СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
Паспорт Программы………………………………………………………3-5
I. Информационная справка о школе. Введение……………………………...6
I.1. Общие сведения о
школе……………………………………………….7
I.2. Текущее ресурсное
обеспечение школы…………………………….8-9
I.3. Внешние связи
школы………………………………………………….9
II. Основные итоги реализации
программы развития школы на 2009-2013 гг…..10
II. 1. Качество
формирования системы образования………………10-12
II.2. Система работы
методической службы…………………………12-14
II.3. Система работы над
сохранением здоровья ребенка…………14-15
II.4. Система работы
повышения уровня воспитанности учащихся, взаимодействие, сотрудничество с
семьей…15-16
III. Основные направления и этапы
развития образования школы.
III.1. Дошкольное образование………………………………………….16
Ш.2. Общее
образование……………………………………………….16-17
Ш.З. Национальное
образование………………………………………….17
III.4. Воспитание и дополнительное образование детей и подростков..17
III.5 Специальное
образование…………………………………………..18
Основные направления
деятельности……………………………….18-25
Организация досуга и
отдыха…………………………………………..20
III.6 Формирование информационной образовательной
среды…….21-22
III.7 Внедрение новых
финансово- экономических механизмов………..22
Паспорт программы
развития МБОУ СОШ с. Шелканово
на 2014-2018 годы
Наименование программы |
«Развитие
образования в МБОУ СОШ с.Старобазаново»
на 2014-2018 годы |
Основание для разработки Программы |
·
Закон Российской Федерации "Об образовании в
Российской Федерации" (принят Государственной Думой 21.12.2012г.,
одобрен Советом Федерации 26.12.2012г.); ·
Закон Республики Башкортостан от 1 июля «Об
образовании в Республике Башкортостан» (принят Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан 27
июня 2013 года); ·
Национальная образовательная инициатива
"Наша новая школа» от 04.02.2010 №Пр-271; ·
Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утвержденная
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2010 № 751; ·
Программа «Развитие образования Республики
Башкортостан на 2013-2017 годы, утвержденная Постановлением Правительства
Республики Башкортостан №54 от 21 февраля 2013г. ·
Программа развития образования в МР Бирский район РБ, приказ № 2993 от 14.10.2013 год |
Заказчик Программы – |
Муниципальное
казенное учреждение Управление образования муниципального района Бирский район Республики Башкортостан |
Основной разработчик программы |
МБОУ
СОШ с. Шелканово |
Цели и задачи программы |
Цели: ·
обеспечение
доступности качественного образования, государственных гарантий прав граждан
на общедоступность и
бесплатность общего среднего образования; ·
закрепление устойчивой
динамики развития системы образования; ·
достижение высокого
уровня образовательных услуг,
удовлетворяющих
потребности современных жителей Задачи -Обеспечение общедоступного, качественного
дошкольного, начального, основного, среднего общего образования в соответствии с
требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
образования через: - развитие системы дошкольной подготовки, предпрофильной подготовки - внедрение современных образовательных, информационных и коммуникационных технологий, - совершенствование материально-технической базы школы. 2. Развитие здоровьесберегающей среды. 3. Создание эффективной, постоянно действующей системы непрерывного образования педагогов, формирование коллектива учителей, способных на современном уровне решать общую педагогическую задачу обучения и воспитания в соответствии с основными направлениями модернизации образования в РФ. 4. Создание системы активного включения семьи в процесс самоопределения и самореализации обучающихся в соответствии с традициями национального семейного воспитания. 5. Совершенствование системы выявления, поддержки и
сопровождения одаренных детей. |
Важнейшие целевые
индикаторы и показатели программы |
1.Доля выпускников, сдавших Единый государственный
экзамен (далее ЕГЭ) от числа выпускников, участвовавших в ЕГЭ – 100% 2.Доля
выпускников, сдавших государственную итоговую аттестацию (далее ГИА) от числа
выпускников, участвовавших в ГИА – 100% 3.Доля обучающихся,
получающих полноценное горячее питание в ОУ, от общей численности обучающихся
– 100% 4.Доля обучающихся и педагогов и родителей,
удовлетворённых качеством питания в школах – 98% 5.Количество
школьников, принимающих участие в городских, региональных, межрегиональных и
международных конкурсных мероприятиях 6.Доля
учителей общеобразовательного учреждения, прошедших
формы повышения квалификации - 100% |
Сроки реализации |
2014-2018 годы |
Основные мероприятия программы |
В рамках реализации
мероприятий программы в период 2013-2017 годы предполагается организация и
проведение мероприятий в рамках следующих приоритетных направлений: 1. Модернизация содержания дошкольного, начального, основного, среднего общего образования в
условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов
нового поколения 2. Обеспечение доступности,
совершенствование содержания и технологий образования 3. Развитие системы обеспечения качества образования 4. Формирование физически здоровой личности школьника; 5. Выявление и поддержка
талантливых детей; 6. Развитие кадрового
потенциала; 7. Комплектование книжного
фонда библиотеки общеобразовательного
учреждения учебниками; 8. Информатизация
образования. |
Исполнители программы |
Администрация,
педагогический коллектив школы, ученический коллектив, родительская общественность |
Участники программы |
Администрация школы Преподаватели и работники
школы Обучающиеся Родители и лица их
заменяющие Социальные партнеры Общественные организации |
Ожидаемые результаты
реализации программы и показатели эффективности расходования бюджетных
средств |
Обеспечение
общедоступного, качественного образования через: - развитие системы дошкольной
подготовки, повышение
доступности дошкольного образования - внедрение современных
образовательных технологий, -
совершенствование материально-технической базы школы. 2.
