достижение метапредметных
результатов может рассматриваться как инструментальная основа и как условие
успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных
предметов. Для отслеживания познавательных универсальных учебных действий
целесообразны следующие виды заданий: сравни; “найди отличия” (можно задать их количество); “на что похоже?”; поиск лишнего; “лабиринты”; упорядочивание; “цепочки”; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями. Для отслеживания регулятивных универсальных учебных действий возможны
следующие виды заданий: “преднамеренные ошибки”; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; взаимный диктант; диспут; заучивание материала наизусть в классе; “ищу ошибки”; контрольный опрос на определенную проблему. Для отслеживания коммуникативных универсальных учебных действий можно
предложить следующие виды заданий: составь задание партнеру; представь себя в роли учителя и составь задание для класса; составь рассказ от имени героя; составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени
школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.); отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; “отгадай, о ком говорим”; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); “подготовь рассказ...”; “опиши устно...”; “объясни...” и т.д. Для отслеживания метапредметных результатов
разработаны “Оценочные листы”, которые содержат таблицы, необходимые для
фиксации и хранения информации о динамике развития ученика, которая не может
быть отображена в официальном классном журнале. Наконец, достижение метапредметных
результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на метапредметной основе, которая отслеживается по
рекомендуемым в прилагаемой инструкции баллам. “Дневник школьника” (в т.ч. “Личный еженедельник первоклассника”)
заполняется в бумажном варианте и не является отчётным документом. Это
инструмент для развития самостоятельности и самоорганизации школьника. По решению
учителя ученик может фиксировать в таблицах Дневника свои образовательные
достижения в виде: отметок (за контрольные работы, за отдельные задания, проекты и т.п.), самооценок (слов-характеристик, знаков). Осознание данной информации, её регулярное пополнение позволяет
ученику осмысливать свой текущий уровень развития и самостоятельно (при
поддержке взрослых) планировать новые рубежи своих достижений. В “Дневнике школьника” так же фиксируются личностные, метапредметные, предметные результаты самим учеником. Результат ученика в таблицах фиксируется согласно трем уровням и
цветовой гамме по результатам трех основных работ (стартовая,
промежуточная и итоговая) Ученики самостоятельно оценивают свои предметные результаты (три раза
в год) и заносят их в “Карты самооценки” (Приложение 3) , используя туже
цветовую гамму. Таблицы результатов в “Дневнике школьника”, “Оценочных таблицах”
учителя, “Картах самооценки” ученика не должны полностью совпадать, за
исключением результатов контрольных и диагностических работ. 4-е правило, часть 2: “Портфель достижений” (один из блоков). “Портфель достижений” – это собрание работ и результатов, которые
показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба,
творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также
самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих
самому определять цели своего дальнейшего развития. “Портфель достижений” включён как обязательный компонент определения
итоговой оценки в Примерную основную образовательную программу, дополняющую
Федеральный государственный образовательный стандарт. Таким образом, всем педагогам
начальных классов необходимо научить своих учеников вести портфель своих
достижений. 5-е правило: “Право отказа от отметки и право пересдач”. При изучении нового материала (текущий контроль) отметка ставится
только по желанию ученика. За контрольную работу (тематический контроль) отметка ставится всем,
но ученик имеет право пересдать материал, исправить отметку. Оценка учащихся по изобразительному искусству и технологии тесно
связана с формированием регулятивных универсальных учебных действий. Только в
этом случае оценка учителя и самооценка учащихся совпадает, ребенок понимает,
как планировать свою практическую работу, каких ошибок следует избегать, к
какому проявлению творчества стремиться 6-е правило: “Уровни успешности”.
