Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа
|
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г.№373); 2.Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; 3.Приказ МБОУ СОШ с.Шелканово от 09.08.2014г.г. №83-0« О перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2014-2015 учебном году»; 4.Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10; 5.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ с.Шелканово; 6.Учебный план МБОУ СОШ с.Шелканово на 2014-2015 учебный год; 7.Годовой учебный календарный график МБОУ СОШ с.Шелканово на 2014-2015 учебный год; 8.Положение МБОУ СОШ с.Шелканово «О разработке и утверждении рабочей программы». |
Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания |
1.Примерные программы общего образования. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2010. – (Серия «Стандарты второго поколения»); 2.Данилюк А.Я.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений.4-5 классы. Рекомендовано МО и науки РФ. Москва:Просвещение,2012 |
Сведения об УМК |
Данилюк А.Я.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской зтики.4-5классы: Учебник для общеобразовательных учреждений.- Москва:Просвещение,2012 |
Цель и задачи учебного предмета |
Цель: Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи: 1. Знакомство обучающихся с основами светской этики; 2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; 3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; 4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. |
Общая характеристика учебного предмета |
Учебный предмет является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Учебный предмет : - является культурологическим и основные понятия –«культурная традиция», «духовность», «мировоззрение»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу предмета; -призван совершенствовать личность ребенка на принципах гуманизма; -является единой учебно-воспитательной системой-расширяет образовательный кругозор учащегося, несет важную воспитательную роль- воспитание гражданина; - ориентирован на совместную деятельность учителя, ученика и родителей |
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета |
Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу предмета «Основы светской этики».Введение предмета должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей. Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие. Включение предмета в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей. |
Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования |
Рабочая программа предназначена для 4 класса общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Представленная программа предусматривает изучение предмета в 4 классе общеобразовательных учреждений в течение 34 часов (1часа в неделю). Курс, раскрывающий основы светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. |
Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные) |
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: •Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; •Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов Метапредметные результаты: •Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера). Предметные результаты: •Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; •Знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; • Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; • Формирование первоначальных представлений о светской этике; • Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; •Осознание ценности человеческой жизни. |
Предпочтительные формы контроля |
Особенностью предмета «Основы религиозных культур и светской этики» является его безотметочность. Для оперативного контроля знаний, умений и навыков можно использовать различные инструментарии: традиционные - самостоятельные работы, тестирование, проверочные работы, так и современные – творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, проекты. Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках курса. |
Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем |
Данная программа реализуется с помощью разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Программа предусматривает такую систему организации учебного процесса, основу которой являет собой современный урок с использованием интернет технологий, развивающего обучения, проблемного обучения, обучение развитию критического мышления, личностно - ориентированного обучения. В поддержку современному уроку выступает система консультаций, а также самостоятельная работа учащихся с использованием современных компьютерных технологий. Осуществление целей данной программы обусловлено использованием в образовательном процессе информационных технологий, диалоговых технологий, программированного обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения. Программа направлена на создание оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов, сохранение психосоматического здоровья учащихся, развитие положительной мотивации к освоению программы, развитие индивидуальности и одарённости каждого ребёнка. Формы организации образовательного процесса: групповая работа над проектом; практика деловых игр; анализ критических ситуаций; тренинги практических навыков Методы: – проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские); – организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы под руководством); – стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения,); – контроля и самоконтроля ( индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль); – самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода). Технологии обучения: личностно ориентированного образования; игровые; информационные; деятельностного метода; развитие общеучебных умений. Формы и виды организации учебной деятельности на уроках: Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения: · словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности; · наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции; · практических, проблемно-поисковых и методов самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса; · репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда; · индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления. К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса могут быть отнесены: Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. Беседа. Является фронтальной формой работы, В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Составление галереи образов. Эта работа направлена прежде всего на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне. Еще одна важная задача, решаемая организацией такой работы – формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием Галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения. Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме. |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание предмета |
Россия
– наша Родина.Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и
семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность
родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической
памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный
образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Особенности класса |
Общеобразовательный (с наличием учащихся по программе VII-го вида) |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование |
На основании программы комплексный учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучался в объёме 2 ч в неделю в IV четверти в 4 классе и 2 ч в неделю в I четверти в 5 классе. В настоящее время предмет «Основы религиозных культур и светской этики» проводится в 4 классе в течение всего учебного года в количестве 34 часов.
