ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г.№373);

Приказ Минобрнауки  РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10;

-Приказ МБОУ СОШ с.Шелканово от _______ г. №___ о перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2014-2015 учебном году;

   -Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ  с. Шелканово

   -Учебный план   МБОУ СОШ села Шелканово на 2014-2015 учебный год;

- Годовой учебный календарный график МБОУ СОШ с. Шелканово на 2014-2015 учебный год;

-Положение МБОУ СОШ    с. Шелканово «О  рабочей программе по предмету (курсу) педагога»

Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы  «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского,   и др. Изобразительное искусство.1-4 классы. Рабочие программы : пособие для учит. общеобразовательных . учреждений М.: Просвещение, 2011. Ориентирована на работу с учебником: Неменская Л. А Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь.1 класс / под ред. Б. М. Неменского М.: Просвещение, 2012

 

Сведения об УМК

Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК«Школа России»  в основе авторской программы  «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского,  для 1 класса общеобразовательных учреждений   

Цель и задачи учебного предмета

 Цель учебного предмета «Изобразительное искусство»  — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Общая характеристика учебного предмета

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства     традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника   

в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных про­странственных искусств:

  изобразительная художественная деятельность;

  декоративная художественная деятельность;

  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель  —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования

Рабочая программа  для 1класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Представленная программа предусматривает изучение изобразительного искусства в 1 классе общеобразовательных учреждений :  33часа (1 час в неделю),33 учебные недели

Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные)

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень

сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

понимание образной природы искусства;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; 

способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Предпочтительные формы контроля

Формами  контроля учащихся являются творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, проекты,  а также внеурочная деятельность учащихся (участие в творческих конкурсах).

Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем

 Данная программа реализуется с помощью разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Программа предусматривает такую систему организации учебного процесса, основу которой являет собой современный урок с использованием интернет технологий, развивающего обучения, проблемного обучения, обучение развитию критического мышления, личностно - ориентированного обучения. В поддержку современному уроку выступает система консультаций, а также самостоятельная работа учащихся с использованием современных компьютерных технологий. Осуществление целей данной программы обусловлено использованием в образовательном процессе информационных технологий, диалоговых технологий, программированного обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения. Программа направлена на создание оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов, сохранение психосоматического здоровья учащихся, развитие положительной мотивации к освоению  программы, развитие индивидуальности и одарённости каждого ребёнка. 

Основное содержание учебного предмета

Содержание  предмета

 ТЫ  ИЗОБРАЖАЕШЬ,  УКРАШАЕШЬ  И  СТРОИШЬ

Ты учишься изображать

Изображения всюду вокруг нас.

Мастер Изображения учит видеть.

Изображать можно пятном.

Изображать можно в объеме.

Изображать можно линией.

Разноцветные краски.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение).

Художники и зрители (обобщение темы).

Ты украшаешь

Мир полон украшений. Цветы.

Красоту нужно уметь замечать.

Узоры на крыльях. Ритм пятен.

Красивые рыбы. Монотипия.

Украшения птиц. Объемная аппликация.

Узоры, которые создали люди.

Как украшает себя человек.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь

Постройки в нашей жизни.

Дома бывают разными.

Домики, которые построила природа.

Дом снаружи и внутри.

Строим город.

Все имеет свое строение.

Строим вещи.

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Изображение,  украшение,  постройка  всегда  помогают друг другу

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

Праздник весны.

Сказочная страна.

Времена года.

Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ

 

Четверть

Количество недель в четверти

Количество часов в неделю

Количество часов в четверти

I четверть

 8,5

1

9

II четверть

8

1

8

III четверть

8

1

8

IV четверть

8

1

8

Итого в год

 

 

33

Особенности класса

Общеобразовательный

Требования к уровню подготовки учащихся

 В результате изучения изобразительного искусства первоклассник научится:

понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;

различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;

различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;

узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);

использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);

применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах - иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);

выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.

Первоклассник получит возможность научиться:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

                                           

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

 

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выра­зительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

В 1 классе используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы. Не следует использовать в качестве оценки любую знаковую символику.

Оценки фиксируются и накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных)  и в портфолио.    

В первом классе вместо бальных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию.

            Используется «Алгоритм самооценки»

В первом классе алгоритм состоит из 4 вопросов:

Какое было дано задание? (Учимся вспоминать цель работы)

Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)

Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)

Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс)

 

 

 

 

 

 

 

п/п

Сроки проведения

Раздел программы

Тема урока

 Вид деятельности

    

Кол-во часов

     ЭКОР

Примечания

         

план

факт

Ты учишься изображать. Знакомство с Мастером Изображения.

 

 

9

 

 

1.     

01.09

 

 Все дети любят рисовать Изображения вокруг нас

Работа с акварелью; рисунок солнца

Работа с гуашью; рисунок по замыслу

1

 

 

2.     

08.09

 

 Мастер Изображения учит видеть

Работа с акварелью и гуашью; изображение сказочного леса

1

 

 

3.

15.09

 

Наблюдение за природой

 

1

 

 

4.

22.09

 

.В гостях у золотой осени 

 

1

 

 

5.

29.09

 

Изображать можно пятном

 

Работа с акварелью и гуашью; изображение пятном

1

 

 

6

06.10

 

Изображать можно в объёме.