Базовый (Б) - (Необходимый уровень) 50-65% Повышенный (П) - (Выше базового уровня) 66-100%
Недостаточный (Н) - (Ниже
базового уровня) 0-50% |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата
|
Раздел программы,
тема урока |
Характеристика деятельности учащихся |
Этнорегиональный компонент |
Примечание |
|
|
план |
факт |
|
|
||
|
|
|
Летописи. Былины. Жития |
|
|
|
1 |
01.09 |
|
Знакомство с
учебником «Родная речь». Летописи. |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Читать отрывки из древнерусских
летописей. Находить в тексте летописи данные о
различных исторических фактах. Сравнивать текст летописи с художественным
текстом. Сравнивать поэтический и прозаический
текст былины. Пересказывать былину от лица её героя. Определять героя былины, характеризовать
его с опорой на текст. Составлять рассказ по репродукциям картин
известных художников. Находить информацию об интересных
фактах из жизни святого человека. Описывать характер человека. Участвовать в проектной деятельности. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе
диагностической работы представленной в учебнике. |
|
|
2 |
02.09 |
|
«И повесил
Олег щит свой на вратах Царьграда». |
|
|
|
3 |
05.09 |
|
«И вспомнил
Олег коня своего». |
|
|
|
4 |
08.09 |
|
«Ильины три поездочки». |
|
|
|
5 |
09.09 |
|
«Ильины три поездочки». |
|
|
|
6 |
12.09 |
|
Внеклассное чтение. «Былины об Илье Муромце» |
|
|
|
7 |
15.09 |
|
«Житие Сергия
Радонежского» |
|
|
|
8 |
16.09 |
|
«Житие Сергия
Радонежского» |
|
|
|
9 |
19.09 |
|
Обобщение по
разделу «Летописи. Былины. Жития» |
Башкирские былины |
|
|
|
|
|
Чудесный мир классики |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать текст в темпе разговорной речи,
осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план. Пересказывать большие по объёму произведения. Понимать позицию писателя Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать произведения словесного и изобразительного
искусства, анализировать характеры героев. Наблюдать за выразительностью литературного
языка в произведениях лучших русских писателей. Делить текст на составные
части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных
произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного
языка. Уметь составлять Иметь представление
о классической литературе. Выражать своё отношение к мыслям
автора. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе
диагностической работы представленной в учебнике. |
|
|
10 |
22.09 |
|
П. П. Ершов «Конек- горбунок» |
|
|
|
11 |
23.09 |
|
П. П. Ершов «Конек- горбунок» |
|
|
|
12 |
26.09 |
|
П. П. Ершов «Конек- горбунок» |
|
|
|
13 |
29.09 |
|
П. П.
Ершов «Конек-
горбунок» |
|
|
|
14 |
30.09 |
|
А. Слонимский.
«О Пушкине». А.С. Пушкин «Няне» |
|
|
|
15 |
03.10 |
|
А.С. Пушкин «Туча». «Унылая пора! Очей очарование». |
|
|
|
16 |
06.10 |
|
А. С. Пушкин
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
|
|
|
|
17 |
07.10 |
|
А. С. Пушкин
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» |
|
|
|
18 |
10.10 |
|
А. С. Пушкин
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» |
|
|
|
19 |
13.10 |
|
А. Шан – Гирей «Воспоминания о Лермонтове». «Дары
Терека» |
|
|
|
20 |
14.10 |
|
Внеклассное чтение
«Моя любимая книга» |
Рассказы башкирских
писателей и поэтов |
|
|
21 |
17.10 |
|
М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб» (турецкая сказка) |
|
|
|
22 |
20.10 |
|
М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб» (турецкая сказка) |
|
|
|
23 |
21.10 |
|
С.
Толстой. «Как я увидел Льва
Николаевича». Л. Толстой «Детство» |
|
|
|
24 |
24.10 |
|
Л. Толстой.
Басня «Как мужик убрал камень» |
|
|
|
25 |
27.10 |
|
А.П. Чехов «Мальчики» |
|
|
|
26 |
28.10 |
|
А.П. Чехов «Мальчики» |
|
|
|
27 |
07.11 |
|
Обобщение по
разделу «Чудесный мир классики» |
|
|
|
|
|
|
Поэтическая тетрадь № 1 |
|
|
|
28 |
10.11 |
|
Ф. И.
Тютчев « Еще земли печален
вид», «Как неожиданно
и ярко» |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать
на слух художественные
произведения. Читать выразительно стихи русских
поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности
в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интонацию, которая
больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту как отражается переживание
автора в его стихах. Знать произведения о Родине. Уметь
высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы. Размышлять всегда ли совпадают они с собственными,
личными переживаниями и отношением к жизни природе людям. Высказывать свое мнение о героях стихотворных
произведений. |
|
|
29 |
11.11 |
|
А. А. Фет «Весенний
дождь», «Бабочка» |
|
|
|
30 |
14.11 |
|
Е.