Решение проблемы укрепления и сохранения здоровья детей посредством внедрения
здоровьесберегающих технологий в образовательный
процесс. 3.
Построение эффективной, постоянно действующей системы непрерывного
образования педагогов, формирование
коллектива учителей, способных на современном уровне
решать общую педагогическую задачу обучения и воспитания на основе принципов
Педагогики Успеха в соответствии с основными направлениями модернизации
образования в РФ. 4.
Создание система активного включения семьи в процесс самоопределения и самореализации обучающихся в соответствии с традициями
национального семейного воспитания. |
Система организации контроля за исполнением программы |
Информация
о ходе выполнения программы и расходовании выделенных финансовых средств предоставляется исполнителями в установленном
порядке. Текущее управление и координация исполнения программы осуществляется
МБОУ СОШ с. Шелканово |
Введение
В России внедряется национальная образовательная
инициатива «Наша новая школа», направленная на модернизацию и развитие системы
общего образования страны.
Программа развития российской школы
включает в себя пять основных направлений.
1. Создание обучения, при
котором уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к
жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Решению этой задачи должно
соответствовать обновленное содержание образования.
2. Одновременно с
внедрением новых стандартов общего образования «должна быть выстроена
разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их
сопровождения в течение всего периода становления личности».
3. Качественное улучшение
состава преподавателей.
4. Изменение облика школ
– «как по форме, так и по содержанию». Находиться в школе
ребенку должно быть
комфортно как психологически, так и физически.
5. Решение всего спектра вопросов,
касающихся здоровья школьников.
Программа развития МБОУ СОШ с. Шелканово
на 2013 – 2017 годы (далее – Программа) – основополагающий документ,
устанавливающий
Приоритеты,
стратегию и основные направления её развития.
Цели
и задачи Программы определены на основе анализа развития школы в предшествующий
период, социально-экономического положения школы, текущего состояния системы
образования, анализа внешних образовательных потребностей и внутреннего
потенциала школы. В Программе представлены основные концептуальные положения функционирования школы как системы,
определены стратегия и тактика еѐ
дальнейшего развития, выделены главные направления преобразований, содержание
предстоящей деятельности, планируемый результат и критерии его оценки.
Данная программа составлена с целью
четкого определения приоритетных направлений развития школы, направленного на
достижение качественно нового уровня еѐ
многоаспектной деятельности, который обусловливается актуальными процессами
модернизации российского образования, вызванными коренными изменениями в экономической, государственной и социальной
сферах нашей жизни.
В Программе употребляются сокращения:
ОУ – общеобразовательное учреждение
ИКТ – информационно-коммуникативные
технологии
МТБ – материално-техническая
база
ЕГЭ – единый государственный экзамен
ГИА – государственная итоговая аттестация
1.1 Общие сведения о школе
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа села Шелканово муниципального района Бирский
район Республики Башкортостан находится по адресу: 452466, РБ, Бирский район
с.Шелканово ул.Радужная, 14 и располагает следующими средствами связи:
Телефон (34784) 3-84-14
E- mail: shelk_school@inbox.ru
Адрес сайта: shelk-school.ru
ИНН: 0213002348
КПП: 025701001
ОКПО: 45300780
ОГРН: 1020201683028
БИК: 048073001
Здание МБОУ СОШ
села Шелканово
было построено 1980 году.
По состоянию на 1 сентября 2013-2014 учебного года в школе обучается 94 учащихся (9
классов-комплектов).
Школа включает следующие уровни общего образования:
Начальное общее образование - срок обучения 4 года;
Основное общее
образование - срок обучения 5 лет;
Среднее общее
образование - срок обучения 2 года.
Учащиеся школу
посещают из пяти деревень:
Шелканово, Ужара ,
Маядыково, Аккаиново , Урнак.
Традициями
школы являются:
- открытость образовательного процесса;
- уважение к личности ученика и педагога;
- создание условий для развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных образовательных возможностей;
- организация непрерывного образования учащихся;
- признание любых позитивных изменений в процессе и
результатах деятельности в качестве достижений ученика;
- сохранение и передача педагогического опыта;
- ориентация на использование передовых педагогических
технологий в сочетании с эффективными традиционными методами обучения.
За последние годы сложились традиционные
учебно-воспитательные мероприятия: День Знаний, День учителя, День пожилых
людей, День Республики Башкортостан, Вахта памяти, Шефская помощь ветеранам
войны и труда, День здоровья, Проводы Зимы, Последний звонок. День Защиты детей.
