Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа села Шелканово

муниципального района Бирский район

Республиики Башкортостан

 

 

     Согласовано

     Совет школы

     МБОУ СОШ с. Шелканово

     № 1 от 20.08.2015 года

                    Утверждаю

                  Руководитель МБОУ СОШ

                с. Шелканово  _________

                                  Султанбаева С.М.

        приказ № 79 - О п 2,

                     от 20.08.2015 г.

 

 

 

 

 

 

 

Основная образовательная программа

начального общего  образования

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

Средняя общеобразовательная школа села Шелканово

муниципального района Бирский район

Республики Башкортостан

на 2015-2020 учебные годы

 

 

                                                                              Рассмотрено                                                                                                    на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от 20.08.2015 г.

 

 

с. Шелканово

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.    ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.. 5

1.1. Пояснительная записка. 5

1.2. Планируемые результаты освоения  основной образовательной программы НОО.. 12

1.2.1. Формирование универсальных учебных действий. 14

1.2.1.1. Чтение. Работа с текстом.. 18

1.2.1.2. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся. 19

1.2.2. Русский язык. 21

1.2.3. Литературное чтение. 24

1.2.4. Иностранный язык (английский, французский) 27

1.2.5. Математика и информатика. 30

1.2.6. Окружающий мир. 32

1.2.7. Изобразительное искусство. 35

1.2.8. Музыка. 37

1.2.9. Технология. 39

1.2.10. Физическая культура. 41

1.3.  Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.. 43

1.3.1. Общие положения. 43

1.3.2. Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов. 45

1.3.3.  Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений. 49

1.3.4.  Итоговая оценка выпускника. 51

2.  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.. 53

2.1. Программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий. 53

2.1.1.  Ценностные ориентиры начального общего образования. 53

2.1.2.   Характеристика универсальных учебных действий при получении начального общего образования  55

2.1.3.  Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов. 58

2.1.4. Информационно-коммуникационные технологии - инструментарий универсальных учебных действий. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся. 62

2.1.5.  Преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.. 66

2.2.  Программы отдельных учебных предметов, курсов. 68

2.2.1.  Общие положения. 68

2.2.2.  Основное содержание учебных предметов. 70

2.2.2.1.  Русский язык. 70

2.2.2.2.  Литературное чтение. 74

2.2.2.3. Иностранный язык. 77

2.2.2.4. Математика и информатика. 82

2.2.2.5.  Окружающий мир. 83

2.2.2.6.  Основы духовно-нравственной культуры народов России. 87

2.2.2.7.  Изобразительное искусство. 87

2.2.2.8.  Музыка. 89

2.2.2.9.  Технология. 90

2.2.2.10.  Физическая культура. 92

2.2.2.11. Общественно –полезный труд. 94

2.2.2.12. Дополнительная общеразвивающая программа «Юный краевед». 96

2.2.2.13. Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная школа рисования». 97

2.2.2.14. Дополнительна общеразвивающая программа  «Самоделкин». 98

2.3.   Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся. 109

2.3.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. 109

2.3.2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. 110

2.3.3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. 111

2.3.4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. 114

2.3.5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися. 116

2.3.6. Совместная деятельность организации, осуществляющей образовательную деятельность, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся. 119

2.3.7. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся  120

2.3.8.   Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания             обучающихся  121

2.4.  Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа  жизни. 122

2.5.  Программа коррекционной работы.. 128

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.. 134

3.1. Учебный план начального общего образования. 134

3.2.  План внеурочной деятельности. 138

3.3.  Система условий реализации основной образовательной программы.. 143

3.3.1. Кадровые условия реализации основной образовательной программы.. 143

3.3.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы.. 149

3.3.3. Финансовые условия  реализации основной образовательной программы.. 158

3.3.4. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы.. 160

3.3.5. Информационно-образовательные условия реализации основной образовательной программы   162

 

 

 

 

 

1.   Пояснительная записка

1.1 Введение

Основная образовательная программа начального общего образования разработана педагогическим коллективом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  Средняя общеобразовательная школа села Шелканово муниципального района Бирский район Республики Башкортостан  (далее – МБОУ СОШ с. Шелканово) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерной основной  образовательной программы начального общего образования (далее – Примерная программа), особенностей МБОУ СОШ с. Шелканово, образовательных потребностей и запросов обучающихся, а также концептуальных положений учебно-методического комплекта (далее – УМК) «Школа России», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД).