А. Баратынский «Весна, весна!
Как воздух чист».
«Где сладкий шепот» |
|
|
|
31 |
17.11 |
|
А. Н. Плещеев
«Дети и птичка» |
|
|
|
32 |
18.11 |
|
Внеклассное чтение.
Про эту книгу (книги-самоделки) |
|
|
|
33 |
21.11 |
|
И. С. Никитин
«В синем небе плывут над полями». |
|
|
|
34 |
24.11 |
|
Н.
А. Некрасов «Школьник». «В
зимние сумерки нянины сказки» |
|
|
|
35 |
25.11 |
|
И. А. Бунин «Листопад» |
|
|
|
36 |
28.11 |
|
Обобщение по
разделу «Поэтическая тетрадь №1» |
Стихотворения
об осени башкирских поэтов |
|
|
|
|
|
Литературные сказки |
|
|
|
37 |
01.12 |
|
В. Ф. Одоевский
«Городок в табакерке» |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную
сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности
литературной сказки. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять главную мысль произведения и
смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на
главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя
литературные приёмы. Делить текст на смысловые части, составлять его простой
план, пересказывать текст, анализировать
характер героя. Создавать
небольшой устный текст на заданную тему. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения. |
|
|
38 |
02.12 |
|
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» |
|
|
|
39 |
05.12 |
|
В. М. Гаршин
«Сказка о жабе и розе |
|
|
|
40 |
08.12 |
|
В. М.
Гаршин «Сказка о жабе и розе» |
|
|
|
41 |
09.12 |
|
П. П. Бажов «Серебряное
копытце» |
|
|
|
42 |
12.12 |
|
П. П. Бажов «Серебряное
копытце» |
|
|
|
43 |
15.12 |
|
А.С. Аксаков
«Аленький цветочек» |
А.С. Аксаков |
|
|
44 |
16.12 |
|
А.С. Аксаков
«Аленький цветочек» |
|
|
|
45 |
19.12 |
|
А.С.
Аксаков «Аленький цветочек» |
|
|
|
46 |
22.12 |
|
Внеклассное чтение. Авторская сказка |
|
|
|
47 |
23.12 |
|
Обобщение по
разделу «Литературные сказки» |
Башкирские сказки |
|
|
|
|
|
Делу время - потехе час |
|
|
|
48 |
26.12 |
|
Е. Л.
Шварц «Сказка о потерянном времени» |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Объяснять смысл пословицы, определяющей
тему раздела. Читать и воспринимать на слух
художественное произведение. Определять нравственный смысл произведения. Определять жанр произведения. Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение
слов. Пересказывать текст от лица автора или одного
героя. Узнавать, что произведения могут
рассказать о своём авторе. Инсценировать произведение, распределяя роли,
выбирая режиссёра. Находить необходимую информацию в справочной
литературе. Готовить сообщение о писателе. Подбирать книги по теме, ориентируясь на
авторские произведения. |
|
|
49 |
29.12 |
|
Е. Л. Шварц
«Сказка о потерянном времени» |
|
|
|
50 |
30.12 |
|
В. Ю. Драгунский «Главные реки»
|
|
|
|
51 |
16.01 |
|
В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» |
|
|
|
52 |
19.01 |
|
В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел» |
|
|
|
53 |
20.01 |
|
Обобщение по
разделу «Делу время– потехе час» |
|
|
|
|
|
|
Страна детства |
|
|
|
54 |
23.01 |
|
Б. С. Житков
«Как я ловил человечков |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подбирать книги по теме, рассказывать об
их содержании. Воспринимать на слух художественное произведение,
читать выразительно диалоги. Находить смешные эпизоды из юмористических
рассказов, определять отношение
автора к героям. Анализировать возможные заголовки к произведениям. Определять жанр произведения. Придумывать музыкальное сопровождение к
прозаическому тексту. Анализировать
заголовок произведения,
соотносить его с темой и главной мыслью
произведения. |
|
|
55 |
26.01 |
|
Б. С.