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Требования к уровню подготовки учащихся |
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; 2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения; 3. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; 4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 5. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 6. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; 7. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; 8. Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; 9. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; 10. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12. Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 13. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; 14. Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; 15. Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России; 16. Осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни. |
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы |
Педагогическая оценка является специфическим стимулом, и одним из средств выражения оценки является отметка. Особенностью предмета «Основы религиозных культур и светской этики» является его безотметочность: -Исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. Допускается лишь словесная объяснительная оценка - Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос (оцека творчества и инициативы). -Портфолио обучающегося может являться основной оценкой его образовательных достижений. |
Календарно – тематический план
№ уро ка |
Сроки проведения |
Раздел программы |
Тема урока |
Коли-чество часов |
Характеристика деятельности обучающихся |
Этнокультурные особенности региона |
Приме-чания |
|
План |
Факт |
|||||||
1 |
05.09 |
Введение. Духовные ценности и нравствен-ные идеалы в жизни человека и общества |
Россия – наша страна |
1 |
Знакомство с общественными нормами нравственности и морали. Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации, работа с картой и толковым словарем
|
М.Карим «О березовом листе» |
|
|
2 |
12.09 |
Основы светской этики |
Что такое светская этика |
1 |
Знакомство с общественными нормами нравственности и морали. Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации, работа с толковым словарем |
|
|
|
3 |
19.09 |
|
|
Мораль и культура |
1 |
Знакомство с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, обсуждение, развернутые ответы, работа с толковым словарем |
|
|
4 |
26.09 |
|
|
Особенно-сти морали |
1 |
Знакомство с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, словарная работа, обсуждение |
|
|
5 |
03.10 |
|
|
Добро и зло |
1 |
Знакомство с основными определениями понятий этики, культуры, морали. Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа |
Образ добра и зла в русских и башкирских народных сказках, легендах, преданиях и эпосах |
|
6 |
10.10 |
|
|
Добро и зло |
1 |
|||
7 |
17.10
|
|
|
Доброде-тель и порок |
1 |
Знакомство с основными определениями понятий этики, культуры, морали. Чтение статьи с подчёркиванием важных мест, выборочный пересказ, устные ответы на вопросы учителя |
|
|
8 |
24.10 |
|
|
Доброде-тель и порок |
|
|||
9 |
07.11 |
|
|
Свобода и моральный выбор человека |
1 |
Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением человека. Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся, чтение статьи, выборочный пересказ текста, ответы на вопросы и выполнение заданий, работа с толковым словарем |
|
|
10 |
14.11 |
|
|
Свобода и ответствен- ность |
1 |
Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением человека. Чтение статьи с выборочным пересказом текста, ответы на вопросы и выполнение заданий . |
|
|
11 |
21.11 |
|
|
Моральный долг
|
1 |
Анализ моральных и этических требований. Чтение статьи с последующим обсуждением, ответы на вопросы и выполнение заданий . |
|
|
12 |
28.11 |
|
|
Справедли- вость |
1 |
Анализ моральных и этических требований. Чтение статьи с составлением плана, нахождение главной мысли, устные ответы на вопросы учителя, обсуждение сказок |
|
|
13 |
05.12 |
|
|
Альтруизм и эгоизм
|
1 |
Анализ моральных и этических требований. Обсуждение и работа с толковым словарем, чтение статьи ,ответы на вопросы и выполнение заданий . |
|
|
14 |
12.02 |
|
|
Дружба |
1 |
Анализ моральных и этических требований. Инсценирование сказки на выбор. Словарная работа. Составление плана творческой работы – рассказа о своем друге. |
|
|
15 |
19.12 |
|
|
Что значит быть моральным |
1 |
