МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 21 мая 2007 г. N 141

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

В соответствии с пунктом 3.5 Плана мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, одобренного распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Программу противодействия коррупции в сфере деятельности Минобрнауки России.

2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра В.Н. Фридлянова.

 

Министр

А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

к Приказу

Минобрнауки России

от 21 мая 2007 г. N 141

 

ПРОГРАММА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

                      Паспорт Программы

 

Наименование          Программа противодействия коррупции в сфере

Программы             деятельности Минобрнауки России

 

Основание для         Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005

разработки Программы  N 1789-р "О Концепции административной

                      реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008

                      годах"

 

Основной разработчик  Минобрнауки России

Программы

 

Исполнитель           Минобрнауки России

 

Цели Программы      - Исключение возможности проявления коррупции,

                      ее влияния на деятельность государственных

                      органов и государственных гражданских

                      служащих Минобрнауки России

                    - Обеспечение защиты прав и законных интересов

                      граждан, общества и государства от угроз,

                      связанных с коррупцией в сфере деятельности

                      Минобрнауки России

                    - Создание системы противодействия коррупции в

                      сфере деятельности Минобрнауки России

 

Задачи Программы в  - Оценка возможности проявления коррупции в

сфере деятельности    сфере деятельности Минобрнауки России

Минобрнауки России  - Устранение условий, порождающих коррупцию

                    - Снижение риска коррупционных действий и

                      потерь от их совершения

                    - Увеличение выгод от действий в рамках

                      законодательства Российской Федерации и во

                      благо общественных интересов

                    - Формирование нетерпимости к коррупционным

                      действиям

                    - Предупреждение коррупционных правонарушений

                    - Обеспечение ответственности за коррупционные

                      правонарушения во всех случаях, прямо

                      предусмотренных нормативными правовыми

                      актами

                    - Возмещение вреда, причиненного

                      коррупционными правонарушениями

                    - Исследование коррупциогенных факторов и

                      эффективности мер антикоррупционной политики

                    - Формирование антикоррупционного

                      общественного сознания

                    - Содействие реализации прав граждан и

                      организаций на доступ к информации о фактах

                      коррупции и коррупциогенных факторах, а

                      также на их свободное освещение в средствах

                      массовой информации

 

Сроки и этапы         2007 - 2008 годы

реализации Программы  Первый этап - второе полугодие 2007 года

                      Второй этап - 2008 год

 

Основные мероприятия  1. Совершенствование организации

Программы в сфере     деятельности Минобрнауки России по

деятельности          размещению государственных заказов

Минобрнауки России    2. Организация проведения антикоррупционной

                      экспертизы, анализ коррупциогенности

                      ведомственных нормативных правовых актов и

                      их проектов

                      3. Внедрение системы внутреннего

                      антикоррупционного контроля

                      4. Формирование нетерпимого отношения к

                      проявлениям коррупции

                      5. Совершенствование автоматизации

                      документооборота

 

Индикаторы оценки   - Число выявленных коррупционных

эффективности         правонарушений со стороны должностных лиц,

Программы             государственных гражданских служащих

                      Минобрнауки России

                    - Доля граждан и организаций, сталкивающихся с

                      проявлениями коррупции

                    - Соотношение числа выявленных коррупционных

                      правонарушений и доли граждан и организаций,

                      сталкивающихся с коррупцией

 

Источники             Средства федерального бюджета, выделяемые

финансирования        Минобрнауки России. Дополнительными

Программы             источниками средств на реализацию

                      программных мероприятий могут являться

                      средства федерального бюджета, выделяемые

                      на финансирование мероприятий

                      административной реформы

 

Ожидаемые конечные    Формирование системы противодействия

результаты            коррупции и ее внедрение в деятельность

реализации Программы  Минобрнауки России

                      Укрепление доверия населения к

                      деятельности Минобрнауки России,

                      подведомственных ему федеральных служб и

                      федеральных агентств, находящихся в его

                      ведении организаций

 

Контроль за           Минобрнауки России

реализацией

Программы

 

1. Состояние проблемы

 

Согласно положениям Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р, необходимым условием для достижения заявленных в административной реформе целей является предупреждение и ликвидация коррупции в федеральных органах исполнительной власти, которая стала важнейшей проблемой, препятствующей повышению эффективности государственного управления.

Международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в Российской Федерации недопустимо высок. Коррупционность государственных структур и должностных лиц препятствует развитию государственного управления, влечет за собой огромные дополнительные затраты со стороны бизнеса и населения.

Коррупция представляет собой реальную угрозу нормальному функционированию публичной власти, верховенству закона, демократии, правам человека и социальной справедливости.