Сведения об обучающихся
(на момент утверждения программы
развития)
|
Начальное
общее образование |
Основное
общее образование |
Среднее общее образование |
Всего по школе |
Общее
количество обучающихся |
36 |
50 |
6 |
92 |
Общее
количество классов |
3 |
5 |
1 |
9 |
Число
воспитанников в группе развития (краткосрочного пребывания детей) |
|
|
|
23 |
1.2. Текущее ресурсное обеспечение школы
I.2.1. Кадровые ресурсы
Школа укомплектована кадрами полностью. В настоящее
время в школе работают 16 педагогов. В их числе удостоены
наградами:
1
- имеет звание «Отличник образования Российской Федерации»;
1
– «Почетный работник общего образования
Республики Башкортостан»
4
- награждены грамотами Министерства Республики Башкортостан;
Квалификационные характеристики
педагогических кадров:
Образование |
Педагоги школы |
Воспитатели детского сада |
Высшее
|
94% |
100% |
Незаконченное
высшее |
- |
- |
Среднее
специальное |
6% |
0% |
|
|
|
Категория |
Педагоги школы |
Воспитатели детского сада |
Высшая |
31% |
- |
Первая |
З4% |
- |
Вторая |
19% |
100 |
Без
категории |
6
% |
0 |
Шелкановская средняя общеобразовательная школа располагается в
типовом здании, построенном в 1980 году. Имеется 13 учебных кабинетов по общеобразовательным предметам, 1
кабинет для занятий группы развития (краткосрочного пребывания детей), 2
лаборантских, учебная мастерская, спортзал, столовая, спортплощадка,
пришкольный учебно-опытный участок, библиотека. Кабинет начальных
классов оборудован интерактивной доской, проектором и компьютером.
Школа с 2010
года имеет филиал начального общего образования в селе Маядыково.
За последние годы материальная база школы значительно
укрепилась:
Ø Оборудован кабинет информатики.
Ø Школа имеет
компьютерный класс.
Ø Пополнили фонд
учебников и учебных пособий на ступени начального обучения.
Ø Частично заменен технологическое оборудование в школьной столовой.
Ø Спортивный
зал ежегодно пополняется спортивным
оборудованием и инвентарем.
Ø Пришкольный
участок площадью в
Ø Школа
обеспечена автономным источником воды. Проведен водопровод в школу.
Ø Поддерживается оптимальный тепловой режим. С 2002 года
здание школы переведено на автономное газовое отопление.
Ø В 2014 году
приобретен школьный автобус ГАЗ.
Имеющаяся учебно-материальная база соответствует целям
и задачам образовательного процесса.
Условия обучения и воспитания учащихся соответствуют
существующим санитарно-гигиеническим требованиям.
В школе соблюдаются тепловой и температурный режим,
своевременно проводится влажная уборка. Все учащиеся школы получают бесплатное
горячее питание.
Школа с 2001 года находится на финансовой самостоятельности,
имеет свой расчетный счет и осуществляет оперативное управление поступающими
средствами.
1.3. Внешние связи школы
На базе школы регулярно проходят семинары, заседания
городских, районных, кустовых методических объединений, предметные районные олимпиады по различным предметам.
Педагогический коллектив и администрация школы
используют любую возможность общения с
преподавателями Бирского филиала БГУ, Благовещенского
и Кушнаренковского педагогических колледжей,
Башкирского института развития образования. Студенты данных учебных заведений
проходят педагогическую практику в нашей школе. Ежегодно выпускники школы
встречаются с преподавателями вуза, с руководителями факультетов с целью
ознакомления с условиями вступительных испытаний, с условиями и перспективами
обучения в академии. Учителя школы участвуют в научно-практических
конференциях, организуемых Бирским филиалом БГУ
социальной педагогической академией, Башкирским институтом развития
образования.
II. Основные итоги
реализации программы развития школы на
2009-2013 гг
В ходе
реализации «Перспективного плана развития Шелкановской
средней общеобразовательной школы на 2009-2013 годы», «Программы и
перспективного плана развития образования 2009-2013г.», «Программы развития
образования в Республике Башкортостан на 2009-2013г.г.», в школе был
реализован комплекс правовых,
экономических, культурных,
организационных и собственно
образовательных процессов,
направленных на:
• устойчивое развитие и функционирование школы,
укрепление ее материально- технической базы;
• сохранение и развитие национальных культур,
воспитание гражданственности и патриотизма;
• личностное
и профессиональное развитие,
гарантирующее достойный уровень жизни, духовное и физическое здоровье
подрастающего поколения;
• расширение
информационной среды, внедрение
новых образовательных технологий.
На основании приказа № 103 от 16.01.02 г. Министерства
образования РФ «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных
в сельской местности » в целях обеспечения оптимальных условий воспитания и
обучения детей дошкольного возраста детский сад
реорганизован в группу развития (краткосрочного пребывания детей) .
В результате этих изменений воспитание и обучение детей
дошкольного и школьного возраста в селе сосредоточены
в едином образовательном центре – школе.
С 1 августа 2003 года школе предоставлена финансово –
хозяйственная самостоятельность, в штатное расписание школы введены ставки бухгалтера.
