B89BA3A7

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные документы,

в соответствии

с которыми составлена рабочая

программа

 

 

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

(приказ  Минобрнауки РФ от 06.10.2009г.№373);

2.Приказ Минобрнауки  РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

3.Приказ МБОУ СОШ с.Шелканово от 09.08.2014г.г. №83-0« О перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2014-2015 учебном году»;

4.Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях

 СанПиН 2.4.2.2821 – 10;

5.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ с.Шелканово;

6.Учебный план МБОУ СОШ с.Шелканово на 2014-2015 учебный год;

7.Годовой учебный календарный график МБОУ СОШ с.Шелканово на 2014-2015 учебный год;

8.Положение МБОУ СОШ с.Шелканово «О разработке и утверждении рабочей программы».

Сведения

о примерной программе по учебному предмету,

на основе которой разработана рабочая программа

 с указанием наименования, автора и года издания

1.Примерные программы общего образования. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2010. – (Серия «Стандарты второго поколения»);

2.Данилюк А.Я.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений.4-5 классы. Рекомендовано МО и науки РФ. Москва:Просвещение,2012

Сведения об УМК

Данилюк А.Я.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской зтики.4-5классы: Учебник для общеобразовательных учреждений.- Москва:Просвещение,2012

Цель и задачи учебного

предмета

Цель:

Формирование  у  младшего  подростка  мотиваций  к  осознанному  нравственному  поведению,  основанному  на  знании  и  уважении  культурных  и  религиозных  традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

1.  Знакомство обучающихся с основами светской этики;

2.  Развитие  представлений  младшего  подростка  о  значении  нравственных  норм  и  ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3.  Обобщение  знаний,  понятий  и  представлений  о  духовной  культуре  и  морали,  полученных  обучающимися  в  начальной  школе,  и  формирование  у  них  ценностно-смысловых  мировоззренческих  основ,  обеспечивающих  целостное  восприятие  отечественной  истории  и  культуры  при  изучении  гуманитарных  предметов на ступени основной школы;

4.  Развитие  способностей  младших  школьников  к  общению  в  полиэтнической  и  многоконфессиональной  среде  на  основе  взаимного  уважения  и  диалога  во  имя  общественного мира и согласия.

Общая характеристика учебного

предмета

Учебный  предмет  является  культурологическим  и  направлен  на  развитие  у  школьников  представлений  о  нравственных  идеалах  и  ценностях,  составляющих  основу  религиозных  и  светских  традиций  многонациональной  культуры  России,  на  понимание  их  значения  в  жизни  современного  общества,  а  также  своей  сопричастности к ним.

Преподавание  знаний  об  основах  религиозных  культур  и  светской  этики  призвано  сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но  и  в  воспитательном  процессе  формирования  порядочного,  честного,  достойного  гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего  ее культурные  традиции,  готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу  во имя социального сплочения. 

Учебный предмет :

- является культурологическим и основные понятия –«культурная традиция», «духовность», «мировоззрение»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу предмета;

-призван совершенствовать личность ребенка на принципах гуманизма;

-является единой учебно-воспитательной системой-расширяет образовательный кругозор учащегося,  несет важную воспитательную роль- воспитание гражданина;

- ориентирован на совместную деятельность учителя, ученика и родителей

Ценностные ориентиры содержания учебного

предмета

Вопросы,  связанные  с  введением  в  школьную  программу  духовно-нравственной,  культурологической тематики, рассматриваемой  в рамках культурологического подхода,  имеют  особенно  важное  значение,  поскольку  характер  светской школы  определяется,  в  том числе, и  ее отношениями с социальным окружением. Запрос на современное  образование, решающее задачи духовно-нравственного  воспитания граждан России, остается слишком значимым.  

Современный  национальный  воспитательный  идеал –  это  высоконравственный,  творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою  личную,  осознающий  ответственность  за  настоящее  и  будущее  своей  страны,  укоренённый  в  духовных  и  культурных  традициях  многонационального  народа  Российской Федерации. 