Разработка и внедрение правовых, организационных и иных механизмов противодействия коррупции в федеральном органе исполнительной власти являются необходимыми элементами реализации административной реформы.

В ряде федеральных органов исполнительной власти возникают дополнительные условия для развития коррупции. В число таких входят федеральные органы исполнительной власти, для которых характерно:

- наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств;

- высокая степень свободы действия, вызванная спецификой их работы;

- высокая интенсивность контактов с гражданами и организациями.

Целесообразно применение в сферах с повышенным риском коррупции дополнительных механизмов, ограничивающих возможности ее проявления.

 

2. Цели и задачи Программы

 

Цели Программы:

- исключение возможности проявления коррупции, ее влияния на государственных гражданских служащих и деятельность государственных органов;

- обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией в сфере деятельности Минобрнауки России;

- создание системы противодействия коррупции в сфере деятельности Минобрнауки России.

Для достижения указанных целей требуется решение следующих задач:

- выявление условий, способствующих проявлению коррупции в сфере деятельности Минобрнауки России;

- разработка и внедрение механизмов, противодействующих возможности коррупции в сфере деятельности Минобрнауки России;

- снижение возможности риска коррупционных действий;

- увеличение выгод от действий в рамках закона и во благо общественных интересов.

 

3. Система программных мероприятий

 

Программа основывается на реализации шести основных и ряда дополнительных направлений.

Основные направления Программы:

3.1. Создание ответственного органа по противодействию коррупции в Минобрнауки России, проведение иных подготовительных мероприятий.

Для противодействия коррупции в Минобрнауки России создается коллегиальный орган (ответственный орган по противодействию коррупции) - Комиссия по противодействию коррупции.

 

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Указ Президента РФ N 269 от 03.03.2007, а не от 04.03.2007.

 

Функции Комиссии по противодействию коррупции могут быть возложены на Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Министерства образования и науки Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, созданную в соответствии с Указом Президента РФ от 04.03.2007 N 269 (Приказ Минобрнауки России от 30.03.2007 N 98).

Основной деятельностью ответственного органа является координация антикоррупционной политики и контроль за ее проведением, что предполагает выработку и реализацию системы мер, направленных на предупреждение и ликвидацию условий, порождающих, провоцирующих и поддерживающих коррупцию во всех ее проявлениях.

Должна быть создана (при необходимости) система обмена информационного взаимодействия с подразделениями правоохранительных органов, обеспечивающих антикоррупционную деятельность.

3.2. Совершенствование организационной деятельности Минобрнауки России по размещению государственных заказов.

Должна быть продолжена работа по оптимизации процедур закупок для государственных хозяйственных нужд. В частности, будет реализована система мер по:

- установлению процедур, позволяющих проводить мониторинг отклонения цен заключения договоров от среднерыночного уровня;

- установлению и использованию максимального числа процедур, расширяющих свободную конкуренцию поставщиков продукции для государственных нужд;

- устранению случаев участия на стороне поставщиков продукции для государственных нужд лиц, которые могут оказать прямое влияние на процесс формирования, размещения и контроля над проведением государственных закупок.

3.3. Организация проведения антикоррупционной экспертизы ведомственных нормативных правовых актов и их проектов, а также проектов нормативных правовых актов, вносимых в Правительство РФ.

Противодействие коррупции должно включать в себя мероприятия по исключению из нормативных правовых актов норм, порождающих коррупцию, повышающих вероятность совершения коррупционных сделок.

Необходимо минимизировать меру административного усмотрения, без которого процесс государственного управления невозможен. Наиболее актуальной представляется антикоррупционная экспертиза в отношении тех нормативных правовых актов, которые регулируют контрольные, разрешительные, регистрационные, юрисдикционные полномочия государственных гражданских служащих во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, а также порядок и сроки реализации данных полномочий.

3.4. Внедрение системы внутреннего контроля в Минобрнауки России.

В сфере компетенции Минобрнауки России находится возможность создания собственной системы внутреннего контроля, основанной на механизме служебных разоблачений. Механизм служебных разоблачений заключается в немедленном предоставлении отдельными государственными гражданскими служащими Минобрнауки России информации о коррупционных инцидентах, в которые вовлечены их коллеги, в Комиссию по противодействию коррупции.

Основным направлением внутреннего контроля должна стать система постоянного мониторинга имущественного положения должностных лиц, в том числе на основе анализа деклараций о доходах и имуществе, принадлежащем должностным лицам на праве собственности.

3.5. Установление обратной связи с потребителями государственных услуг.

В Минобрнауки России должна проводиться экспертиза жалоб и обращений граждан с точки зрения наличия сведений о фактах коррупции и проверки наличия фактов, указанных в обращениях.