Актуальность программы определяют высокие темпы обновления научных знаний и технологий. Сегодня необходимо учить личность,  при получении  начального общего образования, постоянно обновлять знания и умения, которые обеспечивают готовность осваивать требования основного и среднего образования. Начальное общее образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка, для которого умение учиться  означает учиться познавать  и преобразовывать мир, осознавать  и решать проблемы, учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. Срок получения начального общего образования составляет четыре года, а для лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на два года.

Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования.

Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Основная образовательная программа начального общего образования реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

 Основная образовательная программа отражает требования ФГОС и содержит  три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел включает:

·      пояснительную записку;

·      планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы НОО;

·      систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО.

Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

·      программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся, при получении начального общего образования;

·      программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

·      программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

·      программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

·      программу коррекционной работы.

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:

·      учебный план начального общего образования;

·      план внеурочной деятельности;

·      систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая основную образовательную программу начального общего образования, обязано обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений:

·      с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательной деятельности в этом учреждении;

·      с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми детьми основной образовательной программы НОО, могут закрепляться в заключённом между ними и организацией, осуществляющей образовательную деятельность, договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы НОО.

 

1.       ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

1.1. Пояснительная записка

 

Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования - обеспечение выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Достижение поставленной цели при разработке и реализации основной образовательной программы начального общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

·      обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования;

·      формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

·      обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

·      становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;

·      обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего  образования;

·      достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

·      обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

·      выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, секций, и кружков, организацию общественно полезной деятельности;

·      организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

·      участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

·      использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

·      предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;

·      включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города).

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

·      воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения  многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

·      переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

·      ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

·      признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательных отношений в достижении целей личностного, социального и познавательного  развития обучающихся;

·      учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для  определении целей образования и воспитания и  путей их достижения;

·      обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего общего образования;

·      разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей при получении начального общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, связанный:

·      с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

·      с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

·      с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

·      с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

·      с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

·      с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

·      центральные психологические новообразования, формируемые при получении начального образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

·      развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связываются с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

Основная образовательная программа (далее – Образовательная программа) предусматривает достижение следующих результатов образования:

·      личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества обучающихся; сформированность основ гражданской идентичности.

·      метапредметные результаты: освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетентностями, которые составляют основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

·      предметные результаты: освоение в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению; система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Целью реализации  Образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Цель Образовательной программы  конкретизируют основные цели концептуальных положений выбранного нами УМК «Школа России».

Основной целью  реализуемой УМК «Школа России» является оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. Ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

УМК  «Школа России» обеспечивает планируемые результаты Образовательной программы, к числу которых относятся:

·      личностные результаты: знание моральных норм, умение соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами, умение выделять нравственный аспект поведения, сформированность мотивации к обучению, сформированность умения учиться;

·      метапредметные результаты: освоение обучающимися в процессе урочной и внеурочной деятельности универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных);

·      предметные результаты: освоение обучающимися в ходе изучения того или иного предмета (в условиях урочной и внеурочной деятельности) системы знаний и опыта специфичного для предметной области, по получению этих знаний, их преобразованию и применению в практике повседневной жизни.                            

В соответствии со Стандартом  при получении начального общего образования решаются следующие задачи:

·      становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

·      формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

·      духовно-нравственное развитие воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

·      укрепление  психического и физического здоровья обучающихся.

В УМК «Школа России» задачи начального общего образования в соответствии со Стандартом сформулированы следующим образом:

·      реализация идеологической основы ФГОС – Концепции духовно-нравственного  развития и воспитания личности гражданина России;

·      реализация методологической и методической основы ФГОС – организации учебной деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода;

·      достижение личностных, метапредметных и предметных результатов,  освоение основной образовательной программы посредством формирования  универсальных учебных действий как основы умения учиться.

Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы НОО.

В соответствии со Стандартом УМК «Школа России» направлен на  обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС.

Основными принципами (требованиями) развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Школа России» являются:

1. Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка. Предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка.

2.  Принцип целостности образа мира связан  с отбором интегрированного содержания предметных областей и межпредметных УУД, которые позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями.

3. Принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения  учебных задач и практической деятельности повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь) и продуманная система выхода за рамки этих трех единиц в область словарей, научно-популярных и научных книг, журналов и газет, других источников информации; умений работать в сотрудничестве (малой и большой учебных группах) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора), способности работать самостоятельно (не в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию).

4. Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это использование разноуровневого по трудности и объему представления предметного содержания через систему заданий, что открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребенка. Каждый ребенок получает возможность усвоить основной (базовый) программный материал, а более подготовленные учащиеся имеют шанс расширить свои знания (по сравнению с базовыми).

5. Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрение частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерностей) и затем от общего (от усвоенной закономерности) к частному (к способу решения конкретной учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневое по глубине и трудности содержание учебных заданий. Это требование предполагает продуманную систему повторения, что приводит к принципиально новой структуре  учебников и подаче материала: каждое последующее возвращение к пройденному материалу продуктивно только в том случае, если имел место этап обобщения, который дал школьнику в руки инструмент для очередного возвращения к частному на более высоком уровне трудности.

6. Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, участие их в оздоровительных мероприятиях.

Основными  принципами  Программы развития МБОУ СОШ с. Шелканово являются:

1.  Принцип целостности образовательного процесса.

Воспитание – помощь в формировании личности, а не развитие отдельных качеств (трудолюбия, вежливость, и т.д.). Обучай, воспитывая, и воспитывай, обучая.

2. Принцип единства образовательной среды. Создание единой системы внутришкольного и внешкольного образования и воспитания вообще, то есть системы, включающей общее и дополнительное образование в качестве равноправных компонентов.

3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории перспектив развития каждого ученика через создание модели школы, ориентированной на предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации.

4. Принцип воспитания успехом предполагает совершенствование системы оценочной деятельности педагогов как фактора мотивации учащихся на успешность во всех сферах жизнедеятельности.

5. Принцип социального творчества и социальной активности ориентирует обучающихся не на пассивное усвоение тех или иных социальных и нравственных норм, а на способность к действию, способность на  поступок; обучащийся является полноценным субъектом образовательного процесса;  он не только готовится к будущей жизни, но и уже живет в том микросоциуме, которым является школа.

 

Состав участников образовательных отношений МБОУСОШ с. Шелканово

 

 В соответствии со Стандартом,  Уставом МБОУ СОШ с. Шелканово участниками образовательных отношений являются обучающиеся - дети, достигшие школьного возраста (не младше 6,5 лет); педагогические работники, изучившие требования, предъявляемые  Федеральным государственным образовательным Стандартом, владеющие современными технологиями обучения, ответственные за качественное образование, демонстрирующие рост профессионального мастерства; родители (законные представители) обучающихся, изучившие нормативные документы и локальные акты, обеспечивающие выполнение Образовательной программы. Образовательная программа реализует функцию общественного договора с родителями (законными представителями), предоставляет родителям право участвовать в работе органов школьного самоуправления.

Для каждой группы  определены соответствующие показатели, формирование которых  позволит выпускникам начальной школы, занимающимся по УМК «Школа России», овладеть типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая  способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

 

Познавательные универсальные учебные действия

 

Общеучебные:

·      самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

·      использовать общие приемы решения задач;

·      применять правила и пользоваться инструкциями освоенными закономерностями;

·      ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

·      выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

·      осуществлять рефлексию способов и условий действий;

·      контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

·      ставить, формулировать и решать проблемы;

·      самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

·      осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

·      осуществлять осознанное чтение;

·      выбирать вид чтения в зависимости от цели;

·      узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Знаково-символические:

·      использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

·      создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

·      моделировать, то есть выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Информационные:

·      поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

·      сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;

·      обработка информации (определение основной и второстепенной информации);

·      запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;

·      анализ информации;

·      передача информации устным, письменным, цифровым способами;

·      интерпретация информации (структурирование; перевод сплошного текста в таблицу, презентация полученной информации, в том числе с помощью ИКТ);

·      применение и представление информации;

·      оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

 

 

Логические:

·      подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков;

·      подведение под правило;

·      анализ, синтез, сравнение, сериация;

·      классификация по заданным критериям, установление аналогий;

·      установление причинно-следственных связей;

·      построение рассуждения, обобщение.

Таким образом, в сфере познавательных УУД выпускники, занимающиеся по УМК «Школа России», научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие компоненты – тексты; использовать знаково-символические средства, овладеют моделированием, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Инициативное сотрудничество:

·      ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

·      предлагать помощь и сотрудничество;

·      проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Планирование учебного сотрудничества:

·      задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

·      определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

·      договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Взаимодействие:

·      формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;

·      строить понятные для партнера высказывания;

·      строить монологическое высказывание;

·      вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского  языка, слушать собеседника.

Управление коммуникацией:

·      определять общую цель и пути ее достижения;

·      осуществлять взаимный контроль;

·      адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

·      оказывать взаимопомощь в сотрудничестве;

·      аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения и совместной деятельности;

·      прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

·      разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;

·      координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Таким образом, в сфере коммуникативных УУД выпускники начальной школы, занимающиеся по УМК «Школа России», приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

 

Общая характеристика основной образовательной программы НОО

 

 Образовательная программа начального общего образования,  разработанная МБОУСОШ с. Шелканово, предусматривает:

·      достижение планируемых результатов освоения Образовательной программы всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями и детей с ограниченными возможностями здоровья на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

·      выявление и развитие способностей обучающихся, включая одаренных детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;

·      организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;

·      участие обучающихся и их родителей, педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся;

·      использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, и в первую очередь личностно-ориентированного  обучения;

·      возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся  на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;

·      включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (микрорайона) для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.

 

Общие подходы к организации внеурочной деятельности

 

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, эстетическое, общеинтелектуальное, общекультурное)  в таких формах, как художественные, культурологические, филологические, , школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов.

 

1.2. Планируемые результаты освоения  основной образовательной программы НОО

 

·      Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее - планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

Планируемые результаты:

§   обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

§   являются основой для разработки основной образовательной программы начального общего образования, организации, осуществляющую образовательную деятельность;

§   являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

·      В соответствии с системно-деятельностным подходом содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

·      Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями - познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета - овладеют обучающиеся в ходе образовательной деятельности. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.

Структура планируемых результатов учитывает необходимость:

·       определения динамики развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы - зоны ближайшего развития ребёнка;

·      определения возможностей овладения обучающимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

·      выделения основных направлений оценочной деятельности - оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания.

·      Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос о смысле изучения данного предмета, его вкладе в развитие личности обучающихся. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования.

·      Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в эту группу включается такая система знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя может быть освоена подавляющим большинством детей.

·      Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы посредством накопительной системы оценки (например, портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, - с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

·      Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля.

·      Основные цели такого включения - предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев учёт достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

·      Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

·      При получении начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

§  междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также её разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ- компетентности обучающихся»;

§  программ по всем учебным предметам - «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика и информатика», «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура».

 

1.2.1. Формирование универсальных учебных действий

 

В результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

·      внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

·      широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

·      учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·      ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

·      способность к оценке своей учебной деятельности;

·      основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

·      ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

·      знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

·      развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

·      установка на здоровый образ жизни;

·      основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

·      чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

·      внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к организации, осуществляющей образовательную деятельность, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

·      выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

·      устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

·      адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

·      положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

·      компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

·      морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

·      установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

·      осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·      принимать и сохранять учебную задачу;

·      учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

·      адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·      различать способ и результат действия;

·      вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

·      в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·      преобразовывать практическую задачу в познавательную;