II.1.
Качество формирования системы образования
В работе с
учащимися школа руководствуется Федеральным Законом № 273 «Об образовании в РФ», Уставом школы, методическими письмами и
рекомендациями Министерства Образования Республики Башкортостан, городского и
районного отдела образования,
внутренними приказами, в которых
определен круг
регулируемых вопросов о
правах и обязанностях участников
образовательного процесса.
Учебный план школы
составлен на основании Базисного учебного
плана общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан и сохраняет
в необходимом объеме
содержание образования,
являющееся обязательным на каждой
ступени обучения. Уровень
недельной нагрузки на
ученика не превышал предельно допустимого. Учебный план корректировался в
зависимости от кадровой обеспеченности.
В начальном звене
основной акцент делается на
формирование прочных навыков
учебной деятельности, на
овладение учащимися устойчивой
речевой, письменной и математической грамотностью, на воспитание
культурной речи и общение,
сохраняя здоровье учащихся.
Потому базовая часть
учебного плана включает обязательный набор
предметов,
соответствующий реальным стандартам,
и обеспечивается типовыми программами для начальной школы.
Образовательная
программа школы и
учебный план школы предусматривают выполнение
государственной функции школы — обеспечение базового общего
среднего образования,
развитие ребенка в процессе обучения. Главным условием
для достижения этих
целей является включение
каждого ребенка на каждом учебном
занятии в деятельность с учетом его
возможностей и способностей. Достижение
указанных целей обеспечивается
поэтапным решением задач работы школы на
каждой ступени обучения. Поэтому в
среднем звене обучения учителям необходимо направлять работу на
продолжение формирования
познавательных интересов учащихся
и их самообразовательных навыков. В связи
с этим педагогическому коллективу школы,
работающей в среднем звене, необходимо поставить перед
собой следующие задачи:
- заложить
фундамент общей образовательной подготовки школьников необходимой
для продолжения образования на третьей ступени
обучения;
- создать
условия для самовыражения учащихся
на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне ее.
В старшем звене
обучения завершается образовательная подготовка учащихся. Поэтому
первостепенной задачей школы
на данном этапе является достижение каждым выпускником функциональной
грамотности и его подготовка к поступлению в ВУЗы и другие учебные заведения.
Успеваемость
учащихся всех трех уровнях
образования за последние
3 года остается стабильной. В
целом по школе результаты так
же показывают небольшую
отрицательную динамику.
Организация
учебно-воспитательного процесса
- Учебный процесс организован в одну смену с 9 часов.
- Школа работает по 6-дневной учебной неделе.
- Продолжительность учебного года в 1 классе - 32
недели, в последующих —34 недели. Учебный год делится
на четверти.
- Продолжительность уроков — 45 минут. В первом классе
в I полугодии продолжительность уроков составляет 35 минут.
- Распорядок занятий, устанавливается расписанием
занятий, утвержденным директором школы.
При составлении расписания учитываются гигиенические
требования к расписанию уроков (умственная работоспособность учащихся в течение
недели, дня, «трудности» учебных предметов и преобладания статистического или
динамического компонентов во время занятий).
Большое внимание педагогическим коллективом уделяется
созданию единого образовательного пространства. В рамках преемственности между группой развития и начальной школой была проведена следующая
работа:
- педагогический консилиум;
- взаимное посещение уроков в первых классах и занятий
в подготовительных группах учителями и воспитателями группы развития.
В рамках создания единого образовательного
пространства осуществляется работа по преемственности между начальной и
основной школой, основной и средней школой.
II.2.
Система работы методической службы
Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит
от компетентности педагогического коллектива.
В своей деятельности учителя наряду с традиционными
методиками широко применяют и современные образовательные технологии:
- модульную технологию;
- элементы проектной технологии;
- здоровьесберегающие
технологии обучения и воспитания;
- элементы групповых технологий;
- элементы технологии уровневой дифференциации;
- широко используются в практике и элементы игровой
технологии.
- информационно-
коммуникативные технологии
Владение широким методическим арсеналом даёт
педагогическому коллективу школы возможность осуществлять учебно-воспитательный
процесс на достаточно высоком уровне.
В школе систематически проводится изучение и обобщение
передового педагогического опыта.
Учителя выступали со своими сообщениями на заседаниях
школьных и городских методических
объединений учителей предметников.
Педагогический коллектив школы работает над проблемной
темой
«Методические
требования к основной форме организации образовательного процесса - уроку в
условиях развивающейся школы» которая
пронизывает все звенья школьного образования: организационные,
управленческие, методические и другие.
На основе её составлены планы работы педагогического
совета, научно-методического совета, психологической службы, методических
объединений.
Формы работы над проблемной темой:
- организация
самообразования учителей;
- изучение теории по методической теме, обзор
литературы, педагогические чтения;
- проведение педсоветов, семинаров и «круглых столов»
внутри методических объединений;
-
совершенствование системы поощрения за достигнутые результаты учащихся и
работников школы;
- внедрение
новых методик преподавания в целях развития активной деятельности учащихся на
уроке;
-
отслеживание результатов работы школы;
Методическая
тема школы и вытекающие из нее темы методических
объединений соответствуют задачам,
стоящим перед школой.