В  этой  связи  особо  актуальным  становится  включение  в  школьную  программу  предмета «Основы светской этики».Введение предмета должно стать  первым  шагом  на  пути  восстановления  в  новых  условиях  на   основе  принципов  гуманизма,  нравственности,  традиционной  духовности  социально-педагогического  партнерства  школы,  семьи,  государства,  общественности  в  деле  воспитания  детей. Педагогическая поддержка  самоопределения  личности,  развитие  её  способностей,  таланта,  передача  ей  системных  научных  знаний,  умений,  навыков  и  компетенций,  необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий  для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она  не  отличает  добро  от  зла,  не  ценит  жизнь,  труд,  семью,  других  людей,  общество,  Отечество,  то  есть  всё  то,  в  чём  в  нравственном  отношении  утверждает  себя  человек  и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.  

Включение предмета в основной вид  деятельности обучающихся  - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие  и  воспитание  детей  в  образовательный  процесс,  способствуя  концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей.

Место учебного предмета в учебном плане

в решении общих целей и задач

на конкретной ступени общего образования

Рабочая программа предназначена для 4 класса общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Представленная программа предусматривает изучение предмета в 4 классе общеобразовательных учреждений в течение 34 часов (1часа в неделю).

Курс, раскрывающий основы светской этики, предлагается изучать  на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.  И  по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между  двумя  этапами  гуманитарного образования и  воспитания школьников. Таким  образом,  ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных  традиций  России  происходит  в  контексте,  отражающем  глубинную  связь  прошлого  и  настоящего.

Результаты изучения

учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные)

Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

•Формирование  основ  российской  гражданской  идентичности,  чувства  гордости  за свою  Родину,  российский  народ  и  историю  России,  осознание  своей  этнической  и национальной  принадлежности;  формирование  ценностей  многонационального российского  общества;  •Формирование  целостного,  социально  ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• Формирование  уважительного  отношения  к  иному  мнению,  истории  и  культуре других народов

Метапредметные результаты:

•Освоение  учащимися  универсальных  способов  деятельности,  применяемых  как  в  рамках образовательного  процесса,  так  и  в  реальных  жизненных  ситуациях:   умение  выделять признаки  и  свойства,  особенности  объектов,  процессов  и  явлений  действительности (в  т.ч. социальных  и  культурных)  в  соответствии  с  содержанием  учебного  предмета,  высказывать  суждения  на  основе  сравнения  функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений  действительности;  осуществлять  поиск  и  обработку  информации (в  том  числе  с использованием компьютера).

Предметные результаты:

•Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

•Знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

• Понимание  значения  нравственности,  веры  и  религии  в  жизни  человека  и общества;

• Формирование первоначальных представлений  о  светской  этике;

• Становление  внутренней  установки  личности  поступать  согласно  своей  совести; воспитание  нравственности,  основанной  на  свободе  совести  и  вероисповедания, духовных традициях народов России;

•Осознание ценности человеческой жизни.

Предпочтительные формы контроля

 Особенностью предмета «Основы религиозных культур и светской этики» является его безотметочность. Для оперативного контроля знаний, умений и навыков  можно использовать различные инструментарии: традиционные - самостоятельные работы, тестирование, проверочные работы, так и современные –  творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, проекты. Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по

индивидуальной теме в рамках курса.

Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем

Данная программа реализуется с помощью разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Программа предусматривает такую систему организации учебного процесса, основу которой являет собой современный урок с использованием интернет технологий, развивающего обучения, проблемного обучения, обучение развитию критического мышления, личностно - ориентированного обучения. В поддержку современному уроку выступает система консультаций, а также самостоятельная работа учащихся с использованием современных компьютерных технологий. Осуществление целей данной программы обусловлено использованием в образовательном процессе информационных технологий, диалоговых технологий, программированного обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения. Программа направлена на создание оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов, сохранение психосоматического здоровья учащихся, развитие положительной мотивации к освоению программы, развитие индивидуальности и одарённости каждого ребёнка. 

Формы организации образовательного процесса: групповая работа над проектом; практика деловых игр; анализ критических ситуаций; тренинги практических навыков                                                                                                                                                                  Методы:

– проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские);

организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы под руководством);

стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения,);

контроля и самоконтроля ( индивидуальный опрос, фронтальный опрос,  устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль);

– самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).

Технологии обучения: личностно ориентированного образования; игровые; информационные; деятельностного метода; развитие общеучебных умений.

 Формы и виды организации учебной деятельности на уроках:

Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:

·        словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;

·        наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;

·        практических, проблемно-поисковых и методов самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;

·        репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;

·        индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса могут быть отнесены:

Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами.

Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности.

Беседа. Является фронтальной формой работы, В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы.

Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы).

Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации.

Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого.

Составление галереи образов. Эта работа направлена прежде всего на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне. Еще одна важная задача, решаемая организацией такой работы – формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием Галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения.

Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание  предмета

Россия – наша Родина.Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время. Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа

 

Четверть

Количество недель в четверти

Количество часов в неделю

Количество часов в четверти

I четверть

8

1

8

II четверть

8

1

8

III четверть

10

1

10

IV четверть

8

1

8

Итого в год

34

34

Особенности класса

Общеобразовательный (с наличием  учащихся по программе VII-го вида)

Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование

На основании программы комплексный учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучался в объёме 2 ч в неделю в IV четверти в 4 классе и 2 ч в неделю в I четверти в 5 классе.

В настоящее время  предмет «Основы религиозных культур и светской этики» проводится  в 4 классе в течение всего учебного года в количестве 34 часов.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Требования к уровню подготовки учащихся

1.     Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

2.     Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

3.     Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

4.     Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

5.     Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

6.     Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

7.     Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

8.     Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

9.     Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

10.                       Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11.                       Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12.                       Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

13.                       Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

14.                       Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

15.                       Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

16.                       Осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Педагогическая оценка является специфическим стимулом, и одним из средств выражения оценки является отметка. Особенностью предмета «Основы религиозных культур и светской этики» является его безотметочность:

-Исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. Допускается лишь словесная объяснительная оценка

- Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос (оцека творчества и инициативы).

-Портфолио обучающегося может являться основной оценкой его образовательных достижений.                                                                       

 

Календарно – тематический план

уро

ка

Сроки

проведения

Раздел программы

Тема

урока

Коли-чество часов

Характеристика

деятельности обучающихся

Этнокультурные особенности региона

Приме-чания

План

Факт

1

05.09

Введение. Духовные ценности и нравствен-ные идеалы

 в жизни человека

и общества

Россия – наша

страна

1

Знакомство с общественными нормами нравственности и морали.

Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации, работа с картой и толковым словарем

 

М.Карим

 «О березовом листе»

 

2

12.09

Основы светской этики

Что такое светская этика

1

Знакомство с общественными нормами нравственности и морали.

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации, работа с толковым словарем

 

 

3

19.09

 

 

Мораль

и

культура

1

Знакомство с историей развития представлений человечества о морали и нравственности.                                        Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, обсуждение, развернутые ответы, работа с толковым словарем

 

 

4

26.09

 

 

Особенно-сти

морали

1

Знакомство с историей развития представлений человечества о морали и нравственности.

Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, словарная работа, обсуждение

 

 

5

03.10

 

 

Добро и зло

1

Знакомство с основными определениями понятий этики, культуры, морали.

Обсуждение, ответы на вопросы,  выборочный пересказ текста, словарная работа

Образ добра и зла в русских и башкирских народных сказках, легендах, преданиях и эпосах

 

6

10.10

 

 

Добро и зло

1

7

17.10

 

 

 

Доброде-тель

и  порок

1

Знакомство с основными определениями понятий этики, культуры, морали.                                       Чтение статьи с подчёркиванием важных мест, выборочный пересказ, устные ответы на вопросы учителя

 

 

8

24.10

 

 

Доброде-тель

и  порок

 

9

07.11

 

 

Свобода

и моральный выбор человека

1

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением человека.

Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся, чтение статьи, выборочный пересказ текста, ответы на вопросы и выполнение заданий, работа с толковым словарем

 

 

10

14.11

 

 

Свобода

и ответствен-

ность

1

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением человека.

Чтение статьи  с выборочным пересказом текста, ответы на вопросы и выполнение заданий .

 

 

11

21.11

 

 

Моральный долг

 

1

Анализ моральных и этических требований.

Чтение статьи с последующим обсуждением, ответы на вопросы и выполнение заданий .

 

 

12

28.11

 

 

Справедли-

вость

1

Анализ моральных и этических требований.                                                    Чтение статьи с составлением плана, нахождение главной мысли, устные ответы на вопросы учителя, обсуждение  сказок

 

 

13

05.12

 

 

Альтруизм и эгоизм

 

1

Анализ моральных и этических требований.                                          Обсуждение и работа с толковым словарем, чтение статьи ,ответы на вопросы и выполнение заданий .

 

 

14

12.02

 

 

Дружба

1

Анализ моральных и этических требований.                                          Инсценирование сказки на выбор. Словарная работа. Составление плана творческой работы – рассказа о своем друге.