·      проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·      самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

·      осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

·      самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 

Познавательные универсальные учебные действия

 

Выпускник научится:

·      осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

·      осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·      использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

·      строить сообщения в устной и письменной форме;

·      ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

·      основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

·      осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

·      осуществлять синтез как составление целого из частей;

·      проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

·      устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·      строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

·      обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

·      осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

·      устанавливать аналогии;

·      владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

·      осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

·      записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

·      создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

·      осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·      осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·      осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

·      осуществлять сравнение, разделение серией и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

·      строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

·      произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

 

Выпускник научится:

·      адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

·      допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

·      учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·      формулировать собственное мнение и позицию;

·      договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·      строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

·      задавать вопросы;

·      контролировать действия партнёра;

·      использовать речь для регуляции своего действия;

·      адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

·      учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

·      учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·      понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

·      аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

·      продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

·      с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

·      задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

·      осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·      адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

 

1.2.1.1.  Чтение. Работа с текстом

(метапредметные результаты)

 

В результате изучения всех без исключения учебных предметов при получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

 

Выпускник научится:

·      находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

·      определять тему и главную мысль текста;

·      делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

·      вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

·      сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака;

·      понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

·      понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

·      понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

·      использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

·      ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

·      использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

·      работать с несколькими источниками информации;

·      сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

·      пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

·      соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

·      формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

·      сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

·      составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

·      делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

·      составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

·      высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

·      оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

·      на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

·      участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

·      сопоставлять различные точки зрения;

·      соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

·      в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

 

1.2.1.2. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

(метапредметные результаты)

 

В результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Выпускник научится:

·      использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);

·      организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Выпускник научится:

·      вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;

·      владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов;

·      рисовать изображения на графическом планшете;

·      сканировать рисунки и тексты.

Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации

Выпускник научится:

·      подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

·      описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ;

·      собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;

·      редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;

·      пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида;

·      искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);

·      заполнять учебные базы данных.

Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

Выпускник научится:

·      создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;

·      создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

·      готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

·      создавать диаграммы, планы территории и пр.;

·      создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);

·      размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения;

·      пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Выпускник получит возможность научиться:

·      представлять данные;

·      создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».

Планирование деятельности, управление и организация

Выпускник научится:

·      создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах;

·      определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;

·      планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Выпускник получит возможность научиться:

·      проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы;

·      моделировать объекты и процессы реального мира.

 

1.2.2. Русский язык

 

 В соответствии со Стандартом в результате изучения курса русского языка выпускники начальной школы,   занимающиеся по УМК «Школа России», научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры; у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующей ступени образования.

получат возможность реализовать в устном и письменном общении потребность в творческом самовыражении,  использовать язык с целью поиска необходимой информации;  обретут  начальные представления о нормах русского  литературного языка и  правилах речевого этикета,  что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.

 

Выпускник при получении начального общего образования:

·      научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

·      сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;

·      получит первоначальные представления о системе и структуре русского языка, познакомится с разделами изучения языка - фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

 

Содержательная линия «Система языка»

 

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

·      различать звуки и буквы;

·      характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

·      знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Выпускник получит возможность научиться:

·      проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

·      оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.

 Раздел «Орфоэпия»

 Выпускник получит возможность научиться:

·      соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

·      находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).

 Раздел «Состав слова (морфемика

 Выпускник научится:

·      различать изменяемые и неизменяемые слова;

·      различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

·      находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться:

·      разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

·      оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

·      выявлять слова, значение которых требует уточнения;

·      определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

 Выпускник получит возможность научиться:

·      подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

·      подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

·      различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

·      оценивать уместность использования слов в тексте;

·      выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

 Раздел «Морфология»

 Выпускник научится:

·      определять грамматические признаки имён существительных - род, число, падеж, склонение;

·      определять грамматические признаки имён прилагательных - род, число, падеж;

·      определять грамматические признаки глаголов - число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времен