Предусматривается установка в общедоступном месте здания Минобрнауки России специального почтового ящика для сбора обращений и жалоб от граждан и организаций, а также "телефона доверия".

Предусматривается открытие на сайте Минобрнауки России специальной страницы для отзывов о деятельности министерства, его структурных подразделений и должностных лиц (с ограничением доступа к указанной информации).

В рамках деятельности Комиссии по противодействию коррупции в министерстве будут рассматриваться поступающие сообщения (обращения, жалобы) о коррупционных инцидентах в Минобрнауки России, находящихся в его ведении организациях, подведомственных ему федеральных службах и федеральных агентствах, и результаты будут сообщаться заявителю.

3.6. Формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции со стороны государственных гражданских служащих, а также получателей государственных услуг.

Основная задача этического образования государственных гражданских служащих - разъяснение им основных положений международного законодательства, законодательства Российской Федерации по противодействию коррупции, корпоративных ценностей Минобрнауки России, вопросов административной и уголовной ответственности за коррупционные правонарушения и преступления, разъяснение ситуаций конфликта интересов и механизмов его преодоления.

Будут организованы семинары по вопросам этики государственной службы, на которых также будут рассматриваться вопросы правового образования.

Указанные мероприятия должны проводиться как для сотрудников центрального аппарата Минобрнауки России, так и для центрального аппарата подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств.

Необходимо перейти к систематической публикации информационных материалов о том, что такое коррупция, как она влияет на социально-экономическое развитие страны, в чем заключается ущерб, наносимый Российской Федерации, обществу и каждому отдельному гражданину коррупцией, какие действия по противодействию коррупции предусматриваются международным законодательством и законодательством Российской Федерации, как эти меры могут повлиять на конкретную ситуацию с коррупцией.

3.7. Применение технических средств контроля поведения должностных лиц, замещающих коррупционно опасные должности в Минобрнауки России.

Для существенного снижения возможностей коррупционного поведения при исполнении государственных функций (в частности, функций координации и контроля) на первом этапе реализации Программы исследуется возможность использования современных технологий, позволяющих получать информацию о поведении должностного лица.

 

4. Описание ожидаемых результатов реализации Программы

 

В результате реализации Программы:

- снизится возможность коррупции в Минобрнауки России, подведомственных ему федеральных службах и федеральных агентствах;

- укрепится доверие населения к государству, повысится уважение граждан к государственной гражданской службе.

Минобрнауки России осуществляет организацию исследования и оценку эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым индикаторам.

После внедрения механизмов исследования коррупционных рынков при исполнении государственных функций оценка эффективности реализации Программы должна проводиться по показателям, отражающим:

- число выявленных коррупционных правонарушений со стороны государственных гражданских служащих, иных должностных лиц, работающих в Минобрнауки России;

- долю граждан и организаций, сталкивающихся с проявлениями коррупции;

- уровень удовлетворенности заявителями качеством и доступностью государственных услуг.

 

5. Сроки и этапы реализации Программы

 

Сроки реализации Программы - 2007 - 2008 годы.

Первый этап реализации Программы - второе полугодие 2007 года, разработка и принятие необходимого нормативного правового и методического обеспечения, должностных и административных регламентов.

Второй этап реализации Программы - 2008 год, реализация основных мероприятий Программы в Минобрнауки России.

 

6. Риски реализации Программы

 

Успех реализации Программы зависит от выполнения Плана мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации (утвержден распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р) в части обеспечения федеральных органов исполнительной власти необходимым нормативным правовым и методическим обеспечением противодействия коррупции, принятия нормативных правовых актов.

Невыполнение указанных условий может являться основанием для переноса отдельных программных мероприятий на более поздний срок.

При принятии федеральных законов в сфере противодействия коррупции, принятии иных нормативных правовых актов Программа подлежит пересмотру с целью ее приведения в соответствие законодательству Российской Федерации или интеграции новых направлений противодействия коррупции в общую систему мероприятий.

 

7. Ресурсное обеспечение Программы

 

Программа реализуется за счет средств, предусмотренных на финансирование текущей деятельности Минобрнауки России. Дополнительными источниками средств на реализацию программных мероприятий могут являться средства федерального бюджета, выделяемые на финансирование мероприятий административной реформы.

 

8. Система управления и контроль за реализацией Программы

 

Контроль за реализацией Программы возлагается на министра образования и науки Российской Федерации.

Ответственной за реализацию Программы противодействия коррупции в сфере деятельности Минобрнауки России является Комиссия по противодействию коррупции в Минобрнауки России.

Комиссию по противодействию коррупции возглавляет министр (заместитель министра) образования и науки Российской Федерации.