Анализ моральных и этических требований. Словарный диктант по материалам уроков. Творческая работа учащихся. Подготовка к сочинению на одну из тем: «Россия – наша Родина», « Что такое добро и зло», «Человеческие добродетели и пороки», «Кто такой добродетельный человек», «Дружба в моей жизни», «Свобода и мораль». |
|
|
16 |
26.12
|
|
|
Подведение итогов |
1 |
Анализ важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. Подготовка к обсуждению, редактированию с родителями, подбору иллюстративного материала. Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание. |
|
|
17 |
16.01 |
|
|
Подведение итогов |
1 |
|||
18 |
23.01 |
|
|
Род и семья-исток нравствен- ных отношений
|
1 |
Сравнивание явлений светской культуры, искусства и различных традиций. Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации. |
Шежере-родословная моей семьи |
|
19 |
30.01 |
|
|
Нравствен- ный поступок |
1 |
Сравнивание явлений светской культуры, искусства и различных традиций. Устные ответы на вопросы, обсуждение самостоятельной работы, поиск ответов на вопросы |
|
|
20 |
06.02 |
|
|
Золотое правило нравствен- ности
|
1 |
Изложение своих мыслей по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей и общества. Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации |
Поступки героев башкирского кубаира «Вор не разбогатеет» |
|
21 |
13.02 |
|
|
Стыд, вина и извинение |
1 |
Изложение своих мыслей по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей и общества. Работа с понятиями стыд, вина, извинение Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста |
г.Давлетов «Отличник Юмагул» |
|
22 |
20.02 |
|
|
Честь и достоин-ство |
1 |
Изложение своих мыслей по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей и общества. Обсуждение, словарный диктант с элементами игры; сопоставление значения слова кодекс в юриспруденции и этике |
|
|
23 |
27.02 |
|
|
Совесть |
1 |
Изложение своих мыслей по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей и общества. Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа. |
|
|
24 |
06.03
|
|
|
Нравствен- ные идеалы
|
1 |
Знакомство с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации. Чтение статьи с подчёркиванием важных мест, обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа. |
Образ батыра Салавата Юлаева в стихах,песнях,рассказах,репродукциях картин |
|
25 |
13.03 |
|
|
Нравствен- ные идеалы
|
1 |
|||
26 |
20.03 |
|
|
Образцы нравствен ности в культуре Отечества |
1 |
Знакомство с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации |
|
|
27 |
03.04 |
|
|
Этикет |
1 |
Анализ жизненных ситуаций и нравственных форм поведения. Работа с понятием этикет, обсуждение, выборочное чтение, словарная работа. |
|
|
28 |
10.04 |
|
|
Семейные праздники |
1 |
Анализ жизненных ситуаций и нравственных форм поведения. Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации |
|
|
29 |
17.04 |
|
|
Жизнь человека-высшая нравствен- ная ценность |
1 |
Анализ жизненных ситуаций и нравственных форм поведения. Устные ответы на вопросы, обсуждение результатов выполнения задания, выборочное чтение, словарная работа |
|
|
30 |
24.04 |
|
Духовные традиции многонационального народа России |
Любовь и уважение к Отечеству |
1 |
Анализ толерантного отношения к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Устные ответы на вопросы, обсуждение результатов выполнения задания, выборочное чтение, словарная работа |
|
|
31 |
08.05
|
|
|
Подготовка творческих проектов |
1 |
Поиск необходимой информации. Творческая самостоятельная работа обучающихся на выбранную тему. Подготовка к обсуждению, редактированию с родителями, подбору иллюстративного материала. |
|
|
32 |
15.05 |
|
|
Подготовка творческих проектов |
1 |
|||
33 |
22.05
|
|
|
Презента-ция творческих проектов |
1 |
Участие в диспутах. Выступления обучающихся, презентация творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание. |
|
|
34 |
29.05 |
|
|
Презента-ция творческих проектов |
1 |
|||
Ито- го |
34 |
|
|
|
34 |
|
|
|
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д. |
1. Данилюк А.Я.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений.4-5 классы. Рекомендовано МО и науки РФ. Москва:Просвещение,2012 2.Данилюк А.Я.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской зтики.4-5классы: учебник для общеобразовательных учреждений.- Москва:Просвещение,2012 |
Учебно-практические издания |
|
Контрольно-диагностические материалы, тесты и т.д |
|
Учебно-наглядные издания и пособия |
|
Учебно-методические пособия |