Житков «Как я ловил человечков» |
|
|
|
56 |
27.01 |
|
К. Г. Паустовский
«Корзина с еловыми шишками» |
|
|
|
57 |
30.01 |
|
К. Г. Паустовский
«Корзина с еловыми шишками» |
|
|
|
58 |
02.02 |
|
К. Г. Паустовский
«Корзина с еловыми шишками» |
|
|
|
59 |
03.02 |
|
М. М.
Зощенко «Елка» |
|
|
|
60 |
06.02 |
|
Внеклассное чтение «М.М.Зощенко–
детям» |
|
|
|
61 |
09.02 |
|
Обобщение по
разделу «Страна детства» |
|
|
|
|
|
|
Поэтическая тетрадь № 2 |
|
|
|
62 |
10.02 |
|
В.Я. Брюсов.
«Опять сон», «Детская» |
Планировать работу на уроке Определять средства художественной выразительности
в лирическом тексте Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интонацию, которая
больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту как отражается переживание
автора в его стихах. Размышлять всегда ли совпадают они с собственными,
личными переживаниями и отношением к жизни природе людям. Самостоятельно оценивать своё чтение |
|
|
63 |
13.02 |
|
С.А. Есенин «Бабушкины
сказки» |
|
|
|
64 |
16.02 |
|
М. Цветаева
«Бежит тропинка с бугорка…»,
«Наши царства» |
|
|
|
65 |
17.02 |
|
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь № 2» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Природа и мы |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение, высказывать своё мнение. Определять отношение автора к героям на основе
текста. Характеризовать героя текста на основе его поступков. Составлять рассказы о животных, передавая
свои чувства и своё отношение. Участвовать в работе проекта, распределять
роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с заданной тематикой. Пересказывать текст подробно и выборочно. Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения. |
|
|
66 |
20.02 |
|
Д. М. Мамин –
Сибиряк «Приемыш» |
|
|
|
67 |
23.02 |
|
Д. М. Мамин –
Сибиряк «Приемыш» |
|
|
|
68 |
24.02 |
|
А. И.
Куприн «Барбос и Жулька» |
|
|
|
69 |
27.02 |
|
М. М.
Пришвин «Выскочка» |
|
|
|
70 |
02.03 |
|
Е. И. Чарушин
«Кабан» |
|
|
|
71 |
03.03 |
|
Внеклассное чтение «Удивительный мир
живой природы» (писатели о природе) |
Заповедные уголки
Башкирии |
|
|
72 |
06.03 |
|
В. П.
Астафьев «Стрижонок
Скрип» |
|
|
|
73 |
09.03 |
|
В. П.
Астафьев «Стрижонок
Скрип» |
|
|
|
74 |
10.03 |
|
Обобщение по
разделу «Природа и мы» |
|
|
|
|
|
|
Поэтическая тетрадь № 3 |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке Определять средства художественной выразительности
в лирическом тексте Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интонацию, которая
больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту как отражается переживание
автора в его стихах. Размышлять всегда ли совпадают они с собственными,
личными переживаниями и отношением к жизни природе людям. Самостоятельно оценивать своё чтение |
|
|
75 |
13.03 |
|
С. А.
Клычков «Весна в лесу |
|
|
|
76 |
16.03 |
|
Б. Л.
Пастернак «Золотая осень». |
|
|
|
77 |
17.03 |
|
Д. Б. Кедрин «Бабье
лето», Н. М. Рубцов «Сентябрь» |
|
|
|
78 |
20.03 |
|
С. А. Есенин
«Лебедушка» |
|
|
|
79 |
03.04 |
|
Обобщение по
разделу «Поэтическая тетрадь №3» |
|
|
|
|
|
|
Родина |
|
|
|
80 |
06.04 |
|
И. С.
Никитин «Русь» |
|
|
|
81 |
07.04 |
|
С. С.
Дрожжин «Родине» |
|
|
|
82 |
10.04 |
|
А. В. Жигулин «О, Родина!» |
|
|
|
83 |
13.04 |
|
Внеклассное чтение «Моя
малая Родина» (обзор
районной литературы) |
|
|
|
84 |
14.04 |
|
Б. А.