 

 

15

19.12

 

 

Что значит быть моральным

1

Анализ моральных и этических требований.                                          Словарный диктант по материалам уроков. Творческая работа учащихся. Подготовка к сочинению на одну из тем: «Россия – наша Родина», « Что такое добро и зло», «Человеческие добродетели и пороки», «Кто такой добродетельный человек», «Дружба в моей жизни», «Свобода и мораль».

 

 

16

26.12

 

 

 

Подведение

итогов

1

Анализ важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм.

Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. Подготовка к обсуждению, редактированию с родителями, подбору иллюстративного материала. Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание.

 

 

17

16.01

 

 

Подведение

итогов

1

18

23.01

 

 

 Род и

семья-исток нравствен-

ных отношений

 

1

Сравнивание явлений светской культуры, искусства и различных традиций.

Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации.

Шежере-родословная моей семьи

 

19

30.01

 

 

Нравствен-

ный поступок

1

Сравнивание явлений светской культуры, искусства и различных традиций.

Устные ответы на вопросы, обсуждение самостоятельной работы, поиск ответов на вопросы

 

 

20

06.02

 

 

Золотое правило нравствен-

ности

 

 

 

1

Изложение своих мыслей по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей и общества.

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации

Поступки героев башкирского кубаира «Вор не разбогатеет»

 

21

13.02

 

 

Стыд, вина и извинение

1

Изложение своих мыслей по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей и общества.

Работа с понятиями стыд, вина, извинение

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста

г.Давлетов «Отличник Юмагул»

 

22

20.02

 

 

Честь и достоин-ство

1

Изложение своих мыслей по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей и общества.

Обсуждение, словарный диктант с элементами игры;

сопоставление значения слова кодекс  в юриспруденции и этике

 

 

23

27.02

 

 

Совесть

1

Изложение своих мыслей по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей и общества.

Обсуждение, ответы на вопросы,  выборочный пересказ текста, словарная работа.

 

 

24

06.03

 

 

 

Нравствен-

ные

идеалы

 

1

Знакомство с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства.

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное  чтение текста, поиск информации.

Чтение статьи с подчёркиванием важных мест, обсуждение, ответы на вопросы,  выборочный пересказ текста, словарная работа.

Образ батыра Салавата Юлаева в стихах,песнях,рассказах,репродукциях картин

 

25

13.03

 

 

Нравствен-

ные

идеалы

 

1

26

20.03

 

 

Образцы нравствен

ности в культуре Отечества

1

Знакомство с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства.

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное  чтение текста, поиск информации

 

 

27

03.04

 

 

Этикет

1

Анализ жизненных ситуаций и нравственных форм поведения.

Работа с понятием этикет, обсуждение, выборочное чтение, словарная работа.

 

 

28

10.04

 

 

Семейные праздники

1

Анализ жизненных ситуаций и нравственных форм поведения.

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное  чтение текста, поиск информации

 

 

29

17.04

 

 

Жизнь человека-высшая нравствен-

ная ценность

1

Анализ жизненных ситуаций и нравственных форм поведения.

Устные ответы на вопросы, обсуждение результатов выполнения задания, выборочное чтение, словарная работа

 

 

30

24.04

 

Духовные традиции

многонационального народа России

Любовь и уважение к Отечеству

1

Анализ толерантного отношения к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Устные ответы на вопросы,

обсуждение результатов выполнения задания, выборочное чтение, словарная работа

 

 

31

08.05

 

 

 

Подготовка творческих проектов

1

Поиск необходимой информации.

Творческая самостоятельная работа обучающихся на выбранную тему. Подготовка к обсуждению, редактированию с родителями, подбору иллюстративного материала.

 

 

32

15.05

 

 

Подготовка творческих проектов

1

33

22.05

 

 

 

Презента-ция творческих проектов

1

Участие в диспутах.

Выступления обучающихся, презентация творческих работ и их обсуждение.

Взаимооценивание.

 

 

34

29.05

 

 

Презента-ция творческих проектов

1

Ито-

го

34

 

 

 

34

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

 Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д.