1.Пичугин С.С.и др.Методические и организационные условия преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях:Учебное пособие.-Уфа:Издательство ИРО РБ,2013г. 2.Лысов С.С. и др.Организация учебной деятельности в рамках преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики»:Учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».-Уфа:Издательство ИРО РБ,2013г. 3. Пичугин С.С.и др.Реализация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной общеобразовательной школе.Учебно-методическое пособие.-Уфа:РИО РУНМЦ МО РБ,2012г. |
Научно-популярная литература, словари и справочники, атласы, развивающие и дидактические игры и т.д. |
|
Аудио- и видеоприложения |
|
Цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д. |
http://school-collection.edu.ru/news/novoe/1603/ http://www.prosv.ru/umk/ork официальный сайт издательства «Просвещение». http://ru.wikipedia.org Википедия http://wikikurgan.orbitel.ru сообщество педагогов по предмету «ОРКСЭ» www.4stupeni.ru Конспекты уроков для начальной школы www.abvgdeyka.ru Познавательный портал для учащихся 1-4 классов www.solnet.ru Детский образовательный портал «Солнышко»: кроссворды, игры, задачки Интернет-портал «ProШколу.ru» - материалы, разработанные апробаторами курса ОРКСЭ |
Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса
Библиотечный фонд, печатные пособия |
- специальные дополнительные пособия для учителя и литература, предназначенная для оказания информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.); - научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса; - хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса; - художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса; - картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России |
Компьютерные и ИКТ средства |
ноутбук |
Технические средства обучения |
магнитофон |
Демонстрацион-ные пособия |
|
Экранно-звуковые пособия |
|
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
|
Учебные игры |
|
Список литературы
Литература, рекомендованная для учителя |
|
Литература, рекомендованная для учащихся |
|
Дополнительная литература |
Р.Н.Бунеев и др.Основы духовно-нраственной культуры народов России. Светская этика.4 класс.Учебник.-М.:Баласс,2013г. |
Приложения к программе (КИМЫ)
Приложения к программе
|
КИМЫ, темы проектов и творческих работ, основные понятия и термины по разделам учебного предмета и т.д. Темы проектов и творческих работ: «Значение нравственности и этики в жизни человека и общества»,«Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д |
|
№/№ |
Тема урока |
Планируемые результаты
|
Формы занятий (теоретические практические); традиционные, инновационные |
Приемы и методы преподавания |
Виды деяте льности |
Способы и формы оценки достижения планируемых результатов |
Литература
ЦОР
Интернет |
||||
|
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) |
|||||||||||
|
1. |
Россия – наша страна |
Формировать чувство гордости за свою Родину, общие представление об отечествен ной религиозно -культурной традиции (многонациональная, многоконфессиональная) РОССИЯ; развитие этических чувств и норм. |
Урок изучения нового материала смешанный урок |
Беседа; коммен- тированное чте- ние; устный рассказ на тему; работа с иллюстративным материалом ;творческие задания; участие в учебном диалоге |
Коллективный, индивидуальный, фронтальный, групповой |
Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации; устные характеристики Героев РОССИИ |
Энциклопедия для детей. Т.1. Ч. 1. М.:Аванта,1996. – герб www/chrio/ cap/ ru - Игнатьева А.П. ( герб,флаг, гимн и т.д.) ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 1. |
||||
Блок 2. Основы светской этики. (16 часов) |
||||||||||||
2. |
Что такое светская этика? |
Развитие представлений уч-ся о значении понятий мораль, нравственность. светская и религиозная этика, какое значение имеет в жизни человека этика, готовность слушать собеседника и вести диалог. |
Урок усвоения новых знаний Комбинированный урок |
Беседа; комментированное чтение; работа с литературным и фольклорным текстами; работа с иллюстративным материалом; творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи |
Коллективный, индивидуальный, групповой |
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации |
Энциклопедия для детей. Т.1. Ч. 1. М.:Аванта,1996. ЦОР -Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 2,С.Баруздин «О человеке и его делах». |
|||||
3. |
Мораль и культура |
Сформированность первоначальных умений применять моральные нормы в реальных жизненных ситуациях, адекватно оценивать свои поступки и действия других людей на основе традиционных нравственных ценностей и моральных норм; |