Работа с пластилином; лепка животного»

1

Растения Башкортостана.

 

7.

13.10

 

 

 Изображать можно линией.

 

Работа с фломастерами; изображение линией «путаница

1

 

 

8.

20.10

 

Разноцветные краски.

 

Работа с гуашью; разноцветный коврик

1

 

 

9.

27.10.

 

Художники и зрители

Работа с гуашью; изображение настроения

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения.

    

 

8

 

 

10.

10.11

 

Мир полон украшений.

Работа с гуашью; изображение сказочного цветка

1

 

 

11.

17.11

 

 Красоту надо уметь замечать

Работа с гуашью и акварелью; изображение картин природы

1

 

 

12

24.11

 

Узоры на крыльях бабочки.

Работа с гуашью; украшение бабочки

1

 

 

13.

01.12

 

Красивые рыбы. Украшения рыб.

Работа с гуашью; украшение рыбы

1

 

 

14.

08.12

 

Украшения птиц.

Работа с бумагой; выполнение объёмной аппликации

1

 

 

15.

15.12

 

Узоры, которые создали люди. Орнамент.

Работа с гуашью; рисование орнамента

1

Башкирский орнамент.

 

16.

22.12

 

Мастер Украшения помогает сделать праздник

Работа с бумагой; изготовление снежинок, гирлянд к празднику

1

Башкирский национальный костюм

 

17

29.12

 

 

Как украшает себя человек

 

Работа с гуашью; рисование сказочного героя

1

 

 

 

 

 

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

 

 

8

 

 

18.

19.01

 

Постройки в нашей жизни.

Работа с гуашью; рисование сказочного дома

1

Дома в моей деревне.

 

19.

26.01

 

 Домики, которые построила природа

Работа с пластилином; изготовление сказочного домика в форме овощей или фруктов

1

 

 

20.

02.02

 

Дом снаружи и внутри.

Работа с акварелью; рисование дома в виде буквы алфавита

1

 

 

21

09.02

 

Строим город.

Работа с пластилином; лепка города из пластилина

1

 

 

22.

23.02

 

Всё имеет своё строение. Изображения зверей.

Работа с бумагой; выполнение аппликации животного из различных геометрических форм

1

 

 

23

02.03

 

 Постройка предметов (упаковок)

Работа с бумагой; изготовление сумочки

1

 

 

24.

09.03

 

Город котором мы живем

 

1

 

 

25

16.03

 

Прогулка по  родному селу 

Работа с гуашью; рисование села

1

Города и сёла  Башкортостана.

 

 

 

 

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.

 

 

8

 

 

26.

06.04

 

Три Брата- Мастера всегда трудятся вместе.

Рассматривание работ художников  и детских работ

1

 

 

27

13.04.

 

Сказочная страна.

Конструирование птиц из бумаги

Работа с бумагой; изготовление птиц.

 Создание панно

1

Птицы нашей местности.

 

28

20.04.

 

Разноцветные жуки.

Работа с гуашью;

изображение божьей коровки

1

 

 

29

27.04

 

Весенний день..

Работа с гуашью; рисование весеннего дня

1

 

 

 

30.

04.05

 

Урок любования. Умение видеть Цветущая ветка.

Работа с гуашью; рисование ветки яблони

1

 

 

31

11.05

 

Времена года

Экскурсия

1

 

 

32.

18.05

 

 

 «Здравствуй, лето!» Образ лета в творчестве художников

Рисование летнего пейзажа

1

 

 

33

 

 

 

 «Здравствуй, лето!» Образ лета в творчестве художников

Рисование летнего пейзажа

1

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

 Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д.

 1. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Горяева Н. А., Питерских А. С. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвящение, 2011

2. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.

3. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012

4. Рабочие тетради  Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 1 класса. – М.: Просвещение ,2012

5. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному

искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 128 с.

6. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.:

методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012

Учебно-практические издания

Рабочие тетради  Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 1 класса. – М.: Просвещение ,2012

 

Контрольно-диагностические материалы, тесты и т

 

Учебно-наглядные издания и пособия

 

Учебно-методические пособия

. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Горяева Н. А., Питерских А. С. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвящение, 2011

2. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.

3. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012

4. Рабочие тетради  Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 1 класса. – М.: Просвещение ,2012

5. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному

искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 128 с.

6. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.:

методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012      

Аудио- и видеоприложения

 СД,  МРЗ

цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.)

Интернет ресурсы

Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса

Библиотечный фонд, печатные пособия

Плакаты,

Компьютерные и ИКТ средства

Компьютер, магнитофон

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.

Настенная доска с набором приспособлений  для крепления картинок.

Аудиоцентр/магнитофон.

Демонстрационные пособия

Таблицы

Экранно-звуковые пособия

 

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

 

Литература, рекомендованная для учителя

1. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Горяева Н. А., Питерских А. С. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвящение, 2011

2. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.

3. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012

4. Рабочие тетради  Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 1 класса. – М.: Просвещение ,2012

5. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному

искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 128 с.

6. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.:

методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012

Литература, рекомендованная для учащихся

 Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.

Рабочие тетради  Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 1 класса. – М.: Просвещение ,2012

Дополнительная литература

Журнал «Начальная школа».

Журная «Педсовет»