Все учителя школы
объединены в предметные методические объединения, т.е. вовлечены в
методическую систему школы. Тематика заседаний методических объединений и
педагогических советов отражает основные
проблемные вопросы, которые стремится решить педагогический коллектив
школы.
Повысился
профессиональный уровень учительского
коллектива. Все учителя вовремя
проходят курсовую систему
повышения квалификации.
Выросла активность учителей, их стремление к
творчеству. В ходе предметных недель учителя проявляют хорошие организаторские
способности, применяют разнообразные формы внеклассной деятельности. Также
принимали активное участие в работе педагогического и методического советов,
кустовых методических объединений.
Поставленные
перед коллективом задачи решаются через совершенствование методики
проведения урока, индивидуальной и групповой работы
со слабоуспевающими и
одаренными учащимися,
коррекцию знаний учащихся
на основе диагностической деятельности учителя, развитие
способностей природных задатков учащихся, а также ознакомление учителей
с новой педагогической и
методической литературой.
Система повышения профессиональной компетентности
педагогов включает в себя:
-обучение на курсах повышения квалификации;
- участие в работе городских и школьных методических
объединений;
- участие в работе научно-методического совета школы;
- участие в заседаниях педагогического совета;
- участие в работе школы молодого педагога;
-подготовка и прохождение учителями аттестации на
квалификационную категорию;
- участие в научно-исследовательской работе.
В школе действуют 5 методических
объединения:
- МО учителей начальных классов;
- МО учителей гуманитарного цикла и родных языков;
- МО учителей естественного - математического цикла;
- МО учителей родного языка;
-МО классных руководителей.
Основными направлениями в работе школьных методических
объединений являются: соотношение профессионального роста учителя с повышением
качества воспитательного процесса и качества обученности
и развития школьников; ознакомление с новыми педагогическими идеями,
методиками, передовым опытом; углубление и расширение знаний по предмету, и
совершенствование мастерства.
Также на повышение качества знаний учащихся и уровень
педагогического мастерства учителей существенно влияет организация методической
и исследовательской работы в школе.
Одной из эффективных форм повышения квалификации
учителей школы является организация и деятельность педагогического совета. За
2013 -2014 учебный год приведен 1
тематический педагогический совет.
Научно-методический совет школы является органом, где
рассматриваются основные вопросы научно-экспериментальной, методической работы
в школе, обобщается и анализируется опыт работы педагогического коллектива и
вопросы внедрения технологий обучения.
Тематические заседания научно-методического совета
школы проводятся 1 раз в четверть.
Работа с педагогическими кадрами проводится
дифференцированно с учётом практического мастерства и строится на данных диагностики
профессионального уровня.
В практике школы используются различные
диагностические процедуры: рейтинг профессиональной успешности, диагностика и
самодиагностика на основе диагностических карт, анкетирование, наблюдения и
собеседования
II.3.
Система работы над сохранением здоровья
ребенка
Одним из приоритетных задач школы в прошлом году было
сохранение здоровья учащихся и выработка мотивации к здоровому образу жизни.
Работа по сохранению здоровья учащихся осуществляется
по следующим направлениям:
1. Санитарно-гигиеническая оценка образовательного
процесса (СанПин)
2. Оздоровительная работа. Формирование культуры
здоровья
3. Консультативная деятельность
4. Комплексная диагностика обучающихся.
С целью улучшения организации
образовательного процесса в школе, внешкольной работы положено начало системному подходу к решению проблем
сохранения здоровья детей и подростков: проведение мониторинга здоровья
учащихся, организация зарядок для юношей, проведение на уроках учителями
профилактической работы с учащимися (профилактика зрения, осанки и т.д.),
привлечение родителей к организации здорового образа жизни учащихся и
соблюдения режима дня, внедрение здоровьесберегающих
педагогических технологий.
Сельская школа представляет собой важнейший центр
культуры и организации досуга детей и молодежи.
Важную роль продолжает играть секция физической подготовки, в рамках
внеурочной деятельности по ФГОС, которую
посещают все учащиеся младших
классов.
Учащиеся школы принимают участие в городских и
республиканских конкурсах и занимают призовые места.
II.4.
Система работы повышения уровня воспитанности учащихся,
взаимодействие,
сотрудничество с семьей
Воспитательная работа в школе не будет успешной, если
школа не будет сотрудничать с семьей. Уже доказано временем, что воспитание
будет иметь успех тогда, когда просвещение семьи опережает просвещение ребенка.
Ведь семьи, из которых приходят в школу наши ученики, неоднородны. В них
различный материальный достаток, разное отношение к детям. Условия развития,
нравственные устои, которые влияют на его психику и на его отношение к учению и
на его состоятельность как человека. Необходимо изучать семьи.
Одна из форм
работы с родителями – родительские собрания, которые проводятся: общешкольные –
2 раза в учебном году, классные – каждую четверть и по мере необходимости.