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
|
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи |
Коллективный, индивидуальный, работа в парах |
Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, обсуждение, развернутые ответы, |
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 урок 3, Толковый и энциклопедический словари. |
|||||
4. |
Особенности морали. |
Расширение знаний уч –ся о морали, об особенностях морали, знать, что такое материальная культура и духовная культура, в чём их разница, уметь вести диалог, слушать собеседника, развитие коммуникативной речи. |
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
|
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа, подготовка творческой беседы, работа с иллюстративным материалом ; участие в учебном диалоге. |
Коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах, в группах. |
Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, словарная работа, обсуждение. |
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 4,Толковый и энциклопедический словари. |
|||||
5. |
Добро и зло. |
Ознакомление уч-ся с основными этическими понятиями добра и зла, воспитание добрых взаимоотношений.
|
Урок усвоения новых знаний.
|
Беседа, комментированное чтение, творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи |
Коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа, |
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 5, сказка «Мороз Иванович», «Крошечка- Хаврошечка», «Кощей Бессмертный»,К .Д.Ушинский «Лекарство». |
|||||
6. |
Добро и зло. |
Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, определение понятий добро, зло, гуманность.
|
Урок совершенствования знаний, умений , навыков. |
Беседа, комментированное чтение, творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи |
Коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Обсуждение, как бы ты сам определил, что такое добро, а что такое зло, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа, |
Пословицы и поговорки о добре Песня кота Леопольда. Г.Х.Андерсен «Снежная королева», В.Драгунский «Друг детства.» ЦОР-Основы светской этики. |
|||||
7. |
Добродетель и порок |
Формировать представление о добре, зле, добродетели и пороке. Воспитывать доброту, гуманное отношение к людям. |
Урок усвоения новых знаний Комбинированный урок |
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа |
Коллективный, индивидуальный групповой |
Чтение статьи с подчёркиванием важных мест ,выборочный пересказ, устные ответы детей на вопросы учителя Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары. |
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 7. |
|||||
8. |
Добродетель и порок |
Закрепить понятия добродетель и порок. Воспитывать чувство собственного достоинства. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;
|
Урок совершенствования знаний, умений , навыков. |
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа |
Коллективный, индивидуальный групповой |
Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары. |
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 8. |
|||||
9. |
Свобода и моральный выбор человека |
Знакомство с основными терминами: свобода, моральный выбор. Ситуация морального выбора. Понимание значения свободы, морали, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества.
|
Урок усвоения новых знаний Комбинированный урок |
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа. |
Коллективный индивидуальный групповой |
Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся. (д.з.) Словарный диктант по содержанию 3 – 8 уроков. Чтение статьи, выборочный пересказ текста. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся. |
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 9. |
|||||
10 |
Свобода и ответственность
|
Познакомить с основными терминами и понятиями: ответственное поведение,свободный выбор личности, отношения ответственности. Воспитывать толерантность, уважение друг к другу. |
Урок совершенствования знаний |
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа |
Коллективный индивидуальный групповой |
Чтение статьи с Выборочным пересказом текста Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста пособия для учащихся, что входит в отношения ответственности. Обсуждение результатов самостоятельной работы. |
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 10. |
|||||
11. |
Моральный долг
|
Дать первоначальные представления о значении морального долга, моральной обязанности для жизни и деятельности (в том числе образовательной) человека, семьи, общества.