Комиссия по противодействию коррупции осуществляет следующие функции:

- обеспечение участия в управлении реализацией Программы представителей гражданского общества, в том числе экспертных и научных организаций;

- информирование компетентных органов о возможных фактах коррупции в Минобрнауки России;

- проведение детального анализа исполнения процедур размещения государственного заказа на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, в том числе проведение сопоставительного анализа закупочных цен со среднерыночными;

- сбор и анализ информации о признаках и фактах коррупционной деятельности, юридическая оценка и выработка мер по их устранению;

- обеспечение внедрения технических мер контроля за деятельностью должностных лиц Минобрнауки России, включая систему передачи информации в компетентные органы;

- выявление причин и условий коррупции, в том числе способствующих незаконному расходованию бюджетных средств, выработка мероприятий по их устранению;

- контроль проверки кадровым органом министерства персональных данных, представляемых кандидатами на государственную гражданскую службу, в том числе на наличие судимостей, соответствия действительности декларации о доходах;

- обеспечение интенсивного взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти по вопросам реализации Программы.

Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы является использование на всех стадиях независимого мониторинга хода реализации Программы. Оперативная информация о ходе реализации основных мероприятий Программы, о нормативных актах по управлению Программой и об условиях проведения конкурсов размещается на официальном сайте Минобрнауки России (за исключением закрытых конкурсов) в сети Интернет.

Важнейшим элементом механизма реализации Программы является связь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки мероприятий Программы и ресурсов для их реализации. В связи с этим ежегодно в ходе реализации Программы, с учетом средств, выделяемых Минобрнауки России, формируется детализированный организационно-финансовый план, который уточняется один раз в полгода на основе оценки результативности программных мероприятий, достижения целевых индикаторов, уточнения перечня проводимых мероприятий и выделяемых на их реализацию объемов финансовых ресурсов.

 

9. План реализации Программы

 

 N

п/п

     Мероприятие     

     Ответственный     

      исполнитель      

    Срок   

 выполнения

в 2007 году

 

          1          

           2           

     3     

                1. Подготовительные мероприятия                

1.1

Разработка положения о

Комиссии по противо- 

действию коррупции   

Заместитель министра   

образования и науки    

Российской Федерации   

Май        

1.2

Разработка администра-

тивного регламента об-

мена информацией между

Минобрнауки России и 

компетентными органами

Отдел по мобилизационной

подготовке и специальным

программам             

Август     

 2. Противодействие коррупции в области государственных закупок

2.1

Контроль проведения  

структурными подразде-

лениями министерства 

процедуры обязательной

экспертизы всех доку-

ментов в сфере закупок

Комиссия по противодейс-

твию коррупции         

Июнь, далее

- постоянно

     3. Проведение экспертизы проектов нормативных актов на    

                       коррупциогенность                       

3.1

Разработка методики  

проведения комплексной

независимой антикор- 

рупционной экспертизы

документов в сфере   

закупок              

Отдел по мобилизационной

подготовке и специальным

программам             

Департамент прогнозиро-

вания и организации    

бюджетного процесса    

Июнь       

3.2

Проведение анализа на

коррупциогенность    

проектов нормативных 

актов Минобрнауки    

России               

Комиссия по противодейс-

твию коррупции         

Июнь, далее

- постоянно

 4. Установление обратной связи с потребителями государственных

                    услуг Минобрнауки России                   

4.1

Осуществление экспер-

тизы жалоб и обращений

граждан с точки зрения

наличия сведений о   

фактах коррупции и   

проверки наличия фак-

тов, указанных в обра-

щениях               

Комиссия по противодейс-

твию коррупции         

Май, далее 

- постоянно

4.2

Организация "телефонов

доверия", определение

порядка обработки    

поступающих сообщений

Отдел по мобилизационной

подготовке и специальным

программам             

Департамент по управле-

нию делами и государст-

венной службе           

Август     

            5. Этическое просвещение должностных лиц           

5.1

Организация семинаров

по этическому просве-

щению                

Структурные подразделе-

ния министерства       

Комиссия по противодей-

ствию коррупции        

Май, далее 

- постоянно

 6. Контроль коррупционного поведения государственных служащих,

           занимающих коррупционно опасные должности           

6.1

Организация внутренне-

го информирования о  

коррупционном поведе-

нии                  

Комиссия по противодейс-

твию коррупции         

Отдел по мобилизационной

подготовке и специальным

программам             

Май        

6.2

Изучение проблемы    

оснащения мест приема

заявителей системами 

видеонаблюдения и    

звукозаписи           

Департамент по управле-

нию делами и государст-

венной службе          

Сентябрь   

2007 г. -  

май 2008 г.