1. Данилюк А.Я.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений.4-5 классы. Рекомендовано МО и науки РФ. Москва:Просвещение,2012

2.Данилюк А.Я.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской зтики.4-5классы: учебник для общеобразовательных учреждений.- Москва:Просвещение,2012

Учебно-практические издания

 

Контрольно-диагностические материалы, тесты и т.д

 

Учебно-наглядные издания и пособия

 

Учебно-методические пособия

1.Пичугин С.С.и др.Методические и организационные условия преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях:Учебное пособие.-Уфа:Издательство ИРО РБ,2013г.

2.Лысов С.С. и др.Организация учебной деятельности в рамках преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики»:Учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».-Уфа:Издательство ИРО РБ,2013г.

3. Пичугин С.С.и др.Реализация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной общеобразовательной школе.Учебно-методическое пособие.-Уфа:РИО РУНМЦ МО РБ,2012г.

Научно-популярная литература, словари и справочники, атласы, развивающие и дидактические игры и т.д.

 

Аудио- и видеоприложения

 

Цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.

http://school-collection.edu.ru/news/novoe/1603/                                                                        http://www.prosv.ru/umk/ork официальный сайт издательства «Просвещение».      http://ru.wikipedia.org Википедия                                                                                                      http://wikikurgan.orbitel.ru сообщество педагогов по предмету «ОРКСЭ»

www.4stupeni.ru Конспекты уроков для начальной школы

www.abvgdeyka.ru Познавательный портал для учащихся 1-4 классов

www.solnet.ru Детский образовательный портал «Солнышко»: кроссворды, игры, задачки

Интернет-портал «ProШколу.ru» - материалы, разработанные апробаторами курса ОРКСЭ

Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса

Библиотечный фонд, печатные пособия

-   специальные дополнительные пособия для учителя и литература, предназначенная для оказания информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);

-  научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

-  художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;

картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России

Компьютерные и ИКТ средства

ноутбук

Технические средства обучения

магнитофон

Демонстрацион-ные пособия

 

Экранно-звуковые пособия

 

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

 

Учебные игры

 

Список литературы

Литература, рекомендованная для учителя

 

Литература, рекомендованная для учащихся

 

Дополнительная литература

Р.Н.Бунеев и др.Основы духовно-нраственной культуры народов России. Светская этика.4 класс.Учебник.-М.:Баласс,2013г.

Приложения к программе (КИМЫ)

Приложения к программе

 

КИМЫ, темы проектов и творческих работ, основные понятия и термины по разделам учебного предмета и т.д.

Темы проектов и творческих работ:

«Значение нравственности и этики в жизни человека и общества»,«Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д

 

 

 

 

№/№

Тема урока

Планируемые результаты

 

Формы занятий

(теоретические

практические);

традиционные, инновационные

Приемы и методы преподавания

Виды

деяте

льности

Способы

и формы

оценки достижения планируемых

 результатов

Литература

 

ЦОР

 

Интернет

 

Блок 1.  Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

 

1.

 Россия – наша страна

  Формировать чувство гордости за свою Родину, общие представление об отечествен

ной религиозно

-культурной традиции (многонациональная, многоконфессиональная) РОССИЯ;

 развитие этических чувств и норм.

Урок изучения нового материала

смешанный урок

Беседа; коммен-

тированное чте-

ние; устный рассказ на тему; работа с иллюстративным материалом ;творческие задания; участие в учебном диалоге

Коллективный, индивидуальный, фронтальный,

групповой

Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации; устные характеристики

Героев РОССИИ

Энциклопедия

для детей. Т.1. Ч. 1. М.:Аванта,1996. – герб

www/chrio/ cap/ ru

- Игнатьева А.П. ( герб,флаг, гимн и т.д.)

ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 1.

Блок 2. Основы светской этики.  (16 часов)

2.

 

Что такое светская этика?

Развитие представлений уч-ся о значении понятий мораль, нравственность. светская и религиозная этика, какое значение имеет в жизни человека этика, готовность слушать собеседника и вести диалог.

Урок усвоения новых знаний

Комбинированный урок

Беседа; комментированное чтение; работа с литературным и  фольклорным текстами; работа с иллюстративным материалом; творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи

Коллективный, индивидуальный, групповой

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации

Энциклопедия

для детей. Т.1. Ч. 1. М.:Аванта,1996.

ЦОР -Основы  светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 2,С.Баруздин «О человеке и его делах».

3.