|
Урок изучения нового материала. Комбинированный |
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Коллективный индивидуальный групповой |
Устные ответы детей на вопросы учителя, составление предложений со словом долг, групповая работа: составление рассказа, в котором есть слово долг. Работа со словарём. Чтение статьи с последующим обсуждением. |
Пословицы о долге, толко ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 11, толковый словарь |
|||||
12. |
Справедли-вость |
Познакомить с основными понятиями: справедливость, моральные правила справедливого человека. Формирование справедливого отношения к людям. |
Урок изучения нового материала. Комбинированный. |
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа |
Коллективный индивидуальный групповой |
Чтение статьи с составлением плана, нахождение главной мысли, устные ответы на вопросы учителя, обсуждение по группам сказок (можно ли финал сказки назвать справедливым?) |
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 12. |
|||||
13. |
Альтруизм и эгоизм
|
Познакомить с понятия-ми эгоизм, альтруизм, разумный эгоизм. Воспитывать желание стать альтруистом, не быть эгоистичными по отношению к близким людям. |
Урок изучения нового материала. Комбинированный. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Коллективный, индивидуальный групповой |
Обсуждение: как вы думаете, что означают слова альтруизм и эгоизм? Какое из этих слов вам знакомо, а какое нет? Как вы думаете, это слова близкие по значению или противоположные? Работа с толковым словарем. Чтение статьи из пособия для учащихся. Самостоятельная работа учащихся. |
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 13. Детская энциклопедия, толковый словарь. . |
|||||
14. |
Дружба |
Знание, понимание и принятие личностью ценностей: друг, дружба. |
Урок совершенствования знаний, умений, навыков. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа. Подготовка материалов для стенгазеты. |
Коллективный, индивидуальный групповой |
Инсценирование сказки на выбор. Словарная работа. Составление плана творческой работы – рассказа о своем друге.
|
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 14. Толковый словарь. Пословицы и поговорки о дружбе. |
|||||
15. |
Что значит быть моральным |
Формировать у обучающихся осознанное позитивное отношение к культурным феноменам "нравственность", "мораль", "гуманизм", "духовность", Воспитывать любовь и уважение к родителям, к своей Родине, друг другу. |
Урок систематизации знаний. Урок-диспут. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа. |
Коллективный, индивидуальный Групповой, работа в парах. |
Словарный диктант по материалам 9-15 уроков. Творческая работа учащихся. Задание: Письменно продолжите предложение: «Быть моральным – это значит…». Поделитесь результатами с соседом по парте. Обсудите в парах, как вы понимаете, что значит быть моральным. Подготовка к сочинению на одну из тем: «Россия – наша Родина», « Что такое добро и зло», «Человеческие добродетели и пороки», «Кто такой добродетельный человек», «Дружба в моей жизни», «Свобода и мораль». |
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 15. |
|||||
16. |
Творческие работы учащихся. |
Развитие способностей учащихся общаться друг с другом, соблюдая моральные нормы поведения, воспитывать уважение и толерантное отношение. |
Урок обобщения знаний, умений и навыков |
Беседа, групповая творческая или самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. |
Коллективный, индивидуальный групповой |
Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. Подготовка к обсуждению, редактированию с родителями, подбору иллюстративного материала. |
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 16. |
|||||
17. |
Презента-ция творческих работ |
Обобщить знания, полученные в ходе изучения курса. |
Урок подведения итогов изучения курса. |
Урок-праздник. |
Индивидуальный, групповой. |
Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание. |
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 17. |
|||||
2 полугодие
№/№ |
Тема урока |
Планируемые результаты
|
Формы занятий
|
Приемы и методы преподавания |
Виды деятельности |
Способы и формы оценки достижения планируемых результатов |
Литература
ЦОР
Интернет |
|
|||||||
1 |
Род и семья -исток нравственных отношений в истории человечества |
Формировать чувство гордости за свою семью, бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода. |
Урок изучения нового материала смешанный урок |
Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстративным материалом ;творческие задания; участие в учебном диалоге |
Коллективный, индивидуальный групповой |
Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации.