Слуцкий «Лошади в океане» |
|
|
|
85 |
17.04 |
|
Обобщение по
разделу «Родина» |
|
|
|
|
|
|
Страна Фантазия |
Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух литературное произведение. Планировать работу на уроке. Определять особенности фантастического
жанра. Сравнивать и характеризовать героев фантастических
произведений. Придумывать фантастические истории. Проверять
себя и самостоятельно
оценивать свои достижения. |
|
|
86 |
20.04 |
|
Е. С. Велтистов.
«Приключения Электроника» |
|
|
|
87 |
21.04 |
|
Е. С. Велтистов.
«Приключения Электроника» |
|
|
|
88 |
24.04 |
|
Кир
Булычев «Путешествие Алисы» |
|
|
|
89 |
27.04 |
|
Обобщение по
разделу «Страна фантазия» |
|
|
|
|
|
|
Зарубежная литература |
|
|
|
90 |
28.04 |
|
Д. Свифт «Путешествие
Гулливера» |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подготовить к выставке книги зарубежных писателей. Пересказывать самые интересные эпизоды из
произведений от лица героев произведений. Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения. Использовать
полученные знания для самостоятельного чтения книг. Пересказывать
самые интересные эпизоды произведений от
лица героев произведений. Уметь
определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями,
отвечать на вопросы. Знать произведения зарубежных
авторов. Уметь
выразительно читать данные произведения Составлять
|
|
|
91 |
04.05 |
|
Д. Свифт «Путешествие
Гулливера» |
|
|
|
92 |
05.05 |
|
Г. Х. Андерсен
«Русалочка» |
|
|
|
93 |
08.05 |
|
Г. Х.
Андерсен« Русалочка» |
|
|
|
94 |
11.05 |
|
Г. Х. Андерсен
«Русалочка» |
|
|
|
95 |
12.05 |
|
Г. Х. Андерсен «Русалочка» |
|
|
|
96 |
15.05 |
|
М. Твен «Приключения Тома Сойера» |
|
|
|
97 |
18.05 |
|
Сельма Лагерлеф
«Святая ночь» |
|
|
|
98 |
19.05 |
|
Сельма Лагерлеф
«Святая ночь» |
|
|
|
99 |
22.05 |
|
Сельма Лагерлеф «В
Назарете» |
|
|
|
100 |
25.05 |
|
Сельма Лагерлеф «В
Назарете» |
|
|
|
101 |
26.05 |
|
Обобщение по
разделу «Зарубежная литература» |
|
|
|
102 |
29.05 |
|
Внеклассное чтение «В
мире интересного» (обзор
познавательной литературы) |
|
|
Перечень учебно-методического и материально – технического обеспечения
Климанова Л.Ф. и
др. Литературное чтение . 4 класс. Ч. 1, 2. М.: Просвещение, 2014.
С.В.Кутявина. Поурочные
разработки по литературному чтению 4 класс. М.: «ВАКО», 2014.
С.В.Кутявина. Поурочные
разработки по внеклассному чтению 4 класс. М.: «ВАКО», 2014.
О.А.Лутошкина. Календарно-тематическое планирование
уроков для комплекта «Школа России»:
1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2014.
Интернет
ресурсы:
1. http://www.school.edu.ru
Российский общеобразовательный портал,
где содержатся образовательные ресурсы
для учеников, учителей, родителей,
администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и
другие материалы по основным
школьным дисциплинам. Вопросы
здоровья и психологии
школьников. Газета «Первое
сентября» и приложения к ней
2. http://www.viki.rdf.ru
Детские электронные книги и презентации
3. http://www.solnet.ee
Портал для
детей и взрослых.
Можно найти материал
по воспитанию, развитию
и образованию детей, дидактический и сценарный материал для
учителя начальных классов
4. http://www.it-n.ru/
Сайт творческих
учителей. Разные сообщества.
5. http://mail.redu.ru Исследовательская
работа школьников
6. http://festival.1september.ru Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок»
-
Классная магнитная доска.
-.
Компьютер.
-. Интерактивная доска
. Репродукции картин и художественные фотографии в
соответствии с программой по литературному чтению.
-Детские книги разных типов из курса детского
чтения.
-Наборы сюжетных картинок в соответствии
с тематикой.