Мораль и культура

Сформированность первоначаль­ных умений применять моральные нор­мы в реальных жизненных ситуациях, адекватно оценивать свои поступки и действия других людей на основе тради­ционных нравственных ценностей и мо­ральных норм;

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

 

 

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Коллективный, индивидуальный, работа в парах

Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, обсуждение, развернутые ответы,

ЦОР-Основы  светской этики. М.: Просвещение, 2010  урок 3,  Толковый и энциклопедический словари.

4.

Особенности морали.

Расширение знаний уч –ся о морали, об особенностях морали, знать, что такое  материальная культура и духовная культура, в чём их разница, уметь вести диалог, слушать собеседника, развитие коммуникативной речи.

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

 

 

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа, подготовка творческой беседы,  работа с иллюстративным материалом ; участие в учебном диалоге.

Коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах, в группах.

Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, словарная работа, обсуждение.

ЦОР-Основы  светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок  4,Толковый и энциклопедический словари.

5.

Добро и зло.

Ознакомление уч-ся с основными этическими понятиями  добра и зла, воспитание добрых взаимоотношений.

 

Урок усвоения новых знаний.

 

Беседа, комментированное чтение,   творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи

Коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Обсуждение, ответы на вопросы,  выборочный пересказ текста, словарная работа,

ЦОР-Основы  светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок  5, сказка «Мороз Иванович»,

«Крошечка-

Хаврошечка»,

«Кощей Бессмертный»,К .Д.Ушинский «Лекарство».

6.

Добро и зло.

Формирование морали как осознанной личностью необходи­мости определённого поведения, основанного на принятых в об­ществе представлениях о добре и зле, определение понятий добро, зло, гуманность.

 

Урок совершенствования знаний, умений , навыков.

Беседа, комментированное чтение,   творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи

Коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Обсуждение, как бы ты сам определил, что такое добро, а что такое зло, ответы на вопросы,  выборочный пересказ текста, словарная работа,

Пословицы и поговорки о добре

Песня кота Леопольда. Г.Х.Андерсен «Снежная королева», В.Драгунский «Друг детства.»  ЦОР-Основы  светской этики.

7.

Добродетель и порок

Формировать представление  о добре, зле, добродетели и пороке. Воспитывать доброту, гуманное отношение к людям.

Урок усвоения новых знаний

Комбинированный урок

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа

Коллективный, индивидуальный

групповой

Чтение статьи с подчёркиванием важных мест ,выборочный пересказ, устные ответы детей на вопросы учителя

Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары. 

ЦОР-Основы  светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок  7.

8.

Добродетель и порок

Закрепить понятия добродетель и порок. Воспитывать чувство собственного достоинства. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;

 

Урок совершенствования знаний, умений , навыков.

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа

Коллективный, индивидуальный групповой

Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых  понятий Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары. 

ЦОР-Основы  светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок  8.

9.

Свобода и моральный выбор человека

Знакомство с основными терминами:

свобода, моральный выбор. Ситуация морального выбора. Понимание значения свободы, морали, морально ответ­ственного поведения для жизни челове­ка, семьи, общества.

 

Урок усвоения новых знаний

Комбинированный урок

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа.

Коллективный индивидуальный групповой

Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся. (д.з.)

Словарный диктант по содержанию 3 – 8 уроков.

Чтение статьи, выборочный пересказ текста. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

ЦОР-Основы  светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок  9.

10

Свобода и ответственность

 

Познакомить с основными терминами и понятиями: ответственное поведение,свободный выбор личности, отношения ответственности.

Воспитывать толерантность, уважение друг к другу.

 Урок совершенствования знаний

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа

Коллективный индивидуальный

групповой

Чтение статьи  с

Выборочным пересказом текста

Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста пособия для учащихся, что входит в  отношения ответственности.

Обсуждение результатов самостоятельной работы.

ЦОР-Основы  светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок  10.

11.

Моральный долг

 

Дать первоначальные представления о значении морального долга, моральной обязанности для жизни и деятельности (в том числе образовательной) человека, семьи, общества.

 

Урок изучения нового материала. Комбинированный

 беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Коллективный индивидуальный групповой

Устные ответы детей на вопросы учителя, составление предложений со словом долг, групповая работа: составление рассказа, в котором есть слово долг. Работа со словарём. Чтение статьи с последующим обсуждением.

Пословицы о долге, толко ЦОР-Основы  светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 11, толковый словарь

12.

Справедли-вость

Познакомить с основными понятиями: справедливость, моральные правила справедливого человека. Формирование справедливого отношения к людям.