|
ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 18 Диск Образец родового древа, родового герба |
2 |
Нравственный поступок |
Укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести. |
Урок усвоения новых знаний |
Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
фронтальный, групповой |
Устные ответы на вопросы; обсуждение самостоятельной работы; поиск ответа на вопрос
|
ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 19 диск |
3
|
Золотое правило нравственности
|
Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом. |
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
|
Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Коллективный, работа в группах
|
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации
|
ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 20 Диск |
4 |
Стыд, вина и извинение. |
Готовность и способность выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
|
Урок усвоения новых знаний
|
Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, работа с толковым словарём. |
Коллективный, индивидуальный |
Работа с понятиями стыд, вина, извинение Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, закрепление основных понятий |
ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 21 диск |
5 |
Честь и достоинство |
Знать понятия честь и достоинство; Воспитывать чувство собственного достоинства. |
Комбинированный |
Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, работа с толковым словарём. |
Коллективный, индивидуальный |
Обсуждение; словарный диктант с элементами игры; сопоставление значения слова кодекс в юриспруденции и этике; закрепление основных понятий. |
ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 22 диск |
6 |
Совесть. |
Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам. |
Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. |
Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, составление плана |
Коллективный, работа в группах.
|
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа. |
ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 23 диск |
7-8 |
Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. |
Развитие духовной, культурной и социальной преемственности поколений.
|
Комбинированный |
Работа с иллюстративным материалом; беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Коллективный, индивидуальный Работа в группах |
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации
|
ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 24 Диск Картина В. Васнецова «Три богатыря», фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» |
9 |
Джентльмен и леди. |
Развитие способности общаться друг с другом, соблюдая моральные нормы поведения, воспитывать уважение и толерантное отношение. |
Комбинированный |
Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Коллективный, индивидуальный
|
Чтение статьи с подчёркиванием важных мест, Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа. |
ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 25 диск |
10 |
Образцы нравственности в культуре Отечества. |
Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
|
Комбинированный |
Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Коллективный, индивидуальный
|
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации
|
ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 26 Диск Фрагменты видеофильмов |
11 |
Этикет |
Развитие этических чувств и норм.
|
Комбинированный |
Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, составление плана |
Коллективный, индивидуальный Работа в группах |
Работа с понятием этикет, обсуждение, выборочное чтение, словарная работа. |
ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 27 Диск Иллюстрации
|
12 |
Семейные праздники |
Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.
|
Комбинированный |
Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Коллективный, индивидуальный
|
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации
|
ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 28 Диск Фотографии или видеоматериалы о семейных праздниках |
13 |
Жизнь человека-высшая нравственная ценность |
Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать. |
Комбинированный |
Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Коллективный, индивидуальный
|
Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом. задания, выборочное чтение, словарная работа |
ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 29 Диск
|
14 |
Любовь и уважение к Отечеству |
Формировать чувство гордости за свою Родину, развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
|
Комбинированный |
Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Коллективный, индивидуальный
|
Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом. задания, выборочное чтение, словарная работа |
ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 30 Диск
|
15 |
Подготовка творческих проектов |
Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда |
Урок обобщения знаний, умений и навыков |
Формирование групп учащихся для выполнения групповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом, выбор тем для индивидуальных творческих работ. |
Работа в группах, индивидуальный |
Обсуждение, выбор темы, распределение обязанностей в группе по работе над проектом |
|
16-17 |
Выступления уч-ся со своими творческими работами |
Уметь защищать свой проект, высказывать своё мнение. |
Урок-подведение итогов изучения курса |
Урок-праздник |
Индивидуальный групповой |
Выступления учащихся, презентации творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание.
|
Презентации детей |