С учетом назревшей необходимости в школе и в классах
проводятся индивидуальные консультации с родителями. Также родители вовлекаются к сотрудничеству по всем
направлениям воспитательной деятельности школы.
Формировать
высокие нравственные принципы (честность, порядочность, сострадание,
трудолюбие), научить детей следовать им в повседневной жизни – одна из главных
задач.
Необходимо научить детей действовать по правилам,
законам, которые они должны научиться исполнять; формировать такие ценности и
качества привычки, как стремление говорить правду, поступать по справедливости;
формировать навыки организованности, исполнительности, вежливости, уважение к
старшим. Реализация этой задачи осуществляется ежедневно: и на уроках, и на
переменах, и вне школы. В школе традиционно проводятся следующие мероприятия:
День пожилых людей, День учителя, День матери, Уроки России, День защитников
Отечества, Вахта Памяти… Проводятся классные часы на
нравственную тему. Тема нравственности перекликается с темой экологии,
эстетики, этики. Регулярно проводятся экологические субботники по
благоустройству территории школы. Организовываются выставки детских рисунков.
III. Основные направления и этапы развития образования школы.
Система программных мероприятий
3.1 Дошкольное образование. Работа группы развития
(краткосрочного пребывания детей)
Цели и задачи:
-
обеспечение доступности
группы развития для всех слоев
населения;
-
сохранение, развитие филиала и обеспечение их регулярного функционирования, учитывая потребности населения;
-
введение и реализация федерального и
национально-регионального компонентов содержания дошкольного образования Республики Башкортостан;
-
усиление информационной поддержки учебно-методической базы, ориентированной на использование инновационных педагогических
технологий и современных средств коммуникаций;
-
усиление воспитательного аспекта в дошкольном образовании, направленного на
формирование гражданственности, нравственности, патриотизма, любви к семье, окружающей природе
-
содействие развитию национальных культур, традиций,
обычаев и родных языков в условиях
многонациональной Республики Башкортостан
-
создание условий для личностного развития детей дошкольного возраста, формирование
у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни
3.2. Общее образование
Одним из стратегических направлений политики в сфере
общего образования в 2013-2014 учебном году явился переход к введению
федеральных государственных требований и федеральных государственных стандартов
нового поколения, целью которых является качественная подготовка выпускников к
жизни.
В настоящее время в школе разработаны Основные
образовательные программы, определены перечни мероприятий для создания условий
апробации этих программ. Успех реализации стандартов второго поколения во
многом зависит от компетентности учителя, поэтому все воспитатели, учителя, ряд
педагогов-предметников. Педагоги принимают активное участие в семинарах,
конференциях.
Одним из важнейших условий реализации Основной образовательной
программы является обеспечение доступа учителей и детей к электронным
образовательным ресурсам, имеется оборудование для локальных сетей, имеется
свободный доступ в Интернет. В 2012 году в рамках модернизации региональной
системы образования закуплено 5 ноутбуков для учителей начального звена,
получено интерактивное пособие.
В центре внимания – работа с одаренными детьми.
Ежегодно проводятся школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады
школьников. Учащиеся школы
принимают участие в республиканских
предметных олимпиадах на кубок им. Ю.Гагарина.
На базе школы работают РМО учителей родного
(марийского) языка и КМО учителей
русского языка и литературы
Значительное внимание уделяется организации отдыха и
оздоровления детей. В школах организуется работа лагеря дневного пребывания и трудового
объединения.
В целях
укрепления материально-технической базы образовательных учреждений и создания
оптимальных условий для реализации федеральных государственных образовательных
стандартов приобретено спортивное оборудование и инвентарь. Закуплено кухонное
оборудование для школьных столовых. Все
обучающиеся охвачены горячим питанием, около 40 детей из многодетных малообеспеченных семей –
бесплатно, школа
получила новый автобус ГАЗ. В рамках реализации республиканской комплексной
программы «Энергосбережение и повышение эффективности на 2010-2014 годы и на
период до 2020 года» школа получила
новый холодильник.
Введен новый учебный курс «Основы религиозных культур
и светской этики». В школе прошли родительские
собрания, на которых поднимались вопросы
выбора родителями модуля.
3.3 Национальное образование
Вопросы национального образования в районе решаются на
основе Закона Республики Башкортостан «Об образовании в РБ», «Концепции
развития национальной школы», «Закона о языках народов Республики
Башкортостан», Конституции
Республики Башкортостан. Конституция
Республики Башкортостан, Закон
Республики Башкортостан "О языках народов Республики Башкортостан"
гарантируют равноправное развитие национальных языков и культур народов
республики.
В настоящее
время по национальному составу в школе обучается русские и марийцы
В школах все
обучающийся изучают башкирский
язык как государственный, что составляет 100%.
Учащиеся школы каждый год активно
принимают участие в муниципальном этапе республиканских конкурсов сочинений, чтецов,
кроссвордов и иллюстраций «Пою мою Республику»,
посвященных Дню Республики и Году благополучного детства и укрепления
семейных ценностей.
3.4 Воспитание и дополнительное
образование
Особое внимание уделяется гражданско-патриотическому
воспитанию подрастающего поколения, которое осуществляется в соответствии с
федеральными и республиканскими нормативными правовыми документами.