Урок изучения нового материала. Комбинированный.

 беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа

Коллективный индивидуальный групповой

Чтение статьи с составлением плана, нахождение главной мысли, устные ответы на вопросы учителя, обсуждение по группам сказок (можно ли финал сказки назвать справедливым?)

ЦОР-Основы  светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок  12.

13.

Альтруизм и эгоизм

 

Познакомить с понятия-ми эгоизм, альтруизм, разумный эгоизм. Воспитывать желание

стать альтруистом, не быть

эгоистичными  по отношению к близким

людям.

Урок изучения нового материала. Комбинированный.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Коллективный, индивидуальный

групповой

Обсуждение: как вы думаете, что означают слова альтруизм и эгоизм? Какое из этих слов вам знакомо, а какое нет? Как вы думаете, это слова близкие по значению или противоположные?

Работа с толковым словарем. Чтение статьи из пособия для учащихся.

Самостоятельная работа учащихся.

ЦОР-Основы  светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок  13.

Детская энциклопедия, толковый словарь.

.

14.

Дружба

Знание, понимание и принятие личностью ценностей: друг, дружба.

Урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа. Подготовка материалов для стенгазеты.

Коллективный, индивидуальный

групповой

Инсценирование сказки на выбор. Словарная работа. Составление плана творческой работы – рассказа о своем друге.

 

ЦОР-Основы  светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок  14.

Толковый словарь.

Пословицы и поговорки о дружбе.

15.

Что значит быть моральным

Фор­мировать у обучающихся осознанное по­зитивное отношение к культурным фено­менам "нравственность", "мораль", "гуманизм", "духовность", 

Воспитывать любовь и уважение к родителям, к своей Родине,  друг  другу.

Урок систематизации знаний.  Урок-диспут.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа.

Коллективный, индивидуальный

Групповой, работа в парах.

Словарный диктант по материалам 9-15 уроков. Творческая работа учащихся. Задание: Письменно продолжите предложение: «Быть моральным – это значит…». Поделитесь результатами с соседом по парте. Обсудите в парах, как вы понимаете, что значит быть моральным. Подготовка к сочинению на одну из тем: «Россия – наша Родина», « Что такое добро и зло», «Человеческие добродетели и пороки», «Кто такой добродетельный человек», «Дружба в моей жизни», «Свобода и мораль».

ЦОР-Основы  светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок  15.

16.

Творческие работы учащихся.

Развитие способностей учащихся  общаться

 друг с другом, соблюдая моральные  нормы поведения, воспитывать уважение и толерантное отношение.

Урок обобщения знаний, умений и навыков

Беседа, групповая творческая  или самостоятельная работа учащихся на выбранную тему.

Коллективный, индивидуальный

групповой

Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. Подготовка к обсуждению, редактированию с родителями, подбору иллюстративного материала.

ЦОР-Основы  светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок  16.

17.

Презента-ция творческих работ

Обобщить знания, полученные в ходе изучения курса.

Урок  подведения итогов изучения курса.

Урок-праздник.

Индивидуальный, групповой.

Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание.

ЦОР-Основы  светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок  17.

 

2 полугодие

№/№

Тема урока

Планируемые результаты

 

Формы занятий

 

Приемы и методы преподавания

Виды

деятельности

Способы

и формы

оценки достижения

планируемых результатов

Литература

 

ЦОР

 

Интернет

 

1

 Род и семья

-исток нравственных отношений

в истории человечества

 

  Формировать чувство гордости за свою семью,

бережное отношение к жизни человека, забота о продол­жении рода.

Урок изучения нового материала

смешанный урок

Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстративным материалом ;творческие задания; участие в учебном диалоге

Коллективный, индивидуальный групповой

Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации.

 

ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 18

 Диск

Образец родового древа, родового герба

2

Нравственный поступок

Укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести.

Урок усвоения новых знаний

Беседа; комментированное чтение,

устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами  семьи.

фронтальный,

групповой

Устные ответы на вопросы; обсуждение самостоятельной работы; поиск ответа на вопрос

 

ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 19

диск

3

 

 

 

Золотое правило нравственности

 

 

Формирование морали как осознанной личностью необходи­мости определённого поведения, на принятых в об­ществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

 

Беседа; комментированное чтение,

устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами  семьи.

Коллективный,

работа в

группах

 

 

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации

 

 

ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 20

Диск

4

Стыд, вина и извинение.

 

Готовность и способность выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные на­мерения, мысли и поступки;

 

Урок усвоения новых знаний

 

Беседа; комментированное чтение,

устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами  семьи, работа с толковым словарём.

Коллективный, индивидуальный

Работа с понятиями стыд, вина, извинение

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, закрепление основных понятий

ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 21

           диск

5

Честь и достоинство

Знать понятия честь и достоинство;

Воспитывать чувство собственного достоинства.

Комбинированный

Беседа; комментированное чтение,

устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами  семьи, работа с толковым словарём.

Коллективный, индивидуальный

Обсуждение; словарный диктант с элементами игры;

сопоставление значения слова кодекс  в юриспруденции и этике; закрепление основных понятий.

ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 22

            диск

6

Совесть.

Развитие совести как нравственного самосознания личнос­ти, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, тре­бовать от себя выполнения моральных норм, давать нравствен­ную самооценку своим и чужим поступкам.

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков.

Беседа; комментированное чтение,

устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами  семьи, составление плана

Коллективный,

работа в

группах.

 

 

Обсуждение, ответы на вопросы,  выборочный пересказ текста, словарная работа.

ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 23

    диск

7-8

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.

Развитие духовной, культурной и социальной преемственности по­колений.

 

Комбинированный

Работа с иллюстративным материалом; беседа; комментированное чтение,

устный рассказ на тему, подготовка творческой беседы с членами  семьи.

Коллективный, индивидуальный

Работа в группах

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное  чтение текста, поиск информации

 

 

ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 24

    Диск

Картина В. Васнецова «Три богатыря», фрагмент из оперы «Руслан и Людмила»

9

Джентльмен и леди.

Развитие способности общаться

 друг с другом, соблюдая моральные

 нормы поведения, воспитывать уважение и толерантное отношение.

Комбинированный

Беседа; комментированное чтение,

устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами  семьи.

Коллективный, индивидуальный

 

Чтение статьи с подчёркиванием важных мест, Обсуждение, ответы на вопросы,  выборочный пересказ текста, словарная работа.

ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 25

    диск

10

Образцы нравственности в культуре Отечества.

Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственнос­ти за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими по­колениями.

 

Комбинированный

Беседа; комментированное чтение,

устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами  семьи.

Коллективный, индивидуальный

 

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное  чтение текста, поиск информации

 

 

ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 26

    Диск

Фрагменты видеофильмов

11

Этикет

Развитие этических чувств и норм.

 

Комбинированный

Беседа; комментированное чтение,

устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами  семьи, составление плана

Коллективный, индивидуальный

Работа в группах

Работа с понятием этикет, обсуждение, выборочное чтение, словарная работа.

ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 27

    Диск

Иллюстрации

 

12

Семейные праздники

Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого че­ловека.

 

Комбинированный

Беседа; комментированное чтение,

устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами  семьи.

Коллективный, индивидуальный

 

Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное  чтение текста, поиск информации

 

 

ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 28

    Диск

Фотографии или видеоматериалы о семейных праздниках

13

Жизнь человека-высшая нравственная ценность

Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духов­ной безопасности личности, умение им противодействовать.

Комбинированный

Беседа; комментированное чтение,

устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами  семьи.

Коллективный, индивидуальный

 

Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом. задания, выборочное чтение, словарная работа

ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 29

    Диск

 

14

Любовь и уважение к Отечеству

Формировать чувство гордости за свою Родину, развитость чувства патриотизма и гражданской солидар­ности;

 

Комбинированный

Беседа; комментированное чтение,

устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами  семьи.

Коллективный, индивидуальный

 

Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом. задания, выборочное чтение, словарная работа

ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 30

    Диск

 

15

Подготовка творческих проектов

Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного  труда

Урок обобщения знаний, умений и навыков

Формирование групп учащихся для выполнения групповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом, выбор тем для индивидуальных творческих работ.

Работа в группах,

индивидуальный

Обсуждение, выбор темы, распределение обязанностей в группе по работе над проектом

 

16-17

Выступления уч-ся со своими творческими работами

Уметь защищать свой проект, высказывать своё мнение.

Урок-подведение итогов изучения курса

Урок-праздник

Индивидуальный

групповой

Выступления учащихся, презентации творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание.

 

Презентации детей