Одним из значимых направлений в патриотическом
воспитании является вовлечение детей и подростков в краеведческую деятельность
в рамках Федеральной программы туристско-краеведческого движения «Отечество»,
республиканской программы «Дорогами Отечества».
Учащиеся
активно занимаются спортом ( кружок «спортивный
туризм»), принимают участие в соревнованиях районного, республиканского,
всероссийского уровня и занимают
призовые места.
3.5 Специальное образование
Модернизация специального образования направлена на
приведение образования и воспитания детей с ограниченными возможностями
здоровья, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в
соответствие с ФЗ «Об образовании в РФ» и ФЗ «Об образовании в РБ».
Большое внимание
в районе уделяется развитию специального образования. В школе – 3 ребенка-инвалида. 24
детей с ограниченными возможностями здоровья (из них 4 – обучаются на дому). В
школе с ними ведется индивидуальная
коррекционная работа. Работает Бирская
психолого - медико -
педагогическая комиссия.
В целях дальнейшего совершенствования специального
образования и охраны прав детства необходимо продолжить работу по
созданию безбарьерной среды для организации обучения
детей-инвалидов, использовать разнообразные формы и методы работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья
Основные направления деятельности
№ |
Наименование мероприятия |
исполнитель |
Срок, годы |
Ожидаемые результаты |
||
|
3.1 Дошкольное образование |
|||||
3.1.1 |
Внедрение моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения
общего образования для детей из разных
социальных групп и слоев населения |
Образовательное учреждение |
2014-2018 гг. |
Обеспечение преемственности
дошкольного и начального общего образования |
||
3.1.2 |
Введение федеральных
государственных образовательных стандартов дошкольного образования; совершенствование
содержания и повышение качества дошкольного образования |
Образовательное учреждение |
2014-2018 гг. |
Повышение качества
дошкольного образования; воспитатель, прошедший подготовку и
переподготовку для работы по новым
стандартам – 100 % |
||
3.1.3 |
Участие педагогов в муниципальных,
республиканских, всероссийских,
конкурсах, семинарах, конференциях. |
Образовательное учреждение |
2014-2018 гг. |
Выявление и распространение позитивного педагогического
опыта, всестороннее развитие личности ребенка. Развитие новых форм
дошкольного образования, внедрение в образовательный процесс новых
технологий. |
||
3.1.4 |
Проведение мониторинга
качества дошкольного образования, физического развития детей |
Образовательное учреждение |
2014-2018 гг. |
Повышение качества
дошкольного образования, совершенствование системы работы по физическому
воспитанию детей, здоровьесбережению |
||
3.1.5 |
Укрепление материально-технической базы дошкольных
образовательных учреждений. Обеспечение дошкольных
образовательных учреждений новым технологическим и учебно-методическим
оборудованием, литературой и наглядными пособиями, компьютерной техникой. |
Образовательное учреждение |
2014-2018 гг.
|
Создание необходимых
условий для получения дошкольного образования, обеспечение безопасности
детей. |
||
3.1.6 |
Подготовка и внедрение
портфолио педагогов дошкольных образовательных групп |
Образовательное учреждение |
2014-2018 гг. |
Овладение педагогов ДОГ
технологией составления портфолио |
||
3.1.7 |
Повышение, квалификации,
аттестация педагогических работников филиала дошкольного образовательного
учреждения |
Образовательное учреждение |
2014-2018 гг. |
|
||
|
3.2 Общее
образование |
|||||
3.2.1 |
Реализация Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» |
Образовательное учреждение |
2014-2018 гг. |
Реализация широкого спектра
современных образовательных задач, направленных на достижение нового качества
образования. |
||
3.2.2 |
Обеспечение учебного
процесса учебниками, пособиями, справочной |
Образовательное учреждение |
2014-2018 гг. |
|
||
3.2.3 |
Введение федеральных государственных
образовательных стандартов основного, среднего образования. |
Образовательное учреждение |
2014-2018 гг. |
Реализация прав граждан на
получение качественного основного и среднего
образования; |
||
3.2.4 |
Совершенствование системы
подготовки к Единому государственному экзамену |
Образовательное учреждение |
2014-2018 гг. |
Повышение качества
образования выпускников, увеличение доли выпускников, поступающих в вузы |
||
3.2.5 |
Укрепление материально-технической базы общеобразовательных учреждений
(капитальный ремонт, текущий ремонт и др.) |
Образовательное учреждение |
2014-2018 гг. |
Совершенствование условий
организации образовательного процесса, повышение уровня доступности
качественного образования |
||
3.2.6 |
Обеспечение
общеобразовательных учреждений спортивным инвентарем, учебным оборудованием,
учебными и наглядными пособиями, художественной литературой |
Образовательное учреждение |
2014-2018 гг.
|
Повышение качества общего
образования, обеспечение безопасности обучающихся во время занятий физической
культурой и во время проведения различных спортивно-массовых мероприятий |
||
3.2.7 |
Участие педагогов
в районных конкурсах «Учитель
года», участие в республиканском этапе
Совершенствование системы распространения
инновационного опыта школ и учителей – победителей профессиональных
конкурсов. |
Образовательное учреждение |
2014-2018 гг. |
Повышение профессиональной компетентности
педагогических работников. Представление передового
педагогического опыта на муниципальном и республиканском уровнях. |
||
3.2.8 |
Внедрение инновационных
образовательных технологий сохранения и развития здоровья детей |
Образовательное учреждение |
2014-2018 гг. |
Внедрение инновационных
образовательных технологий, основанные на самоорганизации здорового образа
жизни |
||
3.2.9 |
Совершенствование системы
школьных конкурсов и олимпиад для одаренных детей |
Образовательное учреждение |
2014-2018 гг. |
Доля учащихся, участвующих
в конкурсах и олимпиадах – 20 % |
||
|
3.3.
Национальное образование |
|||||
3.3.1 |
Участие в семинарах,
научно-практических конференциях в целях внедрения в ОО наиболее эффективных
технологий преподавания родных и государственных языков |
Образовательное учреждение |
2014-2018 гг. |
Владение национальных пед.кадров
информационно-коммуникативными технологиями |
||
3.3.2 |
Создание условий для
полноценного изучения государственных языков и предметов по истории и
культуре Башкортостана |
Образовательное учреждение |
2014-2018 гг. |
Обеспеченность ОО учебниками, пособиями, справочной
литературой по предметам национально-регионального компонента |
||
|
3.4
Воспитание и дополнительное образование детей |
|||||
3.4.1 |
Обновление
научно-методического и программно-методического обеспечения воспитания |
Образовательное учреждение |
2014-2018 гг. |
|
||
3.4.2 |
Участие в творческих
конкурсах, фестивалях |
Образовательное учреждение |
2014-2018 гг. |
|
||
|
3.5 Специальное (коррекционное) образование |
|||||
3.5 .1 |
Повышение
уровня обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов |
Образовательное учреждение |
2014-2018 гг. |
Повышение
качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья. |
||
3.5.2 |
Развитие
системы специального (коррекционного) образования |
Образовательное учреждение |
2014-2018 гг. |
|
||
|
3.6 Организация досуга, отдыха, оздоровления и занятости детей,
подростков |
|||||
3.6.1 |
Организация
массового летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и
учащихся |
Образовательное учреждение |
2014-2018 гг. |
Расширение
возможностей системы отдыха для приобщения к здоровому образу жизни,
активизации трудовой занятости, профилактики девиантного
и асоциального поведения, самореализации и самоопределения детей, подростков
и молодежи |
||
3.6.2 |
Методическое
обеспечение отдыха, оздоровления и занятости детей |
Образовательное учреждение |
2014-2018 гг. |
|
||
3.6.3 |
Организация деятельности муниципальных
загородных детских баз отдыха и лагерей дневного пребывания в образовательных
учреждениях муниципального района Бирский район
Республики Башкортостан |
Образовательное учреждение |
2014-2018 гг. |
|
||
|
3.7
Формирование информационной образовательной среды |
|||||
3.7.1 |
Обеспечение эффективного использования
электронных учебно-методических комплексов |
Образовательное учреждение |
2014-2018 гг. |
Обеспечение учебных
дисциплин электронными образовательными ресурсами |
||
3.7.2 |
Создание системы учета достижений
учащихся в учебной и внеурочной деятельности в форме портфолио |
Образовательное учреждение |
2014-2018 гг. |
Наличие портфолио учащихся – 100% |
||
3.7.3 |
Участие школьников и педагогов в интернет- олимпиадах, конференциях, семинарах |
Образовательное учреждение |
2014-2018 гг. |
Развитие единого сетевого
пространства сферы образования |
||
|
3.8 Внедрение новых финансово - экономических механизмов |
|||||
3.8.1 |
Достижение оптимального баланса
образовательных и финансово -экономических
механизмов нормативного финансирования |
Образовательное учреждение |
2014-2018 гг. |
Нормативное финансирование
ОО |
||
3.8.2 |
Обеспечение информационно- методического сопровождения введения новой оплаты труда |
Образовательное учреждение |
2014-2018 гг. |
Повышение
финансово-экономической компетентности руководителя ОО |
||
|
3.9 Одаренные дети |
|||||
3.9.1 |
создание
в образовательном учреждении
оптимальных условий для выявления и развития одарённых детей |
Образовательное учреждение |
2014-2018 гг. |
Увеличение количества
участий в конкурсах, конференциях, в НОУ |
||
3.9.2 |
формирование системы
поощрения и поддержки одаренных детей
и педагогов, работающих с ними |
Образовательное учреждение |
2014-2018 гг. |
|
||
3.9.3 |
развитие
системы широкого освещения направлений и результатов работы с одаренными
детьми; |
Образовательное учреждение |
2014-2018 гг. |
|
||
3.9.4 |
Увеличение количества
одаренных детей школьного возраста, занявших призовые места в
республиканских, всероссийских конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах
и иных конкурсных мероприятиях в рамках подпрограммы |
Образовательное учреждение |
2014-2018 гг. |
|
||